Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Владимир Солнцев: планируем высадиться на Луну в 2029 году

23 апреля 2015, 12:58 UTC+3
Владимир Солнцев

Владимир Солнцев

© Фото предоставлено пресс-службой РКК "Энергия"

Вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роскосмоса Игорь Комаров доложили президенту РФ Владимиру Путину о планах запуска к Луне пилотируемого корабля. Каким будет новый корабль, когда и откуда он стартует, в интервью ТАСС рассказал президент Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Владимир Солнцев.

- Ранее сообщалось, что разрабатываемый "Энергией" пилотируемый транспортный корабль нового поколения совершит первый орбитальный полет в 2018 году. Сейчас эта информация актуальна или сроки сдвинулись?

- Работы по созданию корабля ведутся в рамках госконтракта с Роскосмосом. Запуск намечен на 2021 год. Первые полеты нового корабля будут осуществляться к Международной космической станции (МКС), затем, в середине 2020-ых годов планируется провести беспилотный облет Луны. Дальше, в 2029 году, мы должны осуществить доставку и высадку российских космонавтов на Луну с помощью лунного взлетно-посадочного комплекса.

Изменение сроков связано с рядом причин. В частности, изначально в эскизном проекте подразумевалось, что корабль будет изготавливаться из алюминиевого сплава в нескольких модификациях и первая предназначалась для полетов на низкие околоземные орбиты. С целью минимизации затрат на разработку и эксплуатацию конструкция корабля была доработана с точки зрения обеспечения возможности его использования для полетов к Луне другим планетам. Сейчас нас эта технология не вполне удовлетворяет, поскольку изготовленный таким образом корабль не будет оптимальным с точки зрения прочностных, массовых характеристик и стоимости. Нельзя забывать, что цель создания корабля – полет к Луне, а на окололунной орбите крайне дорог каждый килограмм полезного груза. Поэтому мы сейчас вносим в документацию определенные изменения, в соответствии с которыми корпус возвращаемого многоразового корабля должен быть изготовлен из композитных материалов. По нашему мнению, это позволит максимально облегчить и удешевить его конструкцию. Сейчас мы ведем активные работы по созданию композитного корпуса корабля; провели ряд статических и динамических испытаний материалов. В июне текущего года из композитов должен быть изготовлен первый полноразмерный макет герметичного корпуса корабля для проведения на нем комплекса испытаний. Его же мы планируем представить на авиасалоне МАКС-2015. Это будет уже 100-процентный прообраз "боевого" корабля. Следующие два полноразмерных макета для летных и сертификационных испытаний мы изготовим в 2016 году.

В процессе создания нового корабля нам надо решить две первоочередные задачи: во-первых, снизить его массу и стоимость; во-вторых, обеспечить замену импортных комплектующие на российские.

- Какие именно комплектующие необходимо заменить?

- Новый корабль отчасти можно считать преемником используемых сейчас "Союзов". Ведь именно на кораблях серий "Союз" и "Прогресс" ведется испытание аппаратуры для ПТК НП. Сейчас в пилотируемых кораблях "Союз" порядка 12 процентов электронно-компонентной базы  импортного производства, в грузовых кораблях "Прогресс" - около 10 процентов. Однако при изготовлении этих кораблей проблема импортозамещения не первоочередная, поскольку никто не собирается вводить санкции в отношении наших космических транспортных средств. Без наших пилотируемых кораблей на проекте Международной космической станции можно было бы ставить крест, поскольку на сегодня только "Союзы" способны доставлять туда экипажи.

Новый же корабль мы планируем сделать полностью российским, абсолютно импортонезависимым. Такую задачу нам поставило руководство страны и Роскосмос. И это возможно. Я вообще считаю, что для России ничего невозможного нет.

- В дальнейшем РКК "Энергия" при создании своих изделий полностью перейдет на российские комплектующие или это касается только нового корабля?

- Практически все приборы, используемые нами в ракетно-космической технике,  отечественного производства. Но зачастую при их изготовлении применяются иностранные электронные компоненты. Сегодня многие из этих компонентов либо уже производятся в России, либо со следующего года будут изготавливаться у нас.

У нас в корпорации разработан план мероприятий по импортозамещению электронно-компонентной базы и приборов иностранного производства, в том числе украинских. Переход на отечественную продукцию должен быть завершен в 2016 году. Хотя, по моему мнению, полностью исключить применение электроники импортного производства невозможно, а в рамках МКС - даже нецелесообразно.

- О каких украинских приборах идет речь?

- К примеру, есть радиотехническая система "Квант", которая производится одним из украинских предприятий: у нас разработана новая система полностью российского изготовления. Она весит в два раза меньше, а энергопотребление снижено в три раза. В ней, в отличие от старой версии, используется цифровая обработка сигнала.

В свое время в силу социалистической интеграции Украине  было передано производство шаробаллонов, используемых в ракетно-космической технике. При этом держателем конструкторской документации по ним является РКК "Энергия". У нас имеются абсолютно все возможности производить шаробаллоны у себя, причем это будет и дешевле, и качественнее.

- Уже определено, какая ракета-носитель будет выводить на орбиту пилотируемый корабль нового поколения?

