Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Илья Чукалин: Фонд президентских грантов будет выполнять роль института развития в социальной сфере

3 апреля, 15:51 UTC+3 Путин, Владимир Владимирович
Поделиться
© Александр Щербак/ТАСC

Президент России Владимир Путин подписал указ о совершенствовании системы грантов для НКО и распоряжение о передаче функций по ее администрированию единому грантооператору. Эта мера должна снять претензии к нынешней системе распределения грантов и тому, кому они достаются. Генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин рассказал ТАСС о том, как планирует работать новый грантооператор.

— Илья Владимирович, какова основная задача, которая стоит перед фондом?

— Фонд — это элемент системы управления президентскими грантами, которая призвана обеспечить условия для поддержки большего числа общественных инициатив на основе прозрачных и понятных правил и процедур.

Это предполагает и единый набор критериев, и общую методологию оценки проектов, и дифференцированный подход к экспертизе в зависимости от запрашиваемого размера гранта. Это позволит уйти от одинакового подхода к проектам разного уровня сложности, когда, например, на один запрашивают 300 тыс. рублей, на другой – 5 млн. Мы исходим из того, что конкурс должен позволять любой инициативной группе, создававшей НКО в небольшом поселении и корректно изложившей свои проектные предложения, получить грант.

— Фонд может взять на себя и ряд новых функций. В условиях построения единой системы прежде всего важны ее целевые установки. Зачем государство поддерживает НКО? Каким общество хочет видеть некоммерческий сектор? Какой эффект ожидается от выделения грантов?

— На сегодня есть ряд важных государственных задач, в том числе по развитию социально ориентированных НКО — исполнителей общественно полезных услуг, в какой-то степени даже "инкубированию" таких организаций. Формирование предложений по приоритетам президентских грантов будет происходить открыто и на основе качественной аналитики, которую фонд мог бы обеспечить во взаимодействии с общественными институтами и исследовательскими центрами.

В этом смысле фонд будет выполнять роль института развития в социальной сфере, что вытекает из его возможностей — он выделяет очень существенные средства, он оценивает результативность их использования и у него формируется массив информации о деятельности НКО. В такой модели совершенно логично в определенной части фокусировать поддержку, чтобы в конечном счете государство получало больший социальный эффект. При этом, конечно, нельзя забывать об уникальной способности НКО оперативно выявлять и находить решения проблем, до которых власть, в том числе на местах, "не дотягивается". Возможность для поддержки и, в случае успеха, масштабирования таких проектов должна быть в числе приоритетов.

— Сможет ли фонд привлекать дополнительные средства, или он будет распределять исключительно средства, полученные по распоряжению президента?

— Такая возможность предусматривается, но вряд ли будет реализована в рамках первых конкурсов. Это вопрос формирования грантовой политики.

— А кто ее будет определять?

— Координационный комитет, председателем которого назначен Сергей Владиленович Кириенко. Соответственно, все основные концептуальные вопросы, связанные с проведением конкурсов на предоставление президентских грантов, будут решаться на площадке этой новой структуры с широким общественным представительством.

Мне кажется, что вместо привлечения дополнительных средств фонд мог бы софинансировать проекты, например, с частными фондами. Если по проекту есть гарантия поддержки из другого источника, есть бизнес, местное сообщество, которые в нем заинтересованы, это повышает вероятность успешной реализации проекта и снижает риски.

— Какова будет процедура распределения грантов, будут ли существовать конкурсные комиссии?

— Планируется сформировать экспертные советы по 12 направлениям поддержки, определенным в распоряжении президента, и объединенный экспертный совет, который рассматривает результаты экспертизы, проведенной по каждому направлению, готовит итоговые предложения по перечню победителей конкурса. И уже третий, высший уровень — координационный комитет — рассматривает результаты конкурса и согласовывает финальный список победителей. На каждом уровне предусматривается механизм предотвращения конфликта интересов. Координационный комитет образует объединенный экспертный совет, но члены координационного комитета не могут входить в объединенный экспертный совет.

— Вы сказали о 12 направлениях работы НКО, по которым будет осуществляться грантовая поддержка. О каких именно сферах идет речь?

— Они приведены в распоряжении президента. Это социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка молодежных проектов; поддержка проектов в области науки, образования, просвещения; поддержка проектов в области культуры и искусства; сохранение исторической памяти; защита прав и свобод гражданина, в том числе защита прав заключенных; охрана окружающей среды и защита животных; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; развитие институтов гражданского общества. Последнее направление включает инфраструктурные проекты, направленные на развитие всего некоммерческого сектора.

— Будут ли средства делиться поровну на все 12 направлений?

— Нет. В этом одно из преимуществ единого грантооператора — можно перераспределять средства по грантовым направлениям в зависимости от количества поступивших заявок и уровня их проработки, чтобы ориентироваться в первую очередь на качество проектов, а не на необходимость выбрать "квоту".

