Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Дмитрий Козак: мы будем действовать по правилу "не можешь дать денег - дай больше свободы"

25 февраля, 10:00 UTC+3 Регулирование ЖКХ
© Екатерина Штукина/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Государство разрабатывает ряд программ поддержки отдельных отраслей экономики из-за неблагоприятных внешних конъюнктурных условий. О более конкретных шагах помощи регионам рассказал в интервью ТАСС вице-премьер РФ Дмитрий Козак, выделив социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя и обозначив четкую позицию государства по нашумевшему вопросу капремонта.

- Насколько уровень долга коммерческим банкам в регионах вам кажется критичным и какие меры по преодолению этой ситуации необходимо принимать?

- Объем накопленных к настоящему времени "коммерческих" долгов регионов и связанных с этим расходов на обслуживание кредитов сегодня действительно является критичным. Не вызывает сомнения, что в большинстве субъектов Российской Федерации указанные кредиты были источником финансирования неотложных расходов в экономике и социальной сфере в связи с объективно сложившимся разрывом между закрепленными за регионами и муниципалитетами доходами и их расходными обязательствами. Объективная оценка и устранение этого разрыва - отдельная стратегическая задача, решением которой правительство в настоящее время предметно занимается. Но одним из важнейших оперативных приоритетов правительства является сокращение текущей долговой нагрузки регионов.

В этих целях субъектам Российской Федерации, с одной стороны, из федерального бюджета предоставляется существенная финансовая помощь в виде льготных бюджетных кредитов для замещения дорогих "коммерческих" кредитов. В прошлом году на эти цели было выделено более 340 млрд рублей. В бюджете на 2016 год предусмотрено 310 млрд рублей. При этом лимиты на получение бюджетных кредитов в объеме 240 млрд рублей впервые были распределены среди субъектов Российской Федерации до начала финансового года - еще в октябре-ноябре 2015 года.

С другой стороны, главным условием предоставления финансовой помощи из федерального бюджета, в том числе бюджетных кредитов, являются обязательства региональных властей по сокращению дефицитов бюджетов и коммерческих долгов. Невыполнение этих условий влечет досрочный возврат бюджетных кредитов и перераспределение этих средств другим регионам, исполняющим свои обязательства. Пока этот механизм работает достаточно эффективно. Долю рыночных заимствований в структуре долгов регионов за 2015 год удалось уменьшить почти на 3,5%.

- Как вы считаете, уровень долга будет снижаться дальше? Насколько он может снизиться в 2016 году?

- В совокупности да, он должен и будет снижаться.

Во-первых, это, как уже было сказано, обязательства региональных властей. Вполне конкретные обязательства каждого региона по снижению дефицита бюджета и объема государственного долга.

Во-вторых, по итогам 2015 года собственные доходы регионов в сравнении с 2014 годом выросли более чем на 400 млрд руб. И сейчас, по оперативным данным, в январе собственные доходы субъектов Российской Федерации по отношению к январю 2015 года увеличились на 62 млрд рублей. Следует оговориться, что география этих доходов неоднородна. Есть регионы, в которых бюджеты исполняются с дефицитом. Как уже было сказано, мы предметно занимаемся оценкой доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов, по результатам которой будут приняты решения о более справедливом распределении доходов, расходных полномочий и финансовой помощи регионам из федерального бюджета.

В-третьих, несмотря на режим жесткой экономии расходов федерального бюджета, расходы на финансовую помощь регионам по сравнению с 2015 годом практически не сокращаются.

Эти факторы должны сработать, что дает нам основания прогнозировать дальнейшее снижение общего объема обременительного для регионов "коммерческого" долга.

- Возможно ли появление каких-то новых налогов и сборов на региональном уровне для балансировки бюджетов?

- Никаких решений о дополнительных налоговых обременениях на бизнес или на граждан с целью пополнения региональных и местных бюджетов не рассматривается. В правительстве есть консолидированная позиция, что увеличение нагрузки на бизнес приведет к снижению экономической активности. В итоге мы не получим те доходы, которые собираем сегодня. Поэтому при формировании плана действий правительства на 2016 год, наоборот, прорабатываются решения о дополнительных налоговых послаблениях для малого и среднего бизнеса без ущерба для региональных и местных бюджетов.

