Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Александр Галушка: cокращение расходов не отразится на создании инфраструктуры ТОР

26 января 2016, 8:00 UTC+3
Поделиться
Александр Галушка

Александр Галушка

© Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в составе российской делегации принял участие во Всемирном экономическом форуме, который с 20 по 23 января проходил в Давосе.

В рамках работы форума министр рассказал иностранным бизнесменам о созданных на Дальнем Востоке инструментах развития собственного дела, провел встречи с потенциальными инвесторами.

О том, как зарубежные предприниматели отреагировали на созданные для них условия в России и какие проекты вызвали у них наибольший интерес, рассказал в интервью ТАСС глава Минвостокразвития Александр Галушка.

- Александр Сергеевич, с кем вы встречались на Давосском форуме? О чем удалось договориться?

- Участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе можно разделить на два блока. Первый – участие в дискуссионных площадках, где проходила живая экспертная дискуссия по самым различным темам, в числе которых были как вопросы развития Дальнего Востока, так и более глобальные – четвертой промышленной революции, например.

Второй блок – двусторонние встречи с потенциальными инвесторами наших проектов на Дальнем Востоке. В рамках этих встреч мы с главой делегации, вице-премьером Юрием Петровичем Трутневым презентовали бизнесменам из Индии, Кореи, ряда европейских стран возможности инвестирования в различные проекты и перспективы ведения бизнеса в регионе. Итогами этих переговоров стали договоренности о последующих практических шагах.

В частности, с рядом индийских компаний мы договорились, что организуем бизнес-миссию на Дальний Восток, чтобы бизнесмены из этой страны на месте могли ознакомиться с преимуществами территорий опережающего развития (ТОР), Свободного порта Владивосток, потенциальных инвестиционных проектов. Мы уже начали готовить это мероприятие.

- Какие проекты вы презентовали в Давосе в рамках работы дискуссионных площадок и частных встреч с потенциальными инвесторами?

- На форуме в первую очередь были представлены созданные правительством Российской Федерации инструменты, стимулирующие привлечение инвестиций и успешное ведение бизнеса на Дальнем Востоке.

Обсуждались и практические шаги реализации ряда проектов. Например, тех, которые планируется реализовать в рамках интеграции Евразийского экономического союза и китайской инициативы "Экономического пояса Шелкового пути", это строительство мостов через реку Амур, создание транспортных коридоров из северо-востока Китая на юг Приморья.

Также сейчас рассматривается вариант создания транспортного коридора из провинции Хейлунцзян в Находку, из провинции Цзилинь – в Зарубино, коридора в порт Славянка. Эти порты работают в режиме порто-франко, который распространен на 15 районов Приморского края. В настоящее время McKinsey готовит финансово-экономическую модель реализации этих транспортных коридоров, документ уже в хорошей степени проработки. Из промежуточных результатов работы видно, что транспортные коридоры с северо-востока Китая на юг Приморья взаимно выгодны. Это экономически рентабельный и рациональный проект.

С рядом индийских компаний мы договорились, что организуем бизнес-миссию на Дальний Восток

Не секрет, что расстояние от северо-восточной части Китая до российских портов в Приморье короче, чем до портов Китая, расположенных на юге этой страны. Создание такого транспортного коридора позволит предприятиям из северо-восточной части КНР экономить на издержках транспортировки, а нам - зарабатывать на грузопотоке.

- Есть ли к настоящему времени представление общей суммы инвестиций, которая потребуется на создание транспортного коридора?

- Да, эти представления есть, но я не буду их называть, пока все расчеты не будут сверены с китайскими партнерами. Все обоснования по цифрам я лично передал в Государственный комитет КНР по развитию и реформе. Мы договорились, что до конца месяца мы проработаем вопрос по созданию совместной рабочей группы по изучению этого документа.

- Инвестиционные проекты транспортного коридора смогут претендовать на инвестиции Азиатского банка инфраструктурных инвестиций?

- Конечно, мы рассчитываем, что в этих проектах себя найдут и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, и банк БРИКС, и фонд "Шелкового пути", и Евразийский банк. Уже сейчас мы видим, что грузовая база этих проектов значительна и составляет десятки миллионов тонн. А это значит, что те затраты, которые потребуются для формирования транспортных коридоров, окупятся и дадут необходимую рентабельность.

- Какие проекты на Дальнем Востоке заинтересовали бизнесменов из Индии?

- Это самые разные проекты, связанные с переработкой, транспортом, логистикой. К примеру, индийская Tata Group интересуется проектами на Камчатке, связанными с разработкой угольных месторождений.

