Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Илья Чукалин: Фонд президентских грантов будет выполнять роль института развития в социальной сфере

3 апреля, 15:51 UTC+3 Путин, Владимир Владимирович
Поделиться
© Александр Щербак/ТАСC

Президент России Владимир Путин подписал указ о совершенствовании системы грантов для НКО и распоряжение о передаче функций по ее администрированию единому грантооператору. Эта мера должна снять претензии к нынешней системе распределения грантов и тому, кому они достаются. Генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин рассказал ТАСС о том, как планирует работать новый грантооператор.

— Илья Владимирович, какова основная задача, которая стоит перед фондом?

— Фонд — это элемент системы управления президентскими грантами, которая призвана обеспечить условия для поддержки большего числа общественных инициатив на основе прозрачных и понятных правил и процедур.

Это предполагает и единый набор критериев, и общую методологию оценки проектов, и дифференцированный подход к экспертизе в зависимости от запрашиваемого размера гранта. Это позволит уйти от одинакового подхода к проектам разного уровня сложности, когда, например, на один запрашивают 300 тыс. рублей, на другой – 5 млн. Мы исходим из того, что конкурс должен позволять любой инициативной группе, создававшей НКО в небольшом поселении и корректно изложившей свои проектные предложения, получить грант.

— Фонд может взять на себя и ряд новых функций. В условиях построения единой системы прежде всего важны ее целевые установки. Зачем государство поддерживает НКО? Каким общество хочет видеть некоммерческий сектор? Какой эффект ожидается от выделения грантов?

— На сегодня есть ряд важных государственных задач, в том числе по развитию социально ориентированных НКО — исполнителей общественно полезных услуг, в какой-то степени даже "инкубированию" таких организаций. Формирование предложений по приоритетам президентских грантов будет происходить открыто и на основе качественной аналитики, которую фонд мог бы обеспечить во взаимодействии с общественными институтами и исследовательскими центрами.

В этом смысле фонд будет выполнять роль института развития в социальной сфере, что вытекает из его возможностей — он выделяет очень существенные средства, он оценивает результативность их использования и у него формируется массив информации о деятельности НКО. В такой модели совершенно логично в определенной части фокусировать поддержку, чтобы в конечном счете государство получало больший социальный эффект. При этом, конечно, нельзя забывать об уникальной способности НКО оперативно выявлять и находить решения проблем, до которых власть, в том числе на местах, "не дотягивается". Возможность для поддержки и, в случае успеха, масштабирования таких проектов должна быть в числе приоритетов.

— Сможет ли фонд привлекать дополнительные средства, или он будет распределять исключительно средства, полученные по распоряжению президента?

— Такая возможность предусматривается, но вряд ли будет реализована в рамках первых конкурсов. Это вопрос формирования грантовой политики.

— А кто ее будет определять?

— Координационный комитет, председателем которого назначен Сергей Владиленович Кириенко. Соответственно, все основные концептуальные вопросы, связанные с проведением конкурсов на предоставление президентских грантов, будут решаться на площадке этой новой структуры с широким общественным представительством.

Мне кажется, что вместо привлечения дополнительных средств фонд мог бы софинансировать проекты, например, с частными фондами. Если по проекту есть гарантия поддержки из другого источника, есть бизнес, местное сообщество, которые в нем заинтересованы, это повышает вероятность успешной реализации проекта и снижает риски.

— Какова будет процедура распределения грантов, будут ли существовать конкурсные комиссии?

— Планируется сформировать экспертные советы по 12 направлениям поддержки, определенным в распоряжении президента, и объединенный экспертный совет, который рассматривает результаты экспертизы, проведенной по каждому направлению, готовит итоговые предложения по перечню победителей конкурса. И уже третий, высший уровень — координационный комитет — рассматривает результаты конкурса и согласовывает финальный список победителей. На каждом уровне предусматривается механизм предотвращения конфликта интересов. Координационный комитет образует объединенный экспертный совет, но члены координационного комитета не могут входить в объединенный экспертный совет.

— Вы сказали о 12 направлениях работы НКО, по которым будет осуществляться грантовая поддержка. О каких именно сферах идет речь?

— Они приведены в распоряжении президента. Это социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка молодежных проектов; поддержка проектов в области науки, образования, просвещения; поддержка проектов в области культуры и искусства; сохранение исторической памяти; защита прав и свобод гражданина, в том числе защита прав заключенных; охрана окружающей среды и защита животных; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; развитие институтов гражданского общества. Последнее направление включает инфраструктурные проекты, направленные на развитие всего некоммерческого сектора.

— Будут ли средства делиться поровну на все 12 направлений?

— Нет. В этом одно из преимуществ единого грантооператора — можно перераспределять средства по грантовым направлениям в зависимости от количества поступивших заявок и уровня их проработки, чтобы ориентироваться в первую очередь на качество проектов, а не на необходимость выбрать "квоту".