- Какие новые инициативы возможны в строительной отрасли и ЖКХ? Как бы в целом вы оценили ситуацию в этой отрасли на фоне текущей ситуации в экономике? Будет ли продлена программа финансирования переселения из аварийного жилья? И в каком виде эта программа продолжит существование?

- В 2016-2017 годах реализация программы переселения граждан из аварийного жилого фонда будет продолжена в ранее утвержденных параметрах. Кроме решения важной социальной задачи, программа является одним из инструментов стимулирования спроса для строительной отрасли в непростой для российских строителей период.

Дальнейшее финансирование из федерального бюджета региональных программ ликвидации аварийного жилья после 1 января 2018 года будет весьма проблематичным. За этим горизонтом мы не видим поле для деятельности Фонда ЖКХ. Сейчас прорабатываются другие механизмы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Предварительно, в самых общих чертах речь идет о формировании на муниципальном уровне достаточного объема маневренного жилого фонда, социального жилья для малоимущих нуждающихся граждан и выплате собственникам жилых помещений в аварийных домах денежной компенсации стоимости земельных участков, на которых эти дома расположены. Пока это только предварительные проработки, которые требуют детальных расчетов и обоснований. Они неразрывно связаны с дальнейшей судьбой бесплатной приватизации государственного и муниципального жилого фонда. В любом случае мы должны обеспечить гарантии конституционных прав российских граждан на жилище.

- Какова общая ситуация в этих отраслях, с вашей точки зрения?

- В прошлом году объем строительства уменьшился на 10%. Есть основания полагать, что сокращение продолжится и в текущем году. Режим экономии государственных и муниципальных расходов затронет в первую очередь расходы на строительство. Так как исполнение в полном объеме социальных обязательств - выплата пенсий, других социальных выплат, заработной платы работникам бюджетной сферы - безусловный приоритет правительства. Напомню, что федеральный центр, регионы и муниципалитеты обеспечивают почти треть инвестиций в строительство. Сегодня также наблюдается существенное снижение строительной активности частных инвесторов и субъектов естественных монополий.

Теперь о ЖКХ. Источником финансирования отрасли являются платежи граждан, промышленных и иных потребителей жилищных и коммунальных услуг. С целью социальной поддержки граждан и ограничения нагрузки на бизнес эти платежи правительством существенно ограничены.

Таким образом, очевидно, что указанные отрасли будут испытывать достаточно острый дефицит ресурсов для текущего функционирования и развития. В этих условиях мы будем действовать по известному правилу: "Не можешь дать денег, дай больше свободы!". 

В плане действий правительства на 2016 год предусмотрены дополнительные меры по устранению избыточных административных барьеров для получения разрешений на строительство, для предоставления земельных участков под застройку, меры по повышению прозрачности и предсказуемости органов власти в градостроительном регулировании.

Предполагается упростить условия и процедуры заключения концессионных соглашений на объекты ЖКХ. Учитывая безусловную значимость ЖКХ, найдены источники финансовой поддержки модернизации отрасли. За счет доходов Фонда ЖКХ будут субсидироваться процентные ставки по кредитам концессионеров на объекты коммунального хозяйства.

Эти меры частично компенсируют дефицит ресурсов и будут способствовать инвестиционной активности.

- Как вы оцениваете результаты программы капитального ремонта и будет ли эта программа скорректирована, учитывая критику со стороны населения, которая звучала в последнее время? Депутаты и даже Генеральная прокуратура ставят вопрос о неконституционности капитального ремонта за счет граждан.

- У нас нет единой федеральной программы капитального ремонта. На федеральном уровне есть только закон, который определяет общие принципы функционирования этой системы на региональном уровне. Планов по радикальному изменению или отмене этого законодательства также нет. Да, сегодня ведется работа по совершенствованию федеральных правил в этом вопросе для того, чтобы сделать систему на региональном уровне более прозрачной и понятной для людей. Но ремонтировать свое жилье необходимо. Выхода другого нет.

