Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Сергей ФЕДОТОВ: получается, что нет бесхозных денег

8 декабря 2014, 14:30 UTC+3 Регулирование интернета в России
Поделиться
© Фото предоставлено РСП

Российский союз правообладателей (РСП) добивается введения авторского сбора в рунете, несмотря на противоречия с интернет-компаниями и профильными министерствами, говорит его руководитель Сергей Федотов. В интервью ТАСС он рассказал о роли Никиты Михалкова в управлении авторскими правами, позиции международных медиакорпораций и о том, как он собирается убедить пользователей интернета платить по 300 руб. в год, чтобы открыть новый рынок на $860 млн в год.

- Критики вашей концепции авторских сборов из интернет-отрасли утверждают в письме президенту, что она построена на ошибочном предположении о нелегальности контента в рунете. Вы действительно ошиблись?

- Письмо президенту подписала в том числе и Российская ассоциация электронных коммуникаций. На ее сайте выложено исследование о том, что платить за легальный контент готов лишь каждый четвертый интернет-пользователь. Эти данные соответствуют выводам исследования международной компании SynovateComcon, согласно которым менее трети российских интернет-пользователей платят за контент. При этом более 95% активных интернет-пользователей обмениваются в сети фильмами, видео, музыкой или книгами.

- Но крупнейшие площадки шифруют трафик и проанализировать его все равно не получится.

- По данным исследований, объем использования шифрованных (HTTPS) соединений, особенно в части "тяжелого трафика" (видео. - ТАСС), весьма невелик и существенно не будет влиять на точность данных о фактическом использовании объектов авторских и смежных прав.

- Интернет-компании также утверждают, что введение сбора сделает бессмысленным создание легальных ресурсов с цифровым контентом.

- Сегодня владелец онлайн-площадки продаж цифрового контента вынужден получать тысячи, десятки тысяч разрешений от каждого правообладателя, от каждой кинокомпании, от музыкальных компаний. Но мы предлагаем более простую модель: предоставить лицензию "на все" и при этом собрать такой объем средств, которого хватит для распределения между всеми правообладателями.

- Кинотеатры пострадают при такой схеме легализации видео в интернете?

- Глобальное лицензирование не отразится на доходах кинотеатров, хотя и предоставит кинопроизводителям возможность получать существенные доходы от цифровых продаж после окончания проката их картин. В отношении релизных фильмов кинокомпании при необходимости смогут регулировать сроки их свободного появления в интернете, своевременно исключив такие фильмы из-под действия глобальной лицензии на период проката.

Зачем чинить часы, которые ходят и показывают время

- Предложения РСП по введению сборов с пользователей интернета в пользу правообладателей критикуют не только интернет-компании, но и госорганы, в частности Минэкономразвития и Минкомсвязь. Обсуждаете с ними возможные схемы?

 

- Мы находимся в процессе поиска компромисса, хотим учесть интересы как участников музыкального и кинорынка, так и пользователей - российских граждан, операторов связи, а также профильных министерств и ведомств.

С Минэкономразвития у нас пока никаких совещаний не было, они высказали свою позицию без какого-либо нашего участия. Поэтому мы ждем совещания в правительстве, которое должно пройти в декабре, где мы сможем обменяться мнениями.

Отрицательные отзывы ряда ведомств я связываю с тем, что они не до конца понимают суть нашего предложения. Видимо, необходимы согласительные совещания.

- Одна из претензий заключается в том, что инициатива нарушает обязательства, взятые Россией при вступлении в ВТО в части запрета на коллективное управление правами без договора (глобальная лицензия).

- Это принципиально неверная постановка вопроса. Обязательство не вводить коллективное расширенное управление в сфере интернета было зафиксировано только в рамках одного из протоколов встреч по ВТО. Впрочем, на прошлой неделе Конституционный суд окончательно решил спор по поводу обязательств в рамках ВТО. Нормы российского законодательства о расширенном коллективном управлении были признаны действующими и не противоречащими Конституции.

Особо отмечу, что само обязательство является спорным с точки зрения здравого смысла, потому что во многих странах - членах ВТО подобная норма действует.

- В каких?

- Коллективное управление подразумевает наличие организации, которая объединяет большое количество правообладателей и за них выполняет некоторую работу по их поручению. Такие организации существуют практически во всех цивилизованных странах. Более высокий уровень развития подобной системы - расширенное коллективное управление. В этом случае закон позволяет организации действовать от имени неограниченного круга правообладателей, конечно, за исключением тех случаев, когда кто-то из правообладателей исключит в инициативном порядке свои права. Во многих странах Евросоюза и членах ВТО такая норма тоже есть. Не во всех, но есть.

- Как это работает в России?

- В Гражданском кодексе упомянуты шесть видов аккредитации, где на основании расширенной лицензии подобная структура может действовать - по одной в каждой сфере.

