Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Сергей КАПКОВ: надо понять, как совместить международные программы с нашими традиционными подходами

30 сентября 2014, 11:33 UTC+3
© ИТАР-ТАСС/Вячеслав Прокофьев

В последнее время Москва научилась не только копить новые проблемы, но и успешно справляться со старыми, причем с такими, какие, казалось, не будут решены никогда. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за того, что мэрия активно перенимает опыт других мировых мегаполисов. О том, что полезного Москва может взять у Шанхая в области культуры, во время своей поездки в Китай в интервью ИТАР-ТАСС рассказал руководитель департамента культуры правительства Москвы Сергей Капков.

- Каковы сегодня приоритеты правительства Москвы в области культуры?

- Основные приоритеты, которые мы продекларировали, - это так называемая культура в формате три Д. Первая Д - это детство. В сфере образования это городской стандарт, когда каждый московский школьник (а их более 1 млн) два раза в год посещает театр, два раза в год посещает музей. И вообще у нас большая программа в сфере детского образования.

Вторая Д - это программа добрососедства. Москва - гигантский мегаполис. Наша задача - сделать локальные учреждения культуры, потому что по так называемому сталинскому генплану 80% учреждений культуры находится в центре, в пределах Третьего транспортного кольца. Наша задача заключается в том, чтобы дома культуры - а их более 150 - стали большими, заметными культурными центрами в локальном масштабе, чтобы жители могли получить, если можно так выразиться, услугу поблизости от своего дома. То есть научиться играть на музыкальном инструменте, послушать выступление в зрительном зале или лекцию.

Третья Д - децентрализация. Это напрямую связано с добрососедством. Город огромный, он испытывает транспортные проблемы. Жители в большинстве своем работают в центре, а проживают в спальных районах. Наша задача - сделать там парки уровня парка Горького, пешеходные зоны уровня Кузнецкого Моста, то есть сделать там локальные центры жизни.

Мы должны использовать азиатский опыт в проектировании набережных Кстати, во многом поэтому мы и приехали в Шанхай. Опыт Шанхая заключается в том, что здесь как раз много локальных центров - жителям не надо ехать в центр города. Нам необходимы такие центры культурной жизни в периферийных районах. Сейчас такими центрами жизни там стали огромные торговые центры у МКАД и за ним. Нам надо сделать такие центры жизни в виде общественных пространств, домов культуры, небольших музеев, выставочных залов, музыкальных или простых образовательных школ. Вот это наши новые вызовы.

- В рамках подобных визитов вы посещаете различные города и в Европе, и в Азии. Какие интересные решения из Азиатского региона могут быть применены в Москве?

- По моему мнению, мы должны использовать их опыт в проектировании набережных. Общий азиатский урбанистический и архитектурный опыт показывает, что и река может быть важной транспортной артерией, и набережная вокруг реки тоже может быть большой артерией. Москва-река протекает через весь город. И мы должны это использовать, активнее развивать набережные.

Еще один важный опыт - создание парков. За последние годы мы проводили несколько международных конкурсов по созданию или благоустройству парков. Везде участвуют китайские компании, везде они показывают интересные проекты. Они показывают, например, портфолио, в котором 200 парков. Китай - это большая, динамично развивающаяся страна. Никакая западная европейская компания не может показать такой объем, потому что там все парки построили еще 200 лет назад. А здесь активное строительство идет именно в последние годы.

На новой территории Москвы нам важен опыт плотно населенных городов В Москве мэр Сергей Собянин принял три года назад решение о развитии парков и сектора культуры как отрасли экономики. Культура - это градообразующее предприятие для Москвы как столичного региона. Конечно, у нас не столько денег, как у китайских партнеров, но тренды и направления мы должны указать. По крайней мере, иметь все проекты и участки, куда потенциально можно вложить деньги. Как правило, вместе с архитекторами мы рисуем проектов больше, чем можем реализовать в текущем году. Но зато у нас есть задел на будущее. У нас есть большая программа, и мы понимаем, куда двигаться. Дальше возникает вопрос денег, но тут мы, по крайней мере, знаем, в какой логике это делать. Поэтому подобный обмен опытом очень важен. Многие вещи возникают буквально на пустом месте. На загаженной набережной возникает интересное общественное пространство, которое заполнено огромным количеством людей. На новой территории Москвы нам важен опыт плотно населенных городов - это и Шанхай, и Нью-Йорк.

Еще один аспект, который нам важен, - это опыт Китая в развитии музыкального образования. Китай - традиционная страна, которая умеет использовать мировой опыт и адаптировать его для своих жителей. Нам это тоже максимально важно, потому что Россия - это тоже достаточно традиционная страна. Нам надо понять, как мы можем совместить международные программы с нашими традиционными подходами.

- В Шанхае строят Диснейленд. Его еще не достроили, но уже планируют расширять, так как посчитали, что с учетом быстрого развития сети скоростных железных дорог в радиусе трех часов езды здесь проживает более 300 млн потенциальных посетителей. Готова ли Москва к подобным проектам?

- Да. В районе Нагатинской поймы мы планируем построить большой парк развлечений. Наверное, он будет не таким глобальным, как шанхайский Диснейленд, но сопоставим с американскими и французским парками развлечений от Диснея.

Следующий этап - сделать велосипед не только направлением досуга и спорта, но и транспортом. - А кто будет строить?

- Я не могу это озвучить, потому что мы еще не подписали все соглашения. Но это будет международный проект.

- Будете что-нибудь заимствовать у такой велосипедной страны, как Китай, в плане развития велосипедного транспорта с поправками на наш холодный климат?

- Мы смотрели опыт не только Китая, но и того же Копенгагена, где велосипеды используются круглогодично. На сегодняшний момент у нас есть более тысячи пунктов проката велосипедов, есть велосипедные оазисы в виде парков. Можно строить длинные маршруты - взять велосипед на Крымской набережной, проехать парк Горького, Нескучный сад, Воробьевы горы, по проспекту Косыгина через Мосфильмовскую улицу оказаться в парке на Поклонной горе на Кутузовском проспекте. То есть уже большие маршруты появились. Наша задача теперь связать эти парковые зоны между собой внутри города. И это во многом удается. Следующий этап - сделать велосипед не только направлением досуга и спорта, но и транспортом. В Китае это дополнительная транспортная артерия. Люди ездят на работу, в школу, в музей и т. п. Эта культура в Москве сейчас развивается, в том числе при поддержке правительства, потому что мы сами устанавливаем велопарковки, велопрокаты, заставляем устанавливать их предпринимателей.

Беседовал Артем Чуркин

/ИТАР-ТАСС, Шанхай/