Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Роман Бердников: на электромобиле из Москвы во Владивосток

4 августа 2016, 16:00 UTC+3
Поделиться
Роман Бердников

Роман Бердников

© Россети

Первый заместитель генерального директора "Россетей" Роман Бердников в интервью ТАСС заявил о намерении компании создать в России через 2 года сеть из 1000 электрозаправок. По его словам, в будущем по всему миру электротранспорт будет постепенно вытеснять привычные нам бензин и дизельное топливо, и привел аналогию с мобильниками, которые в свое время вытеснили устаревшие стационарные телефоны. Он также поделился секретом способа зарядки электромобиля от домашней розетки и пообещал, что к 2020 году на электричестве можно будет преодолеть 8000 км и добраться на электромобиле по трассе из Москвы до Красноярска, а может быть и до Владивостока.  

- Роман Николаевич, в последнее время довольно много говорят об электрозаправках и электромобилях. Причем, по этой теме существуют диаметрально противоположные мнения. На ваш взгляд, зачем России, которая обладает большим запасом нефти и газа, развивать это направление?

- Мнений на этот счет действительно много. Скажу свое - я абсолютно уверен, что за электротранспортом будущее, ведь к этому идет весь мир. Посмотрите, что делается в Европе, с какой скоростью развивается электротранспорт, как стремительно увеличивается количество зарядной инфраструктуры и автомобилей на электричестве.

Этот тренд уже не остановить. И мы должны ему следовать, в противном случае можем отстать.

Для России как нефтяной державы развитие электротранспорта не представляет серьезной угрозы. Во-первых, электричество мы получаем преимущественно из углеводородов. Кроме того, нефть не обязательно должна перерабатываться в бензин, ведь существует масса иных способов, начиная от химических удобрений и заканчивая сложными пластикам.

Приведу еще один аргумент в пользу электромобилей: Россия недавно подписала соглашение по климату в Париже, взяла на себя определенные обязательства. При этом 90% загрязнения окружающей среды приходится на автотранспорт, а не на промышленные предприятия. При таком фокусе электромобили сразу же выходят на первый план.

- Вы говорите, что мир постепенно движется в сторону электротранспорта. Насколько это отдаленные перспективы, и какую долю на рынке могут занять электрокары?

- Сегодня во всем мире эксплуатируется более 1,3 млн электромобилей.

В частности в США развита одна из крупнейших сетей, которая насчитывает уже более 30 тысяч зарядных станций (ЗС – прим. ред.). К 2040 году мировая доля электромобилей может достигнуть 35%, а количество продаж автомобилей превысить 40 млн в год. То есть их число вырастет в 30 раз.

Если говорить о менее отдаленной перспективе, то к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 5-10% от общего числа автомобилей. Большие планы у Китая, он рассчитывает к 2020 году открыть сеть зарядных станций, которая покроет потребности 5 млн электромобилей. В Европе, по прогнозам экспертов, к 2020 году количество станций вырастет до 3 млн штук. 

1000 и 1 заправка

- Давайте остановимся на России. Сколько электрозаправок и автомобилей сейчас в стране, какие планы?

- В России сегодня зарегистрировано около 1000 электромобилей, при этом зарядная инфраструктура насчитывает порядка 60 станций, из них 30 в Москве, столько же в регионах. До конца 2016 года мы планируем открыть еще 18 ЗС в Питере, Екатеринбурге, уже функционируют ЗС в Ярославле, на острове Валаам и в Сочи. Продолжаем создавать инфраструктуру в Сколково и на территории Новой Москвы.

В целом, до конца 2018 года мы хотим установить 1000 зарядных станций в 10 российских регионах, но технических ограничений на количество нет, в случае необходимости готовы увеличить их число.

- Планы масштабные. На какой спрос рассчитываете, какое количество электромобилей появится?

- По оптимистичным прогнозам к 2020 году в России количество машин с электродвигателем может вырасти до 200 тысяч, из них до 110 тысяч машин будут находиться в Московском регионе. К 2030 году их число может подняться до 300 тысяч, а зарядных станций - до 10 тысяч.

- Существует точка зрения, что в России не нужно развивать электротранспорт, так как аккумуляторы электрокаров из-за холодного климата быстро разряжаются.

- Все это мифы. Три месяца зимой я ездил на электромобиле и могу заявить, что холод на это почти не влияет – аккумулятор у меня разряжался всего где-то на 5-7% быстрее и то, в основном, за счет отопления. При этом сегодня есть технические решения, позволяющие не тратить заряд. 

- Каким образом вы планируете развивать электротранспорт в России?