Мы не можем себе позволить осуществлять содержание и ремонт частного жилья за счет средств налогоплательщика. Ведь сегодня люди, которые проживают в индивидуальных жилых домах, - а это 30% населения нашей страны - осуществляют ремонт домов, содержат придомовую территорию за свой счет без какой-либо помощи государства, платят налоги за это имущество, а также налоги на доходы от своей трудовой деятельности. И расходовать их средства на содержание и ремонт жилья других собственников будет просто нечестно.

Относительно конституционности капитального ремонта - я бы усомнился как раз в правомерности финансирования капитального ремонта частного (подчеркиваю - частного) жилья за счет государства, то есть за счет других граждан. Именно к этому нас призывает некоторая часть депутатов Госдумы.

Сегодня государство участвует в ремонте и содержании жилья. Но это осуществляется через адресную социальную поддержку малоимущих граждан, которые в этом нуждаются, когда расходы на содержание и капитальный ремонт жилых домов, на оплату коммунальных услуг в совокупных доходах семьи превышают установленный в регионах стандарт. Напомню, что в 2015 году гражданам по указанным правилам из федерального и региональных бюджетов были предоставлены субсидии в объеме более 300 млрд рублей.

Позиция Генеральной прокуратуры вполне сбалансирована. Конституционность собственно капитального ремонта за счет собственников жилых помещений прокуратурой подтверждается. Сомнения прокуратуры вызывает только концентрация средств граждан на счетах региональных операторов по капитальному ремонту. Однако и здесь следует отметить, что федеральным законом гражданам предоставлено право выбора: самостоятельно осуществлять сбор средств на капитальный ремонт и концентрировать средства на специальном счете многоквартирного дома или делегировать эту функцию под гарантию государства специально уполномоченной организации - региональному оператору капитального ремонта. Граждане активно пользуются этим правом. До начала запуска системы капитального ремонта (законом было отведено 6 месяцев) решение о самостоятельном формировании фондов капитального ремонта приняли жители 33,5 тыс. многоквартирных жилых домов. К настоящему времени этим правом воспользовались жители 64,5 тыс. домов.

Таким образом, для тех граждан, которые готовы и способны к самоорганизации с целью самостоятельного выполнения обязанностей по содержанию и ремонту собственного жилья, закон не содержит никаких ограничений их конституционных прав на распоряжение и расходование собственных денежных средств.

- А как вы оцениваете перспективы привлечения частных инвестиций на основе концессии в ЖКХ?

- В 2011 году после основательных дискуссий правительством был принят план действий по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Этот план отличался от предыдущих многочисленных программ и стратегий тем, что мы пересмотрели, я бы сказал, романтические представления, что в этой социально значимой, сложной и, следовательно, чрезвычайно регулируемой государством отрасли естественные законы рыночной конкуренции и самоорганизация граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг приведут к притоку инвестиций и повышению качества услуг.

В последние года полтора, когда завершилось формирование новых, лишенных прежнего романтизма правил поведения на рынке, где ключевыми игроками являются федеральные, региональные и местные власти, динамика инвестиционной активности в отрасли существенно улучшилась.

Сегодня успех в привлечении частных инвестиций зависит от последовательных практических действий региональных и местных властей. На предстоящие три года им предстоит решить задачу передачи в концессию частным инвесторам имущества всех неэффективных государственных и муниципальных предприятий ЖКХ. Эта передача будет осуществляться на принципиально новых, понятных и предсказуемых условиях взаимодействия органов власти и частных инвесторов, когда действия органов власти всех уровней, прежде всего тарифные решения, прогнозируемы и обеспечены их финансовой ответственностью. На таких условиях инвестор может и должен принять на себя совершенно конкретные инвестиционные обязательства по модернизации инфраструктуры и повышению качества коммунальных услуг. И эти взаимные обязательства гарантированы не клятвами о "дружбе и сотрудничестве", а финансовой материальной ответственностью власти и бизнеса. Это прописные истины, которые, к сожалению, не привычны ни для органов власти, ни для частных предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке жилищно-коммунальных услуг. Преодолеть эти стереотипы - чрезвычайно важная задача. Без ее решения модернизация жилищно-коммунального хозяйства невозможна.

- Какой объем привлечения частных инвестиций в этом году вы видите? По сравнению с прошлым годом.