Вот представьте, например, сделали мы два направления и выделили на каждое по полмиллиарда рублей. И по одному направлению подано 1000 заявок с общим объемом запрашиваемых грантов на 2 млрд рублей, а по другому — всего 500 на 750 млн. В результате по первому направлению конкуренция становится сильнее, и это может ставить организации в неравные условия. Раньше "переброска" средств между направлениями была практически невозможной, поскольку объемы поддержки по направлениям четко закреплялись за конкретными операторами (в прошлом году их было девять) в договорах о предоставлении им субсидий из федерального бюджета. Теперь распределение средств по направлениям возможно по решению координационного комитета.

— Смогут ли получать гранты организации, включенные в реестр НКО — "иностранных агентов"?

Внесение в реестр "иностранных агентов" не может влечь за собой дискриминацию организаций. На это обращал внимание Конституционный суд

— На данный момент мы обсудили ряд вопросов, которые относятся к компетенции координационного комитета как органа, определяющего основные подходы к предоставлению президентских грантов. Представить их как наиболее вероятные решения позволили многочисленные консультации с участием ведущих экспертов и руководителей НКО. Но до решения координационного комитета это все равно гипотезы. Вместе с тем, как только такое решение состоится, оно будет предано гласности. Подчеркну, что открытость и прозрачность — необходимые, но недостаточные условия эффективности системы грантов.

Возвращаясь, хоть и, честно признаюсь, с неохотой, к заданному вопросу, могу лишь предположить, что ограничений такого рода не будет, поскольку внесение в реестр "иностранных агентов" не может влечь за собой дискриминацию организаций. На это обращал внимание Конституционный суд. Залог успеха — качественно подготовленный проект.

— Изменится ли существенным образом подача заявок на гранты и отчетность по ним?

— Процедуру подачи заявок планируется значительно упростить, исключить ряд документов, которые можно было бы заменить простым декларированием в заявке и подтверждать уже на этапе заключения договоров с победителями. Речь идет о различных справках, документах о назначении руководителя и главного бухгалтера.

К слову, информация о руководителе НКО общедоступна на официальном государственном ресурсе. Если она не соответствует действительности, это, во-первых, повод срочно внести изменения в государственный реестр, во-вторых, может выступать тем редким случаем, когда НКО прикладывает документ о смене руководителя к заявке (с приведением ситуации с реалиями к подведению итогов конкурса). Риск недостоверного декларирования может быть компенсирован введением условной дисквалификации с исключением из списка победителей и запретом участия в конкурсе на определенный период.

Кроме сокращения перечня запрашиваемых документов, предполагается отменить обязательное дублирование заявки на бумаге, с печатью и подписью, а также на отдельном электронном носителе.

Большое внимание планируется уделить снижению издержек получателей грантов на взаимодействие с грантооператором, в том числе на подготовку и представление отчетности. Неправильно, когда вместо того, чтобы заниматься реализацией своей инициативы, вся команда проекта периодически садится за заполнение всевозможных форм, копирование платежек и первичных документов, сшивает их в огромные пачки и отправляет в Москву. Задачи контроля могут быть решены за счет автоматизированного агрегирования и анализа данных.

НКО в глубинке порой непросто получить поддержку у бизнеса или у местной власти, поэтому до таких организаций должны дотянуться мы

— Раньше неоднократно звучали жалобы, что президентские гранты не доходят до сельских районов. Как вы будете взаимодействовать с сельскими территориями?

— Таким НКО действительно объективно сложнее получить поддержку, мы об этом уже говорили.

Из прежнего опыта: мы в Саратовской области каждый год проводили конкурс социальных и культурных проектов, выезжали в самые отдаленные районы с семинарами по подготовке заявок, в итоге проектов из районов было много, причем достойного качества. Эта практика началась еще в рамках конкурсов Приволжского федерального округа в 2000 году.

НКО в глубинке порой непросто получить поддержку у бизнеса или у местной власти, поэтому до таких организаций должны дотянуться мы.

— Перестройка работы не повлияет на сроки выдачи грантов?

— Не повлияет, совершенствование системы реализуется в интересах НКО и потому не должно отразиться на их возможностях получить поддержку. Президент задачу поставил, мы обязаны ее выполнить. Как и в прошлом году, первый конкурс планируется объявить в апреле.

Конечно, хотелось бы, как у Стругацких, "счастья для всех и чтобы никто не ушел обиженным", но, увы, так не бывает. Все-таки это конкурс инициатив. И мы в силах сделать так, чтобы все понимали, как проходил отбор и почему именно эти организации стали победителями, и помочь тем, кто не наберет достаточного количества баллов, подготовить хорошие проекты на следующий конкурс.

Беседовал Борис Клин

Поделиться
Загрузка...