Вот представьте, например, сделали мы два направления и выделили на каждое по полмиллиарда рублей. И по одному направлению подано 1000 заявок с общим объемом запрашиваемых грантов на 2 млрд рублей, а по другому — всего 500 на 750 млн. В результате по первому направлению конкуренция становится сильнее, и это может ставить организации в неравные условия. Раньше "переброска" средств между направлениями была практически невозможной, поскольку объемы поддержки по направлениям четко закреплялись за конкретными операторами (в прошлом году их было девять) в договорах о предоставлении им субсидий из федерального бюджета. Теперь распределение средств по направлениям возможно по решению координационного комитета.

— Смогут ли получать гранты организации, включенные в реестр НКО — "иностранных агентов"?

Внесение в реестр "иностранных агентов" не может влечь за собой дискриминацию организаций. На это обращал внимание Конституционный суд

— На данный момент мы обсудили ряд вопросов, которые относятся к компетенции координационного комитета как органа, определяющего основные подходы к предоставлению президентских грантов. Представить их как наиболее вероятные решения позволили многочисленные консультации с участием ведущих экспертов и руководителей НКО. Но до решения координационного комитета это все равно гипотезы. Вместе с тем, как только такое решение состоится, оно будет предано гласности. Подчеркну, что открытость и прозрачность — необходимые, но недостаточные условия эффективности системы грантов.

Возвращаясь, хоть и, честно признаюсь, с неохотой, к заданному вопросу, могу лишь предположить, что ограничений такого рода не будет, поскольку внесение в реестр "иностранных агентов" не может влечь за собой дискриминацию организаций. На это обращал внимание Конституционный суд. Залог успеха — качественно подготовленный проект.

— Изменится ли существенным образом подача заявок на гранты и отчетность по ним?

— Процедуру подачи заявок планируется значительно упростить, исключить ряд документов, которые можно было бы заменить простым декларированием в заявке и подтверждать уже на этапе заключения договоров с победителями. Речь идет о различных справках, документах о назначении руководителя и главного бухгалтера.

К слову, информация о руководителе НКО общедоступна на официальном государственном ресурсе. Если она не соответствует действительности, это, во-первых, повод срочно внести изменения в государственный реестр, во-вторых, может выступать тем редким случаем, когда НКО прикладывает документ о смене руководителя к заявке (с приведением ситуации с реалиями к подведению итогов конкурса). Риск недостоверного декларирования может быть компенсирован введением условной дисквалификации с исключением из списка победителей и запретом участия в конкурсе на определенный период.

Кроме сокращения перечня запрашиваемых документов, предполагается отменить обязательное дублирование заявки на бумаге, с печатью и подписью, а также на отдельном электронном носителе.

Большое внимание планируется уделить снижению издержек получателей грантов на взаимодействие с грантооператором, в том числе на подготовку и представление отчетности. Неправильно, когда вместо того, чтобы заниматься реализацией своей инициативы, вся команда проекта периодически садится за заполнение всевозможных форм, копирование платежек и первичных документов, сшивает их в огромные пачки и отправляет в Москву. Задачи контроля могут быть решены за счет автоматизированного агрегирования и анализа данных.

НКО в глубинке порой непросто получить поддержку у бизнеса или у местной власти, поэтому до таких организаций должны дотянуться мы

— Раньше неоднократно звучали жалобы, что президентские гранты не доходят до сельских районов. Как вы будете взаимодействовать с сельскими территориями?

— Таким НКО действительно объективно сложнее получить поддержку, мы об этом уже говорили.

Из прежнего опыта: мы в Саратовской области каждый год проводили конкурс социальных и культурных проектов, выезжали в самые отдаленные районы с семинарами по подготовке заявок, в итоге проектов из районов было много, причем достойного качества. Эта практика началась еще в рамках конкурсов Приволжского федерального округа в 2000 году.

НКО в глубинке порой непросто получить поддержку у бизнеса или у местной власти, поэтому до таких организаций должны дотянуться мы.

— Перестройка работы не повлияет на сроки выдачи грантов?

— Не повлияет, совершенствование системы реализуется в интересах НКО и потому не должно отразиться на их возможностях получить поддержку. Президент задачу поставил, мы обязаны ее выполнить. Как и в прошлом году, первый конкурс планируется объявить в апреле.

Конечно, хотелось бы, как у Стругацких, "счастья для всех и чтобы никто не ушел обиженным", но, увы, так не бывает. Все-таки это конкурс инициатив. И мы в силах сделать так, чтобы все понимали, как проходил отбор и почему именно эти организации стали победителями, и помочь тем, кто не наберет достаточного количества баллов, подготовить хорошие проекты на следующий конкурс.

Беседовал Борис Клин

Поделиться