Затраты, которые потребуются для формирования транспортных коридоров, окупятся и дадут необходимую рентабельность

Мы эту заинтересованность увидели, информировали наших коллег о правилах недропользования в России, особенностях законодательства. Если они решатся на вход в этот проект, им придется подавать заявку на участие в аукционе, по итогам которого будет решено, кто из участников получит право пользования недрами.

- Интерес к каким месторождениям проявили компании из Индии?

- Пока рано говорить об этом. Но я отмечу, что в ряде встреч с индийскими коллегами инициативы в основном звучали с их стороны. И мы обязательно проработаем все их предложения, чтобы сформировать ответную позицию.

- Как вы считаете, чем вызван повышенный интерес индийских компаний к Дальнему Востоку?

- Не только индийские компании интересуются. Активны в вопросах потенциального сотрудничества и китайские, и корейские, и японские компании. Мы также рассчитываем, что Давосский форум станет катализатором в вопросе привлечения европейских компаний на Дальний Восток.

Но по большому счету нам не важно, откуда инвестиции, главное, чтобы они развивали дальневосточный регион - давали высокотехнологичное производство, добавленную стоимость, хорошо оплачиваемые рабочие места, налоговые поступления. Приоритетность того или иного проекта напрямую зависит от его эффективности.

- Александр Сергеевич, одной из целей вашего приезда в Давос стало также продвижение Восточного экономического форума. Проявляют ли к нему интерес участники Всемирного форума?

- Отмечу один из фактов: основатель Давосского форума, Клаус Шваб, заинтересован в развитии сотрудничества. Напомню, что ряд мероприятий ВЭФ-2015 был организован совместно со Всемирным экономическим форумом. И мы хотим, чтобы эта кооперация стала традицией. В качестве тематики второго Восточного экономического форума решено продолжить темы Давосского форума, напрямую или опосредованно касающиеся России.

- Как вы считаете, гости, посетившие первый ВЭФ, вернутся во Владивосток в 2016 году? И стоит ли ждать приезда звездных гостей, таких как Памела Андерсон?

Мы рассчитываем, что Давосский форум станет катализатором в вопросе привлечения европейских компаний на Дальний Восток

- Базовая программа форума уже составлена, сейчас мы работаем над ее детализацией, дорабатываем параметры деловых мероприятий, готовим культурную программу форума. Параллельно с этой работой рассылаются приглашения. Говорить о том, кто из гостей приедет на наш форум, мы сможем по мере подтверждения участников.

- Ожидаете ли вы на ВЭФ лидеров государств?

- Этот вопрос в настоящее время также прорабатывается вместе с МИД и администрацией президента.

- Какие ТОР планируется создать на Дальнем Востоке в 2016 году?

- Документы по трем ТОР – в Большом Камне под судостроительный завод "Звезда" и двум на Сахалине – готовятся к внесению в правительство в самое ближайшее время. Мы рассчитываем, что соответствующие решения правительства будут приняты до конца месяца.

В качестве тематики второго ВЭФ решено продолжить темы Давосского форума, напрямую или опосредованно касающиеся России

Напомню, что в конце декабря правительственная подкомиссия по вопросам реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке одобрила создание трех новых ТОР - "Большой Камень" в Приморье, "Южная" и "Горный воздух" на Сахалине.

Кроме этого, у нас готовятся документы для создания ТОР в Амурской области под газоперерабатывающий проект "Газпрома" и газохимический проект "СИБУРа" и ТОР в Еврейской автономной области, куда войдут промышленные, аграрные, логистические и транспортные проекты. В ЕАО это будет первая ТОР.

Вопросы создания этих территорий опережающего развития прорабатываются наиболее активно, цель – принять соответствующие решения правительства РФ в 2016 году.

- Как решается вопрос создания инфраструктуры для существующих ТОР? Нет ли опасений, что сроки подведения коммуникаций будут сорваны из-за сокращения расходов бюджета?

- Наша потребность на 2016 год для реализации инфраструктурных проектов для ТОР будет удовлетворена в полном объеме. Десятипроцентное сокращение не коснулось статей, из которых будет финансироваться создание инфраструктуры территорий опережающего развития на Дальнем Востоке.

- Можно говорить о том, что в 2016 году не произойдет финансирования программ на Дальнем Востоке?

- В части инфраструктуры ТОР финансирование сокращено не будет. По другим статьям – сокращение будет в связи с общим сокращением бюджета.

Но я хочу обратить внимание на то, что в дополнение к программе развития Дальнего Востока осенью 2015 года правительством РФ был утвержден перечень из 27 госпрограмм, в которых должен быть обеспечен приоритетный характер социально-экономического развития Дальнего Востока.

