Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Олег Леушин: "Мы — Театр на Юго-Западе, но к нам приезжают отовсюду"

12 мая 2017, 10:30 UTC+3
Поделиться
Олег Леушин

Олег Леушин

© Сергей Тупталов

Московский театр на Юго-Западе отмечает в конце мая 40-летний юбилей. В канун знаменательной даты о творческом пути известного коллектива в интервью ТАСС рассказал художественный руководитель театра заслуженный артист России Олег Леушин.

— Театр был создан Валерием Романовичем Беляковичем в 1974 году, но он был расположен в библиотеке. А официальное открытие театра состоялось в 1977-м, и связано это было с Чеховым. Как вы считаете, почему он обратился именно к классике? Ведь в то время предпочитали советский репертуар?

— Начиналось все в 1974 году и именно с классики. Это был спектакль "Женитьба" по Гоголю. У Беляковича было две студии: Востряковская и параллельно шла студия при городском Доме пионеров на Ленинских горах. Он параллельно учился в ГИТИСе, там ставились все отрывки из классики. Был Чехов, спектакль "Старые грехи". Это просто хорошая школа, хороший материал.

— Он был сначала народным театром, а в 1991-м стал государственным. Что изменилось с этих пор? Как живет театр? Каково помещение в театре? Сколько человек? Пользуется ли театр популярностью? И у кого? Это местные жители или приезжают люди со всей Москвы?

— В 1991 году народному театру присвоили статус муниципального, и все стали под эгидой городского министерства культуры и стали получать легкие дотации. До этого билеты раздавались бесплатно, костюмы тоже по местным жителям собирались бесплатно.

Все происходило на общественных началах. Главное, что ничего не изменилось в психологии артистов и в отношениях. Группа энтузиастов работала не за жалованье, а за идею. В театре 114 мест, 44 артиста плюс весь обслуживающий персонал порядка 70 человек. 

Огромное спасибо департаменту культуры за то, что сейчас помогает нам. К сожалению, наши смешные ставки равны прожиточному минимуму. Все остальное мы пытаемся зарабатывать сами.

Если говорить о посещаемости, то мы избалованы понятием аншлаг. Бывали времена и тяжелые, особенно в начале 90-х, когда народ отхлынул от театра. Нужно было зарабатывать на хлеб, и зрелища особо никого не интересовали.

Но теперь этот баланс выровнялся, на мой взгляд, и народ жаждет искусства. Мы — Театр на Юго-Западе. Географическое название и местоположение, но к нам приезжают отовсюду: и с Юго-Востока, и с Северо-Запада, и есть даже несколько людей, которые приезжают на блок спектаклей из других городов.

— Театр начинался с Беляковича и с такого прекрасного артиста, как Виктор Авилов…

— Сейчас в театре работает его дочь Ольга Авилова. Собственно, Авилов и привел меня в этот театр. Все случилось экспромтом. Я тогда еще жил в Екатеринбурге, где и закончил театральный институт, и нас пригласили на съемки в 91-м году, где и должен был играть Авилов.

Фильм назывался "Сафари №6". Прошло уже много лет, это была история о предательстве и героизме. Фильм демонстрировался по телевидению. И вот на съемках мы и познакомились с Авиловым. Он-то и рассказал мне о театре. Заочно с театром я был знаком.

Потом мне пришлось сходить в армию, я пришел в военкомат, написал заявление, и меня увезли на два года на Дальний Восток. Я служил в противотанковой артиллерии. Страшной дедовщины не было, а вот понюхать эту жизнь и научиться принимать решения, с этим мне повезло

Мы ставили на курсе спектакль "Носороги", а в это время уже шел спектакль "Носороги" в Театре на Юго-Западе. И наш педагог по зарубежной драматургии Яков Соломонович Тубин видел этот спектакль в Москве, именно в этом театре, и рассказывал нам о нем.

Мы сделали свой спектакль, и уже тогда, в 89–90-м, я был знаком с театром. И уже потом я приехал к Беляковичу и попросил его взять меня в театр. Он сказал: "Ну почитайте что-нибудь!"

— Вы в театре 25 лет. Вы тогда снимались в кино, это была ваша первая роль или вы снимались до этого?

— Мой первый фильм вышел в 1986 году, когда передо мной стояла дилемма: уйти в армию или пойти сниматься в кино. Мой руководитель курса Ярополк Леонидович Лапшин тогда был главным режиссером свердловской киностудии. И я снялся в этом фильме.

Сейчас мы пребываем в поисках новых путей, новых режиссеров. Но понимаем, что наш собственный потенциал еще не исчерпан

С такими величинами, как Петр Вельяминов, Лариса Лужина, Валентина Титова. Фильм назывался "Железное поле". Это был 1986 год. Это было очень волнительно для меня, молодого паренька, попасть в эти богемные круги. Тогда я закончил первый курс Свердловского государственного театрального института. Там отличная актерская школа.