- Сейчас мы делаем акцент на три направления. Во-первых, на развитие зарядной инфраструктуры отдельных территорий – Москвы, Питера, Валаама, Сочи. Во-вторых, стремимся создать правильную систему управления сетью  ЗС и развиваем технологии. В-третьих, реализуем собственную программу по переводу корпоративного автопарка на транспорт с электрическими двигателями.

- Будете пересаживать все руководство "Россетей" на электромобили?

- А почему нет? Да, уже в этом году исполнительный аппарат "Россетей" начал использовать несколько электрических машин. Кроме того, в регионах дочерние предприятия пополнят свои автопарки электромобилями. К примеру, в Санкт-Петербурге они будут использоваться для нужд оперативно-выездных бригад.

Уже к 2020 году около 20% корпоративного транспорта "Россетей" перейдет на электричество. Сегодня в "МОЭСК" используется 8 электрокаров, а на острове Валаам - 7 электрических автомобилей. Мы также предложили ряду федеральных ведомств перевести их транспорт на электричество и со своей стороны готовы установить бесплатные зарядные станции перед министерствами.

Электромобили в массы

- Люди те еще скептики, каким образом бы будете преодолевать их привычку ездить на бензине?

- Будьте уверены, мы преодолеем их скепсис. Для нас сейчас основная цель - изменить менталитет людей, которые считают  покупку электромобилей исключительно  признаком  экологической ответственности.

Задача производителей - предложить суперсовременный продукт, который будет соответствовать имиджу и статусу его пользователя и стать отличительным признаком "технологической продвинутости" его обладателя.

Другими словами, на сегодняшнем этапе мы намерены внедрять электромобили не через их  экономичность, - а это действительно так, любой владелец электромобиля вам подтвердит, что он гораздо дешевле как с точки зрения затрат на топливо, так и в обслуживании, а через восприятие электромобиля как качественно новой технологии, которой обладать престижно. В свое время это сделали производители мобильных телефонов, и у них это получилось. Помните, буквально недавно мы думали: "Зачем нужны эти мобильники? Такие громоздкие, неудобные. Можно ведь и со стационарного позвонить". И что сейчас? Где стационарные телефоны?

- Если говорить о моде, то сразу на ум приходит идея продвижения электротранспорта по линии автоспорта. Планируете?

- Уже. Прошлым летом проводилась "Формула 1" на электромобилях в Москве на Красной площади. Очень впечатляет - те же болиды, но на электричестве. Конечно, нужно и дальше популяризировать электротранспорт, это признак современности, продвинутости, в том числе через такие мероприятия. Другими шагами может стать социальная реклама по теме экологии и вообще акцент на заботу о природе. Это сейчас модный тренд, и электромобиль прекрасно в него вписывается.  

В поисках российского электрокара

- Ведете ли вы переговоры с производителями автомобилей? Есть ли заинтересованность наших компаний в производстве электрокаров?

- Да, мы постоянно взаимодействуем. В России сегодня по большей части представлены зарубежные электромобили, но российские производители уже приступили к разработке отечественных машин и зарядных станций. Так, в рамках программы по импортозамещению Рязанский приборостроительный завод произвел пилотный образец собственной ЗС для электромобилей "Фора", которую на протяжении полугода тестировало наше дочернее предприятие - "МОЭСК", также произведен первый серийный российский электромобиль на базе газели eNext. Также мы активно сотрудничаем с Renault, обсуждаем  локализацию в России производства их электромобилей.  

- С автобусными парками ведете переговоры?

- Непосредственно с ними – нет, с городскими властями ведем. У нас есть определенные договоренности по переводу городского транспорта на электричество, но сейчас эти планы сдерживаются тем, что в России пока не производятся электроавтобусы. Тем не менее, вскоре на этот рынок должен выйти отечественный производитель.

- По вашей оценке, когда в Москве могут появиться первые автобусы на электричестве?

- Скажем так, я считаю, что в 2020 году будет другая ситуация.

Быстрый и медленный

- Далеко не каждый знает, что собой представляет зарядная станция и как долго происходит "заправка". Сколько ждать залива электричества в "бак" автомобиля?

- У нас есть два типа зарядных станций. На быстрых ЗС - это происходит в районе 20-30 минут, то есть по времени примерно так же, как и залить обычный бензин. На долгих ЗС – несколько часов, но они ориентированы на ночную зарядку автомобилей. Вы можете поставить машину и, скажем, пойти домой спать. Также мы размещаем ЗС рядом с торговыми центрами, откуда люди обычно возвращаются только спустя несколько часов. 

- Из 1000 заправок, какое соотношение быстрых и медленных?