Проблема долга в восьми из девяти регионов Дальнего Востока (за исключением Сахалина) стоит с той же остротой, как и в среднем по России

Сейчас идет процесс выделения «дальневосточных» подпрограмм из этих 27 программ. И это даст дополнительный бюджетный ресурс развитию Дальнего Востока.

- Насколько остро на Дальнем Востоке стоят проблемы долга и как будет проходить рефинансирование региональных долгов?

- Проблема долга в восьми из девяти регионов Дальнего Востока (за исключением Сахалина) стоит с той же остротой, как и в среднем по России. Для рефинансирования задолженности дальневосточных регионов правительство РФ применяет такие же меры, как и в других территориях страны, – это замещение коммерческих кредитов бюджетными. При этом главное решение проблемы – рост налоговой базы путем открытия новых производств, реализации новых проектов, развития бизнеса. То, что мы сейчас в регионах Дальнего Востока и делаем.

- Специальных мер для решения проблемы долгов регионов Дальнего Востока со стороны государства не планируется?

- Сегодня реализуется мера, связанная со снижением софинансирования региональных бюджетов на Дальнем Востоке до 5%. То есть соотношение регионального и федерального софинансирования составляет 5 к 95. Шаг за шагом мы эту позицию в программах закрепляем.

- На какой стадии находится создание российско-китайского агропромышленного фонда? Когда мы сможем увидеть его первые проекты?

- На сегодняшний день подготовлена "дорожная карта" создания агропромышленного фонда. В ближайшие месяцы должен быть зарегистрирован совместный паевой инвестиционный фонд, в котором 51 процент будет принадлежать Российской Федерации, 49 процентов – китайским партнерам. Наша задача – чтобы в этом году фонд заработал.

К этому фонду есть интерес у российских агрокомпаний, которые предлагают свои проекты, а также у агрофондов, которые проявили интерес к привлечению финансирования.

- Александр Сергеевич, как идет работа по созданию еще одного транспортного маршрута – Северного морского пути (СМП)?

- Проведен конкурс на разработку финансово-экономической модели развития СМП, победителем которого стал Аналитический центр при правительстве России, привлекающий к этой работе компанию McKinsey. Мы видим перспективу развития СМП в части контейнерных перевозок, на которые сейчас приходится основная часть перевозок грузов по морю. Есть и перспективы развития СМП в связи с освоением арктического шельфа.

Согласно поручению президента России Владимира Путина модель развития Северного морского пути будет готовиться до 1 июля. Мы рассчитываем подробно обсудить документ 2-3 сентября на ВЭФ-2016, где одно из мероприятий будет посвящено СМП.

- Можно интегрировать проект развития СМП с "Экономическим поясом Шелкового пути"?

- На мой взгляд, СМП можно называть Северным морским Шелковым путем, если нашим китайским партнерам это нравится. Когда мы говорим о проекте "Экономического пояса Шелкового пути", речь не идет о буквальном воспроизведении той узкой полоски, которая много лет назад существовала. Предполагается формирование экономически рациональных современных транспортных коридоров, связывающих мир и его различные части.

- Александр Сергеевич, как сопредседатель МПК по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и КНДР, поделитесь своей оценкой работы МПК в прошлом году и какие ключевые задачи комиссия ставит перед собой на 2016 год?

- Межправкомиссия показала хорошие результаты работы и планирует закреплять этот результат в 2016 году. По итогам 2015 года мы ожидаем рост торгового оборота с Северной Кореей, точные цифры сможем сообщить после обстоятельного выверения статистических данных. Отмечу, что в 2015 году отмечен и рост торгового оборота между Северной и Южной Кореей - на 15 процентов в сравнении с 2014 годом, до 2,7 млрд долларов. Пока российский торговый оборот не дотягивает до таких цифр - у нас задача дойти до 1 млрд долларов в обозримой перспективе.

- Успешен ли проект железной дороги Хасан - Раджин, соединяющей Россию и КНДР?

- Да, этот проект успешен. 2015 год для железной дороги Хасан - Раджин стал годом вхождения в стадию промышленной эксплуатации. За 2015 год было перевезено 1,5 млн тонн грузов.

Более того, осенью прошлого года полотно прошло "боевое крещение": в результате сильных ливней участок дороги на территории Северной Кореи был смыт. Но отмечу, что силами северокорейских партнеров дорога в рекордные сроки была восстановлена и продолжила работу.

- Александр Сергеевич, спасибо за интервью.

Беседовал Глеб Брянский

Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости