Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Снеха Нагеш: мы живем в гигантском хранилище, выдающем все напрокат

23 марта, 13:00 UTC+3
Поделиться
© Фестиваль Red Apple

В ближайшие четверть века совместное потребление окончательно захватит рынок: мы перестанем покупать вещи и вместо этого будем на них подписываться, виртуальная реальность и искусственный интеллект закрепятся в нашей повседневной жизни, а экраны будут встроены практически в любую поверхность. Такое будущее описал известный визионер, провокатор и основатель журнала Wired Кевин Келли в своей книге "Неизбежное". Директор по поисковому продвижению сети PHD Media Worldwide Снеха Нагеш совместно с коллегами адаптировала эти идеи для развития медиа, маркетинга и потребительского рынка. О социально-экономических изменениях, которые ведут общество к новой модели экономики, почти личных отношениях пользователей с гаджетами, о виртуальной реальности и о том, как цифра изменит наше будущее, Снеха Нагеш рассказала ТАСС.

Число подключенных к интернету жителей планеты увеличилось за последние 12 лет с одного до 40%. Мы проверяем мобильные телефоны, планшеты и смартфоны по 150 раз в день и проводим в мобильных устройствах по 3 часа 18 минут ежедневно из выступления Снехи Нагеш

Как цифровые технологии изменят потребителя и рынок, если смотреть в ближайшей (5–10 лет) и отдаленной (25–30 лет) перспективе?

— Если говорить о ближайшей перспективе, то самое большое изменение в том, что потребители стали настолько требовательными, что хотят получить товар или услугу немедленно, здесь и сейчас. Тенденция хорошо видна на развитии приложений по доставке еды: если вам прямо сейчас захотелось русских пельменей, а вы — в центре Лондона, достаточно подобрать нужное приложение, и вам привозят ваш заказ, куда и когда вы захотите. Раньше заказать можно было преимущественно пиццу, теперь — практически любое блюдо или напиток. Экосистема приложений для мобильных устройств удовлетворяет потребности клиентов, как никогда раньше: еда, розничная торговля, информационные приложения, музыка. Клиент стал более четко понимать, что именно он хочет, и бизнесу приходится находить все более изощренные способы, чтобы противостоять конкуренции.

Экономическая нестабильность и экономический спад привели к тому, что люди стали искать альтернативные разумные решения и эффективность. Кроме того, чистый доход миллениалов ниже, чем у предыдущих поколений. Пришло время просьюмеров — миллениалы и сентениалы делятся событиями, кадрами, историями из своей жизни, как никто прежде, и с таким же энтузиазмом потребляют аналогичную информацию от себе подобных. Они же — производители контента: блогеры и видеоблогеры из выступления Снехи Нагеш

Справка
Просьюмер — человек, который принимает активное участие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых им самим.
Экономика совместного потребления (sharing economy) — экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения.

А если делать прогноз на более отдаленную перспективу, то самым серьезным изменением, которое нас ждет, станет то, что мы сможем получать доступ к информации с помощью чувств. Пока мы используем для этих целей слова: печатный текст или голос, но через несколько лет это, возможно, будут эмоции или даже мысли. Технологии уже начинают развиваться в этом направлении: реклама на основе настроения потребителя или музыкальный потоковый сервис типа Spotify, которым я сама пользуюсь. Он предлагает пользователю плейлисты, основываясь не только на его музыкальных предпочтениях, но также на ситуации, в которой он собирается слушать музыку, например сборник для катания на сноуборде. Это история постоянно развивающихся отношений: чем дольше вы взаимодействуете с сервисом, тем лучше он узнает ваши вкусы и предпочтения, тем больше вы к нему привыкаете, — и вам уже сложно остановиться и начать все заново.

 В чем принципиальные недостатки концепции совместного потребления? 

— Давайте рассмотрим идею совместного потребления на примере Airbnb — онлайн-сервиса по краткосрочной аренде частного жилья. Компании, работающие в индустрии гостеприимства, — отели, хостелы и прочие — столкнулись с серьезной конкуренцией со стороны этого сервиса. Именно потому, что арендодатели, размещающие свои предложения на этой платформе, в отличие от гостиниц не платят налоги. Airbnb позиционирует себя как сервис обмена жилья "для друзей", но на самом деле это не так. Те, кто платит налоги, в таком поединке проигрывают. И еще: уровень услуг, которые предоставляют гостиницы, сервисы типа Airbnb предоставить не могут.  В частности, качество уборки в квартире Airbnb — полностью на совести принимающей стороны. Даже при том, что многие владельцы квартир делают уборку "на уровне", говорить о высоких профессиональных стандартах — какие, например, есть в отелях класса люкс — не приходится.

 Означает ли это, что совместное потребление сейчас — дикий рынок и для него должны быть сформированы некие понятные правила?

— У него уже есть правила. У Uber можно проверить водителей, зайдя на сайт; Aribnb также проверяет своих арендодателей. Но сейчас шеринговые услуги проверяются в основном опытным путем и фиксируются в виде отзывов. Хотя, как мы говорили ранее, клиенты стали настолько требовательны, что их ожидания подчас остаются не оправданы даже при том, что услуга была оказана на хорошем уровне и в полном объеме.