Мы считаем, что эта мера себя оправдала при введении сбора по "болванкам". Я так немножко на сленге называю сбор вознаграждений за частное копирование (сбор с производителей CD-, DVD-дисков, флешек, жестких дисков и других носителей информации). Мы занялись этой работой три с небольшим года назад, как только вышло соответствующее постановление правительства, и РСП получил госаккредитацию. За это время мы вошли в пятерку крупнейших организаций в Европе по количеству сборов и выплат правообладателям.

До этого деньги вообще не собирались - ни кинематографистам, ни музыкантам. Поэтому то, что сделал Михалков, когда в свое время ходил к Дмитрию Анатольевичу Медведеву в его бытность президентом, является огромным благом для его коллег-кинематографистов и музыкантов. Они никогда не видели этих денег раньше.

А если система себя оправдала, зачем чинить часы, которые ходят и показывают время? Мы предполагаем, что данная система вполне может сработать и в отношении интернета.

- Какая роль у Никиты Михалкова в инициативе по введению авторского сбора в интернете?

- В России есть четыре аккредитованных государством организации, специализирующиеся на авторском праве. Эти организации и выступили с инициативой концепции глобальной лицензии. Никита Михалков как президент совета РСП выступил одним из подписантов письма президенту РФ от представителей советов всех аккредитованных организаций в поддержку концепции глобальной лицензии. Письмо нашло определенный отклик, президент дал поручение правительству проработать этот вопрос и доложить. Поэтому правительство, как я понимаю, в конце этого года должно подготовить некий доклад президенту, в котором будут учтены все за и против.

Когда вы платите 25 рублей в месяц, то получаете право на доступ ко всему

- Российские интернет-компании самостоятельно легализуют контент. Появляются ресурсы, такие как "Яндекс.Музыка". Если рынок сам движется к легализации, то зачем сбор?

 

- Сегодня автор как физическое лицо лично управляет своими правами, он сам подписывает договоры, оговаривает тарифы, размеры выплат и прочее. Разумеется, это неэффективно: столь колоссальный объем работы отнимает массу энергии и времени. А пожилым авторам такое зачастую вообще не по силам. Ведь необходимо одновременно быть и юристом, и специалистом по авторским правам, и экономистом, и продвинутым компьютерным пользователем.

А интернет-сайты порой вынуждены заниматься пиратством, даже если категорически этого не хотят - просто потому, что легальным способом получить лицензию на весь контент невозможно.

Да, есть закон, который позволит закрывать сайты и изымать контент, если данный контент размещен незаконно, судиться с пиратами.

Мы предлагаем простую модель, при которой монетизация контента вырастет во много раз. Доходы его создателей - авторов, исполнителей - соответственно, тоже. Глобальное лицензирование упрощает процесс, нет лишних бумаг. И кроме того, является огромным стимулом для индустрии.

Когда вы платите некоторый тариф, например 25 руб. в месяц, вы получаете право на доступ ко всему. Ваше право, скачивать контент или нет, но вы получаете такую возможность.

- Вопрос по сумме решенный? И кто будет платить?

- Предлагается такая тарифная модель: если вы имеете подключение к интернету, то к вашему счету, будь то мобильный телефон или стационарный проводной интернет, каждый месяц прибавляется 25 руб. То есть 300 руб. в год. По имеющимся статистическим данным, это приблизительно 5% от средних расходов на интернет за одну точку доступа: сейчас такие расходы составляют около 6 тыс. руб. в год.

За 25 руб. в месяц вы получаете право легально использовать (получать, распространять, делиться, обмениваться) абсолютно любой контент, который не исключен из глобальной лицензии. К примеру, в iTunes один фильм стоит в среднем 150-200 руб., один альбом – 100-150 руб. За довольно ощутимую сумму мы с вами приобретаем лишь право смотреть или слушать купленные фильмы и музыку в домашнем кругу. Возможность поделиться понравившимся произведением в интернет не предусмотрена законодательно и будет квалифицирована в таком случае как интернет-пиратство.

За 25 руб. в месяц предлагается неограниченный доступ к всемирному культурному многообразию - музыке, кино, книгам, телепередачам, - не ограничивая при этом естественное желание каждого поделиться с другими своими эмоциями и вызвавшими их произведениями искусства.

Конечно, тарифную политику будет утверждать правительство России. Там достаточно знающих, компетентных людей, которые определят цену вопроса для меня как для потребителя, простого гражданина, который хочет этим пользоваться. Мы просто считаем, что 25 руб. - разумная цена. В первую очередь необременительная: мы находимся не в самой простой экономической ситуации, ни в одной стране мира таких низких тарифов нет.

- А если я не скачиваю контент? Тоже платить должен?