- Учитывая, что создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса откладывается, мы решили обратиться к советскому и российскому опыту стыковок крупных объектов на низкой орбите. Вместо создания сверхтяжелой ракеты, способной обеспечить доставку на околоземную орбиту 80 тонн полезного груза, мы выбрали двухпусковую схему с использованием уже испытанной ракеты-носителя "Ангара-А5". Она будет модернизирована под выведение груза массой порядка 35-37 тонн и получит название "Ангара-А5В". Применяя схему со стыковкой пилотируемого корабля с разгонным блоком на низкой околоземной орбите и отказавшись от сверхтяжелой ракеты, мы экономим огромные средства и приближаем сроки первого полета на Луну

Для реализации этих планов, мы вместе с Центром им. Хруничева, который производит ракеты "Ангара", подготовили техническое предложение по максимальному использованию в лунной программе новой ракеты, применению третьей водородной ступени и кислородно-водородного разгонного блока для выведения полезной нагрузки на окололунную орбиту. Модификацию разгонного блока ДМ нашего производства также планируется задействовать в этой программе.

- Вас не беспокоит, что при адаптации нового пилотируемого корабля к ракете "Ангара-А5В" могут возникнуть проблемы, необходимость решения которых повлечет за собой удорожание проекта?

- Вопросы при адаптации нового корабля и ракеты-носителя "Ангара" возникнуть могут, но в большинстве своем они решаются путем согласования механических, электрических и гидравлических интерфейсов. Будет проведен анализ нагрузок на всю систему космического ракетного комплекса "Ангара-А5В", сделаны различные прочностные расчеты. Для нас сейчас принципиально важно закрыть теоретическую часть этого проекта, доказав его дееспособность. Дальше должна быть открыта опытно-конструкторская работа на создание аванпроекта по интеграции нового пилотируемого корабля и ракеты-носителя "Ангара-А5В". Обычно разработка аванпроекта занимает год-полтора, мы же планируем выполнить его максимум за шесть месяцев. После этого уже можно будет говорить об окончательной стоимости проекта, хотя и сейчас мы понимаем, что это будет в разы дешевле.

- Вы сказали, что первые полеты нового корабля будут к МКС. Но будет ли существовать к этому моменту сама станция?

- Станция уже эксплуатируется более 15 лет. В планах на ближайшие годы - доукомплектовать ее теми модулями, которые прописаны в Федеральной космической программе. Это Многофункциональный лабораторный модуль, Узловой модуль и Научно-энергетический модуль. Присоединение этих модулей позволит расширить функционал российского сегмента станции, увеличить количество научных экспериментов, полностью обеспечить своей собственной энергетикой весь наш сегмент. Свои обязательства мы конечно выполним.

Насколько я понимаю, уже достигнуты предварительные договоренности с США о продлении эксплуатации МКС до 2024 года. В ближайшее время эти договоренности будут зафиксированы документально. Какая судьба ждет МКС после 2024 года прогнозировать сложно; все зависит от решения руководства страны и наших международных партнеров. В любом случае, в новые модули мы закладываем такие технические решения, которые, в случае необходимости, позволят отделить новые модули российского сегмента и продолжить их эксплуатацию в составе национальной орбитальной станции.

- Если предположить, что после 2024 года МКС все же перестанет существовать, то каким Вам видится проект новой российской орбитальной станции?

- Исходя из сегодняшних потребностей и прогнозов, можно говорить о том, что орбитальные станции будущего останутся лабораториями для научных исследований и отработки различных технологий в условиях космического полета.

Конечно, предлагаются различные варианты. Кто-то видит перспективные станции в качестве "стапелей", на которых силами экипажей и роботизированными средствами будет осуществляться сборка крупногабаритных модулей и агрегатов.

Технически мы понимаем, каким образом это реализовать. Другой вопрос – когда? Все будет зависеть от того, как будут развиваться международные отношения и каким будет состояние самой МКС.

-- Что ждет МКС после отделения трех новых модулей?

- Оставшуюся часть станции необходимо будет спустить с орбиты и в управляемом режиме затопить в особой зоне Тихого океана, разрешенной для таких операций.

Технически российская сторона в состоянии выполнить эту процедуру. В случае, если это будет утверждено, штатный спуск МКС с орбиты займет примерно один год. Такая длительность связана с возможностями по доставке топлива на МКС российскими грузовыми кораблями, а также с необходимостью торможения станции в атмосфере Земли. Кроме того, российская сторона имеет опыт сведения с орбиты станции "Мир", который может быть использован в данном случае.

- Планировалось, что запуск Многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) состоится в 2014 году, но на этапе подготовки в его двигательной системе был обнаружен засор. Что сейчас происходит с этим и другими новыми модулями?

- Согласно плану, Многофункциональный лабораторный модуль необходимо запустить в 2017 году. Мы движемся к назначенной цели, я думаю, что эта задача будет решена в срок.

Узловой модуль уже изготовлен и находится на хранении. Он будет отправлен на орбиту после запуска Многофункционального лабораторного модуля, т.е. в 2018 году. Запуск Научно-энергетического модуля планируется на 2019 год.

- Запуски новых тяжелых модулей для МКС будут осуществляться ракетами-носителями "Протон"?

- Для запуска МЛМ и других тяжелых модулей будут использоваться ракеты "Протон". Узловой модуль будет запущен ракетой "Союз-2".

 

Беседовал Дмитрий Струговец

(ТАСС, Москва)

Поделиться: