Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Юко Хасегава: я собрала проекты, "взрывающие" сознание

21 сентября, 12:00 UTC+3 Япония
Поделиться
Юко Хасегава

Юко Хасегава

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Основной проект седьмой Московской международной биеннале современного искусства "Заоблачные леса" стартовал в Новой Третьяковке. В этом году он впервые растянется на рекордные четыре месяца. О новом племени художников, их работе с современными медиа, а также о том, что покажет певица Бьорк на выставке в Новой Третьяковке рассказала ТАСС куратор Основного проекта, арт-директор Музея современного искусства в Токио Юко Хасегава. 

 Расскажите о процессе отбора работ. На чем вы основывали свое решение?

— Прежде всего, мое внимание останавливалось на тех работах, которые подходили под мою концепцию "Заоблачные леса". Это было непросто. Только от российских художников поступило более 600 заявок.

В результате для своего проекта я отобрала 51 художника из 25 стран: Дании, Израиля, Индии, Швейцарии, Японии и др. Я выбрала тех, кто в своих работах приносил свежий взгляд на новые технологии, при этом не забывая о культурных корнях. Мне были интересны те, кто рассматривал мир как единую экосистему для того, чтобы осмыслить его с помощью искусства. 

— Что вы можете сказать о выбранной теме проекта "Заоблачные леса"? 

— Идея "Заоблачных лесов" подразумевает непрерывную циркуляцию между лесом и облаками. Конечно же, это метафора. "Облака" — это интернет и потребители информации, которые много времени проводят в социальных сетях.

Думаю, что художники уже наигрались в гаджеты. И сейчас на повестке дня нестандартные решения

"Лес" — это что-то первичное, то, что всегда существовало вокруг нас, связанное с ручным трудом, традициями. В своем проекте я показываю взаимоотношения этих "племен", их диалог и строительство новой экосистемы. 

— И кого же в вашем проекте больше: "облачных" художников или "лесных"?

— Я постаралась удержать баланс между ними. Но в целом традиционных авторов все же больше. Не все еще ушли в "облака". К тому же многие могут перемещаться между этими сферами. Например, Сюзанн Шуппли — видеохудожник из Великобритании.

В своих работах она делает акцент на проблеме экологии, точнее, на загрязнении океанов и морей. Но она мыслит абсолютно по-новому, у нее "облачный" (западный) подход. И чтобы сделать свои работы о загрязнении воды, ей приходится "спускаться с облаков на землю". 

— Современное искусство активно использует новые технологии. Расскажите о самых необычных из них, нашедших отражение в проектах художников. 

 Думаю, что художники уже наигрались в гаджеты. И сейчас на повестке дня нестандартные решения. Такие, например, которые нашла художница и химик по образованию Сиссель Толаас. Ее проект заключается в том, что она берет запахи из различных мест, перерабатывает их, а потом составляет из них экспозицию.

В этот раз она создала серию запахов, ассоциирующихся с историческими событиями второй половины ХХ века. Здесь есть запах запуска Спутника на орбиту, полета Гагарина в космос и многие другие. 

— Какое впечатление на вас произвели русские художники?

— Они очень самобытны. От многих я не ожидала такой смелости. Например, Миша Толмачев снимает засекреченные объекты: военные полигоны, правительственные площадки, наблюдение за которыми могут вести только дроны. Это смелый подход. 

— Какое место в выставке уделено проектам с социальной проблематикой? 

— Во все времена мир искусства пытался повлиять на разум людей, поэтому художники всегда социально настроены. Например, Пьер Юиг воссоздает ситуацию, основанную на реальных событиях, происходивших в одной японской глубинке после катастрофы.

Свой проект я делала, во-первых, для москвичей, во-вторых — для всех жителей России, в-третьих — для всего мира

В заброшенном ресторане живет обезьяна в человеческой маске. Она выполняет рутинные действия в ожидании посетителя, который никогда не придет. По мнению Юига именно в такой сюрреалистической ситуации находится современный человек. 

— Конечно же, одна из главных интриг биеннале — приезд исландской певицы Бьорк. Расскажите о ее проекте.

 В Исландии, откуда родом Бьорк, с уважением относятся к традициям. И сама певица не исключение. В своем проекте она пытается создать новую методологию музыки, используя традиции и новые технологи, переплетая таким образом "леса" и "облака". 

ТАСС/Reuters

Биеннале проходит в Новой Третьяковке. Как выставка взаимодействует с пространством галереи?

— Я очень ценю отношение Третьяковской галереи к нашему проекту. Они пошли нам навстречу, убрав часть постоянной экспозиции, чтобы освободить место для биеннале. В Новой Третьяковской галерее прекрасная коллекция русского авангарда, что также сочетается с концепцией моего проекта.

Мне дали возможность поместить некоторые работы участников биеннале в постоянную экспозицию. Инсталляция модного дизайнера и фотографа Хуссейна Чалаяна вступила в диалог с работами Кандинского. Любопытно будет посмотреть, как публика оценит такое соседство. 

Опишите портрет посетителя Московской биеннале. Кто ваша аудитория?

— Свой проект я делала, во-первых, для москвичей, во-вторых — для всех жителей России, в-третьих — для всего мира. Но моя основная аудитория — молодые люди, которые составляют это "облачное сообщество", являясь его фундаментом. А также новое племя потенциальных зрителей — совсем юных подростков, которым предстоит жить и развиваться в "облаках". 

Какой эффект вы хотите получить от основного проекта биеннале? 

— Я бы хотела, чтобы зрители на выставке увидели, как художники смотрят на мир, как они пытаются исследовать, изучать его. В проекте есть место абсолютно нестандартным решениям, "взрывающим" сознание, создающим диссонанс для тех, кто привык жить "по шаблонам".

У меня нет цели изменить жизни людей, но мне бы очень хотелось, чтобы они не остались равнодушными к этому проекту: почувствовали себя в "облаках" или наоборот позволили себе "заблудиться в лесу". 

Беседовала Оксана Полякова 

Поделиться