- Прогнозировать, а тем более точно планировать объемы инвестиций что в сферу ЖКХ, что в сферу строительства достаточно трудно. Слишком волатильны внешние условия. Существует множество факторов, которые оказывают влияние на эти показатели. Прежде всего доступность и стоимость кредитных ресурсов. Важную роль сыграет психологическая готовность, я бы сказал, мужество региональных и местных властей, а также частных инвесторов принять на себя конкретные, вполне измеряемые обязательства и нести финансовую ответственность за их исполнение в долгосрочном периоде.

В 2015 году заключено 271 концессионное соглашение с общим объемом инвестиционных обязательств более 70 млрд рублей. В настоящее время объявлено еще 407 конкурсов на заключение таких соглашений. Будем надеяться, что большинство из них состоятся. В плане действий правительства на 2016 год предусмотрено более 3 млрд рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым частными концессионерами объектов ЖКХ. Это существенная поддержка претендентам на концессию коммунальных сетей. Если эти средства будут востребованы и повлекут приток инвестиций, несомненно, объем субсидий будет увеличен.

- Есть ли риски снижения финансирования по программе социально-экономического развития Крыма? С учетом сокращения расходов бюджета.

- Инфраструктурное обустройство Крымского полуострова, интеграция Крыма в общее экономическое пространство страны - один из ключевых приоритетов правительства на ближайшую перспективу. Исключение каких-либо мероприятий из программы социально-экономического развития Крыма не планируется. Возможны некоторые изменения в планах реализации программы в 2016 году. Но не по соображениям экономии средств федерального бюджета, а исходя из объективных технологических возможностей проектирования и строительства некоторых объектов. При планировании программы некоторые исполнители приняли, мягко говоря, повышенные обязательства, которые выполнить в обозначенные программой сроки объективно невозможно. Сегодня дорабатывается детальный план-график реализации каждого пункта программы, и этот план будет финансово обеспечен за счет средств федерального бюджета в полном объеме.

- Как вы оцениваете перспективы курортного сезона в 2016 году? Особенно с учетом ситуации с энергоснабжением.

- Уже сегодня проблема электроснабжения в основном решена. К началу курортного сезона, мы уверены, она будет устранена в полном объеме. График строительства второй очереди энергомоста между Таманью и Крымским полуостровом точно выполняется. С учетом активного роста внутреннего и въездного туризма объем туристического потока и загрузка базовой для Крыма отрасли будет не меньше, чем в предыдущие 2 года.

- Возвращаясь к межбюджетным отношениям, вы видите какой-то потенциал для сокращения расходов за счет повышения эффективности расходования средств именно на региональном уровне?

- Вне всякого сомнения, такой потенциал есть. Требуется кропотливая работа как на федеральном, так и на региональном, и муниципальном уровнях. Как уже было сказано, мы сегодня этим предметно занимаемся. В настоящее время правительство осуществляет инвентаризацию расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Это делается для того, чтобы просчитать актуализированный объем публичных обязательств региональных и местных властей. Такая инвентаризация не проводилась с 2004 года. К середине текущего года мы завершим эту работу и сможем ответить на вопрос предметно. Это позволит значительно более эффективно и адресно оказывать финансовую поддержку регионам из федерального бюджета.

- То есть объем можно будет определить где-то к середине года?

- Да. Но это только одна сторона проблемы. С другой стороны, в 2014 году правительством утверждены и в настоящее время реализуются механизмы ответственности как федеральных, так и региональных органов власти за выполнение обязательств по эффективному использованию средств бюджетов, выделяемых для решения приоритетных региональных и местных задач.

Сегодня можно сказать, что данный механизм работает. В 2015 году ряд федеральных органов власти был финансово наказан за несвоевременное доведение бюджетных средств до регионов. В текущем году предъявление финансовых санкций за невыполнение принятых обязательств по использованию полученных субсидий привело к отставке губернатора Забайкальского края и выговору главе Республики Карелии. Уверен, что последовательное практическое применение мер ответственности будет существенно стимулировать и руководителей федеральных министерств и ведомств, и руководителей регионов к повышению эффективности планирования и расходования бюджетных средств.  

 

Беседовал Глеб Брянский

Поделиться: