Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Алексей Ерхов: кризисный центр МИД РФ отслеживает ситуацию с безопасностью 24 часа в сутки

8 февраля, 19:00 UTC+3
Поделиться
© Сергей Фадеичев/ТАСС

Глава департамента "Ситуационно-кризисный центр МИД России" (ДСКЦ) Алексей Ерхов в преддверии Дня дипломатического работника рассказал в интервью ТАСС о совершенствовании системы оповещения о ЧС, рекомендациях по странам, а также о работе специальных приложений.

— ДСКЦ — относительно молодой департамент МИД России. Каковы основные направления его развития в будущем? В чем основные достижения работы ДСКЦ за прошедший год и какие главные цели стоят перед ним в 2017 году?

— Действительно, наш департамент — самый молодой в министерстве, ему всего четыре года. Четыре года, заполненных большой и напряженной работой по решению организационно-штатных вопросов, созданию и отладке нашего главного инструмента — мощного и современного программно-аппаратного комплекса. Он способен на основе компьютерной обработки информации из пяти тысяч источников осуществлять постоянный, 24 часа в сутки, мониторинг ситуации в различных странах и регионах с целью выявления возникающих там кризисных и чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу для жизни и безопасности российских граждан.

На этой основе в августе прошлого года мы запустили в опытную эксплуатацию созданную нашим департаментом информационную систему и ее главный элемент — мобильное приложение "Зарубежный помощник". Его основная задача — предоставлять выезжающим за рубеж росгражданам максимальный объем нужной им информации: и по странам и регионам, куда они собираются выехать, и по обстановке там, в том числе в сфере безопасности, и по адресам и контактным данным российских загранучреждений. В мобильном приложении представлены и другие функции, например, экстренной связи с дежурной службой нашего департамента, подачи "тревожного" сигнала заранее отобранным контактам, всякие полезные советы и многое другое.

Теперь будем развивать эту систему и все ее составляющие.

— Приложение "Зарубежный помощник" работает с конца августа 2016 года. Как оно зарекомендовало себя за это время? Планируются ли обновления или добавление новых функций? Есть ли планы разработки каких-то новых приложений для обеспечения безопасности россиян за рубежом?

— Можно сказать, что интерес к этому нашему "цифровому продукту" постоянно растет. Его пользователи (их сейчас более 40 тысяч человек) находятся как в России, так и за ее пределами. Все эти люди получают от нас нужную им информацию, а время от времени уже и обращаются в нашу дежурную службу за советами и помощью, ведь горячая линия ДСКЦ (номер: +7 (495) 587–88–60) работает круглосуточно. Мы, кстати, наладили сбор отзывов пользователей, которые регулярно "вывешиваются" на интернет-портале министерства. В основной массе эти отзывы положительные, людям нравятся и само приложение, и наша информация. Есть и критические замечания, пожелания (порой довольно интересные) по техническим аспектам, оформлению и дизайну — все они будут учитываться при доработке информсистемы и ее программного обеспечения.

К счастью, в полную силу испытать наш электронный арсенал "в боевых условиях", например в условиях крупномасштабной природной или техногенной катастрофы, пока не представилось возможным — слава богу, не было таких в последнее время. А там, где были чрезвычайные ситуации (скажем, при землетрясении в Италии), там не оказалось людей, ранее скачавших на свои мобильные устройства наше приложение и, следовательно, способных получить нашу помощь. Вот здесь, думается, и кроется главный резерв для развития информационной системы ДСКЦ: в налаживании и укреплении надежной обратной связи с пользователями, в том числе, например, в получении от них в режиме реального времени информации о происходящем в том или ином месте и передаче ее за рубеж другим гражданам, возможно, находящимся там же. Для нас крайне важно интерактивное общение с пользователями, причем в обе стороны. Налаживанию такого канала связи собираемся посвятить значительную часть наших усилий, в том числе в ближайшей перспективе. Рассчитываем и на помощь СМИ.

Другое направление — повышение качества информации, которую мы предоставляем. И сами работаем для этого, и загранучреждения ориентируем на своевременное и даже опережающее предоставление сведений, способных заинтересовать наших граждан за рубежом. Некоторые посольства подхватили идею буквально на лету, проявляют здесь полезную активность, предупреждая нас, а через нас — и наших пользователей о предстоящих в их странах массовых демонстрациях, транспортных проблемах и т.д.