— Ваши родители не имели отношения к театру?

— Нет, совершенно никакого. И до сих пор не имеют, только посредством меня.

— Каким образом вы оказались в театральном институте, ведь поступить туда было крайне сложно?

 — Да, мне пришлось для этого чуть ли не выброситься из окна. Меня попросили сделать блиц-этюд. Ну я и сделал, чуть не выпал. Конкурс был 25 человек на место. Потом мне пришлось сходить в армию. Я пришел в военкомат, написал заявление, и меня увезли на два года на Дальний Восток. Я служил в противотанковой артиллерии.

— Какие воспоминания остались у вас от армии?

— Только хорошие. Страшной дедовщины не было, а вот понюхать эту жизнь и научиться принимать решения — с этим мне повезло. Это мне и дала армия. Это были 86–88-й годы…

— Когда Белякович ушел из театра, куда он ушел?

— В театр Станиславского, который теперь электротеатр. Это был 2011 год. А я сейчас худрук и директор театра одновременно, у нас единоначалие. У нас нет понятия главного режиссера. Я пришел и на административную работу, и на творческую.

— Вы по-прежнему не расстаетесь с актерской профессией?

В Японии у нас был совместный проект "Ромео и Джульетта" с японскими артистами. Мы были Монтекки, они — Капулетти. На двух языках

— У меня 15 спектаклей в месяц. И как режиссер — осуществил пять театральных постановок. Свой первый спектакль я делал по пьесе Эдуардо де Филиппо "Человек и джентльмен". Это актерская история, с одной стороны, комическая.

Но у меня родился к этой пьесе монолог об актерах, о связи поколений. Мне захотелось сказать спасибо тем, кто делал этот театр, что мы их помним, любим. И ради них, и ради зрителей, и ради себя, и ради театра мы будем работать и дальше.

— Какие спектакли были потом?

— Потом я написал пьесу, детскую, "В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения". И вот что главное сокровище не золото, не деньги, а дети. Это танцевально-музыкально-певческий детский мюзикл с элементами фехтования. Затем написал инсценировку к произведению Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". И тоже спектакль с успехом идет сейчас на нашей сцене.

— Кто в вашем театре ставит спектакли?

— Был опыт у Олега Онищенко и Михаила Беляковича — это племянник Беляковича-старшего. Сейчас мы пребываем в поисках новых путей, новых режиссеров. Но понимаем, что наш собственный потенциал еще не исчерпан.

Олег ставит сейчас спектакль "Игроки", Михаил Белякович в следующем сезоне запустит "Волшебника Изумрудного города". Потом мы приглашаем автора, с которым сотрудничали, Петра Гладилина, но не просто как автора, а он выступит как режиссер-постановщик своей собственной пьесы.

— За то время, как вы руководите театром, ездили ли вы куда-то на гастроли? И вообще когда и где вы выступали?

— Особенно активны мы были в 90-е, когда был очень активным интерес к той России. К той России, которая становилась и мучилась в те годы. Основными нашими направлениями были Америка и Япония. Мы выступали в Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне.

Если говорить о посещаемости, то мы избалованы понятием аншлаг. Бывали времена и тяжелые, особенно в начале 90-х, когда народ отхлынул от театра. Нужно было зарабатывать на хлеб, и зрелища особо никого не интересовали

В Японии у нас был совместный проект "Ромео и Джульетта" с японскими артистами. Мы были Монтекки, они — Капулетти. На двух языках. На английском языке мы играли в Чикаго со студентами театрального факультета Иллинойсского университета.

Это были 96–97-й годы. Потом мы стали гастролировать по России. И сейчас мы проехали Россию от Калининграда до Сахалина.

— Есть ли у вас спонсоры?

— В Калининград, например, мы ездили за свой счет. Это был наш первый самостоятельный опыт, более мы повторять его не будем, потому что экономически невыгодно.

— Кто из знаменитых артистов работал в театре?

— Стас Садальский, Маргарита Терехова, Римма Маркова и многие другие…

— Как вы собираетесь отмечать ваш юбилей?

— Мероприятие состоится 26 мая на сцене нашего театра. Мы будем представлять театр как поздравление самих себя. То есть нас поздравляют и зрители, и мы сами. У нас есть преданные поклонники театра, которые, даже несмотря на снег и холод, пришли нас поддержать в Камергерский переулок, где мы делали музыкально-литературную композицию, посвященную Дню Победы, — "Василий Теркин".

Беседовал Игорь Векслер

Поделиться