Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Татьяна ВАЛОВАЯ: проще все согласовать, чем заново восстанавливать границы

15 ноября 2014, 10:00 UTC+3 Евразийский экономический союз
Поделиться
© ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Создание Евразийского экономического союза требует перенастройки пенсионных систем стран-участниц. С отменой границ те, кто работал в разных странах, должны сохранить право на выплату пенсий, говорит министр Евразийской экономической комиссии по интеграции Татьяна Валовая. О влиянии интеграции на темпы экономического роста, спорах из-за возможного ограничения на ввоз в Россию алкоголя, новой модели социальных выплат и "серых зонах" союзного договора она рассказала в интервью ТАСС.

- До вступления в силу договора о создании ЕАЭС осталось меньше двух месяцев. Что осталось сделать?

- На национальном уровне все уже сделано. Осталось досогласовать пакет наднациональных документов. Их немного, в пределах десяти. Это то, что осталось сделать до конца года, в частности на декабрьском саммите.

В этом блоке есть документы технического характера, а есть вещи содержательные. В частности, предстоит определить условия и сроки перехода в режим единого рынка услуг. В принципе большого количества документов принимать не надо, потому что наш договор в значительной степени опирается на то, что уже было создано в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

- Есть риск не успеть до 1 января 2015 года?

- Такого не может быть. В договоре о ЕАЭС возникает достаточно много отсылочных норм по подготовке документов. Но они не связаны с конкретной датой 1 января 2015 года. Например, договоренность о запуске общего рынка электроэнергетики - с 2019 года.

А что касается 1 января 2015 года, то все документы точно будут готовы, рисков срыва нет. 

Ратификация договора о ЕАЭС в национальных парламентах уже завершена, а это 99% всей работы, связанной с запуском союза.

  Граждане стран союза свободны выбирать работу там, где им нравится

- Что меняется с созданием ЕАЭС?

- Союз - это уже не три, а четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. И это хорошо для всех четырех стран. Приведу пример. Мы договорились о взаимном признании дипломов. Граждане всех четырех стран со своими дипломами могут работать на территории всего пространства союза.

Также отменяются какие-либо разрешения на работу. То есть миграционное законодательство в отношении граждан стран ЕАЭС не предусматривает никаких ограничений. Это важно для граждан, которые свободны выбирать работу там, где им нравится, а договор гарантирует им необходимый набор социальных и медицинских прав. Это важно и для бизнеса. Если они принимают на работу квалифицированные кадры из ЕАЭС, им не нужно получать никаких квот и разрешений. Пожалуй, это самое важное, что почувствуют граждане наших государств уже с начала 2015 года. 

- Будут ли исключения в части признания дипломов из-за различия в стандартах образования?

- Исключения пока касаются юристов, педагогов, медиков и фармацевтов. Но в остальном мы исходим из того, что стандарты образования в основном у нас сближены с международным уровнем, потому что мы все участники Болонского процесса. Кроме того, научные школы в силу исторических причин были общими в наших странах. Поэтому мы доверяем друг другу по уровню высшего образования. И признание дипломов будет в дальнейшем заставлять государства инициировать вопрос о сближении стандартов образования, расширении образовательного обмена.

- Работники из стран ЕАЭС будут участвовать в российской системе обязательного медицинского страхования?

- Нет, речь об этом пока не идет. Союзный договор гарантирует оказание бесплатной срочной медицинской помощи. Что касается страховой медицины, то граждане стран союза пользуются ей за свой счет. Вообще в медицинской и социальной сферах надо изучить практику. Я не исключаю, что после того, как мы получим определенный опыт в этой сфере, придется какие-то вещи дорабатывать. Пока у нас нет больших миграционных потоков, вопрос не стоит остро, и эта тема пока не получила развития.

В таких вопросах важно привлекать людей в процесс. Иногда в договоре все прописано хорошо, но практика может быть не до конца отработана, поэтому важно получить обратную связь от граждан. 

- Возможна ли унификация пенсионных систем стран союза?

- Нет, мы не говорим об унификации, в том числе и потому, что все четыре государства находятся в процессе совершенствования своих пенсионных систем. Необходимо одно - чтобы граждане всех четырех государств знали, что пенсионные права, которые они получили, работая не у себя дома, а в любой из стран союза, будут признаны.

- Как это реализовать на практике для человека, который по нескольку лет отработал и платил налоги в разных странах союза? Какой бюджет должен платить ему пенсию?

- У нас уже есть вполне рабочая схема, которая предполагает, что этот вопрос решается в соответствии с национальным законодательством. Но пенсионные законы все время меняются, а изменения национальных законов должны коррелироваться на уровне союза. 

Пример стандартной проблемы - гражданин поработал во всех странах союза, но, проработав всю жизнь, нигде не накопил минимальный стаж. Сейчас мы исходим из того, что в последней стране проживания при расчете стажа это должно быть учтено. Но сложности могут возникнуть из-за различия пенсионных систем, которые к тому же постоянно меняются. Поэтому граждане должны получить гарантию - что бы ни происходило с национальными системами, вопрос пенсионного обеспечения должен быть урегулирован. Сейчас надо посмотреть, как это будет работать, когда пойдут новые миграционные потоки. Тогда появится практика, которая заставит нас эту тему обсуждать, чтобы не давать дополнительную нагрузку на бюджеты, но чтобы каждое государство справедливо вознаграждало труд людей, которые работают на его территории.

- Обсуждается ли модель составной пенсии - от всех стран, где работал человек?