Так что нужды в каких-то новых мобильных приложениях я, честно говоря, сейчас не вижу. Надо полнее и полнее осваивать уже введенный в эксплуатацию функционал.

— Есть ли, на ваш взгляд, какие-то глобальные тренды в развитии ситуации с обеспечением безопасности россиян? Можно ли говорить о том, что какие-то регионы становятся более опасными или, наоборот, более благоприятными для посещения? Как вы оцениваете ситуацию в Турции?

— Говоря о безопасности россиян за рубежом, важно понимать один принципиальный момент: право гражданина России на выезд из страны заложено в конституцию и ограничению не подлежит, то есть запретить нашим людям ехать куда-то за рубеж государственные органы не имеют права. Но мы можем и даже обязаны всеми средствами предупредить их о тех опасностях и рисках, с которыми может быть сопряжена поездка в ту или иную страну, в тот или иной регион. В рамках своей компетенции это делают все ведомства и все подразделения нашего министерства, которые имеют отношение к обеспечению выезда граждан за рубеж и их пребывания там: это и Ростуризм, и Роспотребнадзор, и Консульский департамент МИД, и Департамент информации и печати, и, конечно, ДСКЦ. У нас в мобильном приложении и на сайте департамента (sos.mid.ru) имеется самая подробная и абсолютно открытая информация о том, куда мы не рекомендуем ехать нашим гражданам, — конкретно по странам и даже иногда по их районам. А тренды здесь, в общем-то, обычные: наибольшее количество проблем будет ожидать российских путешественников на Ближнем и Среднем Востоке, в целом ряде африканских стран. Поэтому тем, кто отправляется за границу, постоянно советуем ознакомиться с нашими информационными ресурсами.

Что же касается Турции… Она занимает особое место в моем сердце. Ведь там я провел шесть лет на посту генерального консула России в Стамбуле. Это замечательная страна, с богатыми историческими и культурными традициями, огромным потенциалом развития. Там живет удивительный народ — великий труженик и созидатель, добрый и гостеприимный, гордый и преисполненный чувства собственного достоинства, открытый, радушный и внимательный. Поэтому понятно, что для каждого россиянина поездка в Турцию способна стать радостным событием в жизни и оставить много хороших воспоминаний. В то же время — и об этом не нужно забывать — ситуация в этой стране сохраняется непростая. Поэтому и мы, и другие коллеги на своих интернет-ресурсах, да и в других форматах по-прежнему даем рекомендации выезжающим в Турцию российским гражданам о необходимости учета сохраняющихся там теругроз, проявления бдительности и осторожности и, разумеется, соблюдения норм и правил поведения за рубежом, уважения законов, обычаев, традиций и порядков страны пребывания.

— Среди задач ДСКЦ — участие в урегулировании проблем, связанных с захватом заложников и последствиями терактов. К сожалению, количество терактов в мире постоянно растет. Хватает ли департаменту ресурсов на осуществление соответствующих задач? Налажено ли необходимое взаимодействие с МЧС России для решения соответствующих задач?

— Видимо, ДСКЦ еще предстоит найти и закрепить свое конкретное место в общегосударственной системе реагирования на кризисные и чрезвычайные ситуации, к каковым, несомненно, относятся и упомянутые вами. Наш департамент — не самостоятельная структура и тем более не ведомство, это прежде всего дежурная служба, это, если хотите, связующее звено в системе межведомственного взаимодействия. Наша основная задача — своевременное отслеживание и выявление кризисных и чрезвычайных ситуаций, а также оповещение о них российских ведомств и, главное, российских граждан. Вторая задача — совместная работа с другими ведомствами (МЧС, с которым у нас установлены тесные рабочие связи, занимает здесь центральное место) и другими подразделениями нашего министерства по обеспечению жизни и безопасности российских граждан. Подчеркиваю слово "совместная", то есть должны будем действовать все вместе. Как и каким порядком — прописано в различных нормативных документах. И ДСКЦ, разумеется, будет выполнять свою часть этой работы.

Как все будет получаться на практике, посмотрим. Ведь департамент, как мы уже говорили, совсем молодой и находится на стадии функционального становления.

Поделиться