- Глобальная лицензия предполагает выплату вознаграждения не за фактическое потребление цифровых книг, музыки или видео, а за предоставленную возможность использования соответствующих объектов в интернете. Подобная модель применяется операторами кабельного телевидения, когда лицензионные отчисления в пользу телеканалов включаются в сумму абонентской платы, которая не зависит от того, будет ли абонент смотреть тот или иной телевизионный канал.

Поставленный вопрос в значительно большей степени затрагивает интересы тех абонентов сетей связи, кто использует свой мобильный телефон только для звонков и SMS-сообщений. Как мне кажется, абонент должен иметь возможность выбирать объем услуг, за который он согласен платить оператору связи.

Мобильные операторы сегодня, как правило, хитрят - "зашивают" стоимость интернета в тариф. Люди думают, что интернет бесплатный, но это неправда. Следовательно, ваш вопрос должен быть обращен не к нам, а к мобильным операторам, которые в скрытом виде навязывают свои услуги всем абонентам. Человек должен иметь возможность приобрести SIM-карту без доступа в интернет и платить только за пользование телефоном. Абонентам помоложе такие ограничения, возможно, не требуются. А пожилых людей необходимо оградить от этой дополнительной услуги. Они имеют право не платить ни за мобильный интернет вообще, ни за глобальную лицензию.

- Я правильно понимаю, что если у меня три устройства с возможностью выхода в интернет, то в год я буду платить по 900 руб.?

- Если за интернет вы платите трижды, то да. Если у вас мобильный телефон, но выключена услуга мобильного интернет, то есть к интернету подключаетесь только через домашний Wi-Fi, то вы платите один раз. Если у вас дома интернет по Wi-Fi, а еще у вас на телефоне 3G, то вы и за интернет и за глобальную лицензию платите два раза.

- Закон о защите прав потребителей запрещает обуславливать покупку одного товара или услуги покупкой другого. Ваша инициатива противоречит законодательству?

- Это не услуга, мы не оказываем никаких услуг. Мы осуществляем сбор вознаграждения для правообладателей. Возьмем пример с РСП. Ввозятся мобильные телефоны в страну. Импортеры этих телефонов со стоимости каждого платят 1% от таможенной стоимости. Это компенсационный механизм для возмещения потерь правообладателей от того, что мы копируем фильм или музыку на компьютер, флешку или планшет, вместо того чтобы приобрести еще один экземпляр. Такая система была впервые введена в ФРГ в 1965 году, а затем получила последовательное развитие в странах Европы, Латинской Америки, Северной Америки, включая США.

- Кто должен заниматься сбором денег?

- Предполагается, что непосредственным сборщиком этих денег выступит оператор связи, который будет приплюсовывать эти деньги к вашему счету за интернет, будь то мобильный оператор или проводной. Далее операторы будут перечислять собранные средства в организацию по коллективному управлению авторскими и смежными правами, которая, видимо, будет создана специально для этого и получит некую государственную аккредитацию. И эта организация будет регулировать все взаимоотношения с правообладателями и осуществлять распределение и выплату им лицензионного вознаграждения.

- И сколько денег планируется собирать?

- Суммарный годовой сбор, по нашим оценкам, составит около $860 млн ежегодно. Мы полагаем, что эта сумма покроет интересы всех правообладателей, которые представлены на российском цифровом рынке. Речь идет о кино, музыке и литературе. Для сравнения: сейчас рынок легального контента в рунете оценивается примерно в $200 млн.

- Как будут распределяться деньги?

- Уровень дохода, который получает правообладатель от использования принадлежащих ему прав на объект интеллектуальной собственности, будет напрямую зависеть от популярности среди пользователей цифрового контента: чем активнее пользователи обмениваются тем или иным контентом, тем больший объем вознаграждения получают обладатели прав на него.

Все собранное вознаграждение аккредитованная организация распределяет между литературными произведениями, музыкальными произведениями и фонограммами, а также аудиовизуальными произведениями.

- Очевидно, не всегда удается найти правообладателя и произвести выплату. Куда направляются невыплаченные средства?

- Политика очень простая: мы хотим распределить максимум средств. Но судьбу нераспределенных денег в конечном счете решают сами правообладатели, которые избирают совет, руководящий каждой структурой. На примере РАО я могу сказать, что все деньги, которые не находят своего получателя в течение трех лет, направляются на повторное распределение, с тем чтобы выплатить их по наиболее популярным трекам. Есть топ музыкальных произведений, которые больше всего исполняются. В итоге их авторы эти деньги и получат.

Важно отметить, что все деньги распределяются полностью сразу. Распределение идет не по конечным правообладателям, а по объектам. То есть выявляется объект, музыкальный файл например, и на него начисляются деньги за каждый факт его использования. Дальше, когда правообладатель появляется и заявляет свои права, они подтверждаются, и он получает деньги за этот, этот и этот файл. То есть получается, что нет бесхозных денег.