- Это невозможно, да и не нужно, нигде в мире при интеграционных процессах на этом этапе такого не происходит. Но надо следить, как изменяются наши национальные законодательства, и помнить, что нельзя дискриминировать граждан из других стран союза, которые будут у нас работать и вносить вклад в экономику.

- Договор о ЕАЭС предполагает нововведения в налоговой сфере?

- Национальные налоговые системы продолжат функционировать самостоятельно. Все, что сейчас делается в налоговой сфере, продиктовано необходимостью обеспечения свободного передвижения товаров. Например, движение таких товаров, как алкоголь и табак, связано с акцизами. Поэтому вопрос гармонизации акцизных ставок на эту продукцию еще предстоит обсуждать. Конкретных сроков решения этой задачи пока нет, но в договоре прописано, что все переходные положения завершаются в 2025 году.

Какие-то вопросы мы, наоборот, отработали еще в рамках Союзного государства России и Белоруссии, и эта практика использована для ЕАЭС. Одна из таких тем - это начисление НДФЛ. По российскому налоговому законодательству мы платим 13% НДФЛ после того, как отработали на территории нашего государства 183 дня и стали налоговым резидентом.

Даже при бессрочном трудовом договоре первые полгода с физлиц взимают 30% НДФЛ, а потом производят перерасчет и возвращают переплату. Сейчас договором о ЕАЭС предусмотрено, что если контракт с гражданином одной из стран союза заключается более чем на 183 дня, то сразу начисляется 13-процентный налог, как на резидентов.

- Все изменения, которые предусматривает договор о ЕАЭС, произойдут сразу в четырех странах союза? В том числе в Армении?

- С момента ратификации всеми четырьмя государствами договора о присоединении Армении все будет применимо и для граждан этой страны. Они смогут вне квот работать в странах союза, их дипломы будут признаваться автоматически. 

- Как вы оцениваете перспективы присоединения к союзу Киргизии? Это возможно в 2015 году?

- "Дорожные карты" по присоединению Кыргызстана к договорно-правовой базе Таможенного союза и Единого экономического пространства обеспечивают в будущем подготовку договора о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. Процесс в последнее время идет активно и хорошо. Что касается сроков присоединения, то о них говорить пока рано. В ВТО (Киргизия - член ВТО с 1998 года. - ТАСС) есть соответствующие процедуры согласования, которые занимают, как правило, достаточно продолжительный период.

Есть "серые" зоны, где высок соблазн использовать расхождения

- Как вы оцениваете инициативу запретить ввоз в Россию из других стран союза более пяти литров алкоголя? Не противоречит ли это нормам ЕАЭС?

- Запреты на ввоз потребительских товаров в договоре о ЕАЭС не предусмотрены. Речь идет о другом. Пересечение границы еще не контрабанда. Но если алкоголь привезен в Россию с целью продажи, то должна быть приобретена российская акцизная марка. Продажа без этой акцизной марки - это нарушение национальных правил торговли.

Понятно, что есть "серые зоны", где высок соблазн использовать расхождения, например, в тех же акцизах. Именно поэтому для товаров, по которым нет свободного обращения из-за необходимости соблюдать национальное законодательство, надо гармонизировать регулирование. Контролировать эти потоки нет возможности и необходимости. На мой взгляд, надо контролировать продажу. Не надо переносить отсутствие контроля за соблюдением национального законодательства в сферу интеграционных отношений. Решение этой проблемы лежит исключительно в национальной плоскости.

- Если Россия запретит ввоз, в рамках ЕАЭС это можно будет опротестовать?

- Если какая-то из стран сочтет, что решение России противоречит договору, она сможет обратиться в суд Евразийского экономического союза. Я к этому отношусь спокойно. Как показывает опыт Европейского союза, такие споры неизбежны.

Когда мы снимаем границы, многие процессы не хочется гармонизировать, поскольку это весьма болезненно. Потом приходит понимание, что отсутствие гармонизации создает новые проблемы. Тогда проще все согласовать, чем заново восстанавливать границы. Это подталкивает интеграцию вперед.

- Вы проводили оценки влияния интеграции на экономики стран - участниц союза?

- Мы готовим проект основных направлений экономического развития союза. По предварительным оценкам, наибольший эффект будет для малых экономик - Белоруссии и Казахстана. В перспективе до 2030 года к общим темпам роста интеграция даст им плюс 15 процентных пунктов, то есть ежегодно по 0,5-1 процентному пункту. Очень неплохо. Малые экономики выигрывают больше из-за того, что получают доступ на большой рынок. Для России эффект будет меньше из-за изначально большего масштаба экономики. Но если переводить объемы в натуральную величину, то они тоже будут значительные.

- Как иностранные инвесторы отреагировали на работу по созданию ЕАЭС?

- У нас есть факты, самые заметные - в странах с небольшой экономикой - Казахстане и Белоруссии. Раньше инвестор, вкладывая в Казахстан, оценивал потенциальный рынок в 15-16 млн человек. Сейчас он может рассчитывать на 170 млн человек. С начала действия Таможенного союза в 2010 году в Казахстане с нуля создано автомобильное производство, которого не было даже в советское время. К 2017 году, по оценкам местных властей, автопроизводство вырастет в четыре раза, до 270 тыс. легковых автомобилей в год. Понятно, что инвесторы нацелены на рынок всего союза.

То же самое происходит в Белоруссии и России. Убеждена, что примерно то же самое сейчас начинает происходить в Армении.

Беседовала Вероника Ичеткина

Поделиться
Загрузка...