Поскольку результат творчества стал цифровым, он перестал кому-либо принадлежать, стал общим и распределенным. Мы используем интернет, но не владеем им. Мы так привыкли получать доступ к услугам, товарам, контенту, что у нас отпала потребность всем этим владеть. Мы как будто живем в гигантском хранилище, выдающем все напрокат. Зачем покупать, если доступ к этому можно получить в любой момент времени? Более того, у нас больше не болит голова насчет хранения, обновления и обслуживания всего этого
из выступления Снехи Нагеш

В чем преимущества и недостатки совместного пользования идеями и контентом?

— Думаю, практика "шеринга" идеями и контентом просто необходима (сразу оговорюсь — с некоторыми ограничениями) в совершенно новых высокотехнологичных областях, например создании смешанной реальности. То есть там, где люди проводят чрезвычайно сложную работу по программированию и где число специалистов очень невелико.

Справка
Смешанная реальность (англ. Mixed reality, MR) — следствие объединения реального и виртуальных миров, где физические и цифровые объекты сосуществуют и взаимодействуют в реальном времени.

Правда, надо сказать, что уже сейчас конкуренция в этой области настолько высока, что компании развязывают друг с другом конфликты из-за того, что одна позаимствовала у другой ту или иную идею. Безусловно, это замедляет развитие технологий. Важно четко видеть разницу между совместным использованием и сотрудничеством, с одной стороны, и присвоением и копированием чужих идей — с другой.

Что же касается музыки, литературы, видеопроизводства, думаю, когда разные люди вносят свой вклад в производство конечного продукта, последний от этого только выиграет. В идеях сотрудничества и совместного пользования есть много позитивных моментов, которые обогатят и искусство, и дизайн. В июле 2010 года, например, состоялся эксперимент: тысячи людей из разных уголков земного шара выложили на YouTube ролики об одном дне из своей жизни. Из этих видео был смонтирован фильм "Жизнь за один день". Уже сейчас художники начинают сотрудничать в виртуальном пространстве, используя такие инструменты, как Tilt brush (Google). В США, например, устроили выставку, которую можно было увидеть в виртуальном пространстве: несколько художников с помощью Tilt brush работали над одним и тем же произведением искусства.

Если взглянуть на те области, которые охватывает трекинг сегодня, несложно экстраполировать динамику на следующие 50 лет. То, что раньше нельзя было измерить, получает количественные показатели, цифровую форму и возможность отслеживания. Мы ведем трекинг самих себя и своих друзей — а друзья отслеживают нас. Компании и правительства будут отслеживать нас еще внимательнее. Через 50 лет повсеместный трекинг станет нормой

фрагмент из книги Кевина Келли "Неизбежное"

Будут ли увеличиваться масштабы трекинга? Какие новые направления трекинга появляются и как они могут быть использованы брендами?

Справка
"Интернет вещей" — сеть физических предметов ("вещей"), которые подключены к интернету, управляются через него и могут обмениваться данными друг с другом.

— Однозначно возможности отслеживания как объектов смешанной реальности, так и физических объектов будут только увеличиваться. "Интернет вещей" позволяет нам ставить сенсоры на физические объекты, с помощью этих технологий я могу, например, узнать состав сока, который сейчас пью. В магазинах начали появляться "умные зеркала", которые распознают и выводят на экран те вещи, которые клиент принес с собой в примерочную. Зеркало показывает доступные размеры и цвета для каждого товара, а также может рекомендовать вещи, основываясь на предпочтениях клиента.

Чем более инстинктивными становятся устройства, тем больше мы от них ждем как потребители. Когда вы в последний раз пытались увеличить бумажную книгу или карту, чтобы сделать текст больше? Так поступают не только маленькие дети, родившиеся в цифровую эпоху, я видела друзей, которые делают это, и сама ловила себя на этом жесте. Естественное направление развития — это переход на носимые гаджеты, те, что становятся частью, продолжением нас: умные часы, фитнес-трекеры и прекрасный вариант, который освобождает руки, — умные очки
из выступления Снехи Нагеш

Есть ли предел внедрения человека в цифровую среду? Каковы позитивные и негативные особенности этого явления?

— Я убеждена, что технологии призваны обогатить нашу жизнь, они не должны отбрасывать нас и наше развитие назад: делать людей нездоровыми, физически слабыми или потерявшими память.

Виртуальная реальность может с успехом использоваться в самых разных областях: образовании, медицине, ретейле, недвижимости, проектировании, искусстве и дизайне. Университет Кейс Вестерн Резерв в Огайо в партнерстве с компанией "Майкрософт" изменил подход к изучению медицины с помощью очков дополненной реальности Microsoft HoloLens. Студенты обучались и практиковались на голограммах визуализированных фигур и органов человека.

Многие правительства используют дополненную реальность для того, чтобы развивать туризм. В Москве, например, есть сервис Discover Moscow, который запустился сразу после того, как случился бум с Pokemon Go. Да и сам Pokemon Go — впечатляющий пример того, как смешанная реальность становится мейнстримом — стимулирует игроков выйти из дома и прогуляться.

Мы все разумные существа и хорошо видим разницу между физической и виртуальной реальностью, и виртуальная реальность не должна быть способом ухода от действительности.

Конечно, негативные моменты существуют, но будет естественнее, выгоднее и разумнее и для потребителей, и для бизнеса, и для государств, если мы признаем происходящие изменения, тщательно обдумав и приняв их. В противном случае мы можем пропустить замечательные новые возможности, которые дают нам технологии.

Поделиться