- Не является ли этот сбор налогом в пользу определенной группы лиц?

- Глобальное лицензирование - это не фискальный сбор или налог. Это лицензионное вознаграждение, которое носит исключительно гражданско-правовой характер, что очевидно следует из заключений экспертов и даже решений высших судебных инстанций.

- Кто будет подсчитывать факты использования произведений? Операторы?

- Данные распределения и выплаты вознаграждения правообладателям будут формироваться посредством сопоставления результатов мониторинга медиатрафика с базой данных "цифровых отпечатков" аккредитованной организации. Мониторинг трафика будет полностью исключать возможность контроля личной информации или идентификации личности пользователей. Приобретение и разворачивание необходимого для мониторинга оборудования будет осуществляться за счет средств аккредитованной организации.

Аккредитованная организация за свой счет установит на базе каждого оператора программно-аппаратный комплекс, который будет анализировать медиатрафик и идентифицировать в нем конкретные произведения и фонограммы.

- Есть оценка инвестиций, которые потребуются для создания инфраструктуры отслеживания потребления контента?

- Все зависит от того, можно ли будет использовать оборудование DPI (Deep Packet Inspection), которое уже стоит у операторов.

- Операторы, я так понимаю, не очень рады.

- На самом деле концепция предполагает дополнительную комиссию для сотовых операторов как агентов по сбору средств. У крупных операторов есть опасения, что их более мелкие конкуренты попытаются скрываться от этого сбора и тем самым будут создавать неравную конкуренцию. Однако при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций можно выстроить жесткую схему работы и нейтрализовать этот риск.

- Вы говорили, что технически невозможно отследить, загружает контент пользователь или нет.

- Речь идет о мониторинге фактов использования, а не об отслеживании кто что и куда загрузил. В целях подсчета статистики использования контента предлагается комплексное решение, которое может быть построено на технологиях анализа трафика, снятии цифрового отпечатка и сравнении его с реестром цифровых отпечатков и метаданных из контрольной базы данных.

- Кто создаст базу данных объектов авторских прав для аккредитованной организации?

- Мы предполагаем, что мы должны будем передать в структуру, которая будет заниматься этим вопросом, те реестры, которые у нас скопились за десятилетие нашей работы. Это огромный объем данных. Мы сейчас знаем автора и правообладателя практически любой песни, кинофильма и так далее. Речь идет и о российском контенте, и о зарубежном.

Если мы не примем эту меру, то будем вынуждены констатировать, что и в интернете война с пиратами проиграна

- Поддерживают ли вашу инициативу международные компании - владельцы авторских прав?

- Эта идея, безусловно, для иностранцев революционна. Но при этом любой руководитель крупного мейджора прекрасно понимает, что российский цифровой рынок никогда не даст того объема вознаграждения, который получат иностранные правообладатели благодаря введению глобальных лицензий. Если эта модель заработает, то вознаграждение, которое будет выплачиваться и нашим, и зарубежным правообладателям, увеличится во много раз.

- Кто все-таки поддерживает из международных компаний?

- Инициативу однозначно поддерживают мейджоры в сфере авторских прав, например "Первое музыкальное издательство", которое представляет в России интересы крупнейших международных паблишингов Sony ATV/EMI и BMG Records.

- Смогут ли правообладатели отказаться от ваших услуг?

- У правообладателя есть два пути. Первый - это воспользоваться нашим предложением, то есть войти в систему глобального лицензирования и получать оттуда деньги. Второй вариант - правообладатель может изъять свои права и осуществлять управление правами самостоятельно. Мы полагаем, что для правообладателя выгоднее модель глобального лицензирования, так как он заработает существенно больше. Одними только запретительными мерами в интернете очень сложно действовать.

Инфографика Антипиратский закон

Антипиратский закон

Госдума и Совет Федерации утвердили поправки к антипиратскому закону, расширяющие сферу его действия на книги, музыку и программное обеспечение. Инфографика ТАСС

Американцы в свое время продавали CD-диски по очень высоким ценам. Из-за этой их позиции по тарифам мы в 1990-е годы проиграли войну с пиратством в области физических носителей: они держали цену настолько высоко, что российский гражданин не мог себе позволить купить его. Только в самом конце, когда диски стали уходить в прошлое, цены на них были резко снижены.

Сейчас некоторые крупные компании пытаются в интернете устанавливать высокую тарифную планку, которая нашему потребителю не по зубам. Поэтому появляется огромный соблазн продать пиратский контент по сниженной цене. Мы предлагаем вывести из тени и сделать 100% контента легальным.

Если мы не примем эту меру, то будем вынуждены констатировать, что и в интернете война с пиратами проиграна. И в минусе будут все, в том числе иностранные компании, которые не увидят никогда денег с российского цифрового рынка.

Беседовали Наталья Баринова и Александр Малахов

 

 

Поделиться
Загрузка...