- Изначально мы планировали 80% делать медленными, а 20% быстрыми. Но, скорее всего, пересмотрим это соотношение в сторону увеличения быстрых. Они преимущественно будут размещаться на вылетных магистралях недалеко от Москвы, чтобы можно было подзарядиться перед дальней поездкой, попить кофе и поехать домой.

- Вы сказали, что можно будет попить кофе, то есть "Россети" рассматривают возможность строительства зарядных станций с кафе и другими атрибутами современных АЗС?

- Легко! Но здесь могут быть разные варианты, к примеру, мы в настоящий момент уже ведем переговоры с крупными компаниями о совместном проекте по установке быстрых зарядок на АЗС.

- Как часто нужно заправляться?

- Сейчас на одной заправке можно проехать где-то в среднем от 150 до 300 км, чего вполне хватает при использовании в пределах городской инфраструктуры.

- Владельцы электромобилей могут зарядиться только на заправках или есть возможность каким-то образом это сделать при помощи сети рядом с домом?

- Розетки 220 вольт с заземлением будет достаточно, но это будет дольше – от 7 до 8 часов. Собственно, сейчас так заряжают свои авто многие владельцы электромобилей.

Ватт копейку бережет

- Какой объем инвестиций планируете вложить в развитие зарядной инфраструктуры?

- Точную цифру подсчитать сложно, так как она постоянно сокращается из-за стремительного роста технологий.  При этом источники финансирования могут быть разные: и через электросервисные контракты, и привлечённые источники, может быть и инвестпрограмма. В любом случае это небольшой объем от нашей инвестиционной программы, чуть ли не меньше одного процента.

- Сколько стоит установить зарядную станцию?

- Стоимость медленной начинается от 180 тыс. рублей, быстрой - не превышает 2,5 млн рублей, но эти цифры непостоянны, они все время меняются в сторону снижения. Вспоминая пример с мобильниками - первые стоили тысячу долларов, а через несколько лет - уже меньше ста. То же происходит с зарядными станциями. В частности, мы общаемся с разными производителями,  они готовы обсуждать ощутимое снижение озвученную мной стоимость зарядной инфраструктуры, в том числе и  производственные возможности для  локализации производства ЗС. Технически это возможно организовать за год.

- Сориентируйте, сколько стоит заправить автомобиль на ваших электрозаправках?

- Сейчас заправка бесплатная, и это наша осознанная позиция. Думаю, это продлится еще где-то год-полтора.  

- А через полтора года сколько будет стоить?

- Около 130-140 рублей. Для понимания, при такой цене стоимость содержания электромобиля обходится в 4 раза дешевле, чем аналог на бензине. Например, зарядка Renault Kangoo при пробеге в 20 тысяч км в год будет обходиться в 41 рублей за сутки, то есть в 4 раза дешевле, чем заправка АИ-95 для аналогичного пробега. По ночному тарифу экономия еще выше - 10 руб. 40 коп. в сутки - это уже в 16 раз выгоднее.

- Какие сроки окупаемости электрокаров?

- Мы считаем что за восемь лет уже окупится электробус. Да, затраты на покупку почти в три с половиной - четыре раза дороже. Но вот стоимость эксплуатации автобуса на порядок дешевле, поэтому за восемь лет автобус окупается. С некоммерческим автотранспортом - с легковыми машинами - окупаемость еще быстрее. 

Электрошоссе во Владивосток

- Предлагаю пофантазировать. Как вы считаете, когда-нибудь можно будет доехать из Москвы до Владивостока на электромобиле?

- К 2020 году, думаю, мы накроем всю страну сетью зарядных станций, поэтому, верю, что уже через 4 года вы сможете спокойно доехать от Москвы до Красноярска на электромобиле, но не исключаю что и до Владивостока. "Россети" к этому времени планируют добиться повсеместного размещения ЗС по всей стране: в центральной части, на юге, Северо-Западе, Урале, Сибири, и возможно на Дальнем Востоке.

Я также искренне верю, что развитие электротранспорта даст дополнительный скачок развитию аккумуляторов и запас хода 150-200 км, которые мы обсуждали, превратится в 400-500 км. Уже к 2018 году большая часть электромобилей будет проезжать больше 300 км на единой зарядке, а заправка будет проходить в течение 15-20 минут.  

- Вы не боитесь конкуренции с газомоторным топливом, которое развивает "Газпром"?

- В моем понимании газовая тема сложней. Электричество все же привычнее, ведь у каждого дома есть розетка, и мы ее не пугаемся. Поэтому, я считаю, что будущее именно за электротранспортом.

Беседовал Алексей Большов

Поделиться