Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Глава "Канала им. Москвы": мы можем перевозить часть стройматериалов для реновации по реке

20 ноября 2017, 10:00 UTC+3 Россия
Поделиться
Герман Елянюшкин

Герман Елянюшкин

© Максим Григорьев/ТАСС

Руководитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Канал имени Москвы" Герман Елянюшкин рассказал ТАСС о том, какой на сегодняшний день есть потенциал использования Москвы-реки и зачем москвичам нужны пансионаты рядом с рекой.

— Вы перешли из правительства Московской области на нынешнюю должность в марте этого года. Какие задачи перед вами были поставлены?

— В первую очередь, хочу обратить внимание, что "Канал им. Москвы" — это очень устойчивое предприятие с 80-летней историей.

Здесь колоссальный запас прочности. Несмотря на то что общая протяженность канала составляет 128 км, мы управляем порядка 4 тыс. км судоходных путей. А задачи достаточно четко были сформулированы еще во времена строительства канала: водоснабжение города Москвы, обеспечение судоходства, экология и развитие туристической инфраструктуры рядом с рекой.

— На ваш взгляд, мощности канала сегодня используются по полной?

— Я считаю, что сегодня пропускная способность канала используется примерно на 30%. К примеру, потенциально "Канал имени Москвы" мог бы обеспечить грузоперевозки в размере чуть более 70 млн тонн ежегодно. Согласно нашим данным, с начала 2017 года общий грузопоток по Московскому бассейну составил порядка 30 млн тонн перевозимого груза. А за прошлый год было перевезено около 24,5 млн тонн.

— А что чаще всего перевозят по Москве-реке и в целом по Московскому бассейну?

— Около 85% перевозимых грузов — это минерально-строительные материалы: щебень, песок, песчано-гравийные смеси. А в целом на внутренние водные пути столичного региона (Москва и Подмосковье) приходится около 60% грузоперевозок и 61% пассажиропотока. Поэтому существующая пропускная способность объектов инфраструктуры канала явно недооценена. Кроме того, их безаварийная работа позволяет увеличить объем перевозок в разы.

— Как вы считаете, это можно использовать в рамках программы реновации? К примеру, перевозить стройматериалы по Москве-реке?

— Я считаю, что реновация — это абсолютно правильная идея. Безусловно, здесь основным заказчиком выступает правительство Москвы. Однако мы вполне можем перевозить строительные отходы и стройматериалы в рамках программы реновации по Москве-реке. Более того, перенос части груза на реки очень серьезно снизит нагрузку на дороги, в том числе и на экологию. Так как несколько сотен автомобилей сразу исключается из грузового потока. Да и для речной отрасли это будет только в плюс.

— А вообще речной транспорт получается более экологичным, чем наземный?

— Безусловно. Речной транспорт — один из самых экологичных видов транспорта, так как на перевозку единицы груза топлива требуется в 85 раз меньше, чем при перевозке по автомобильным трассам.

Одна баржа — это 333 "КамАЗа". Кстати, очень легко запомнить. Представляете, что можно снять с московских дорог буквально сотни автомобилей?

— Помимо существования грузовых терминалов в пределах города предполагается ли их строительство за пределами Москвы?

— Да, предполагается построить нескольких терминалов. К примеру, строительство Дмитровского речного порта — это большой проект стоимостью около 12 млрд рублей с федеральным участием в размере 6 млрд рублей. Он позволит существенную часть грузов перевести на реку.

— Если на Москве-реке появится больше промышленных грузов, не создаст ли это конфликтную ситуацию с работой туристических судов? В особенности по части прохождения шлюзов.

— Все пассажирские суда у нас шлюзуются в первую очередь.

Конечно, есть небольшие сложности, связанные с оперативностью их прохождения. Но мы стараемся туристическим судам создать максимально комфортные условия для работы. Кроме того, у всех руководителей круизных компаний есть мой мобильный телефон. Они всегда могут мне позвонить в случае возникновения трудностей.

— Как часто за этот год им требовалась ваша помощь?

— За этот год по проблемным вопросам мне позвонили буквально два раза, все было решено.

СПЕЦПРОЕКТ

Истории москвичей, попрощавшихся с пятиэтажками

Как получить пять комнат вместо одной квартиры в хрущевке и переехать в новостройку из ветхого дома

Один раз, когда в Рыбинском водохранилище сел на мель теплоход "Илья Муромец". Потом в том же Рыбинске произошла авария на шлюзе, и не было возможности пропускать суда.

— Как вы еще взаимодействуете с пассажирскими судами?

— Мы взимаем с судовладельцев навигационный сбор. По итогам этой навигации весь пассажирский флот принес около 10 млн рублей. Эта сумма тратится на содержание диспетчеров и средства навигации, чтобы снизить нагрузку на бюджет нашего предприятия.

— Сколько рейсов ежедневно выполняется на канале?

— Всего по водным путям Московского бассейна ежедневно выполняется порядка 250 рейсов в разных направлениях, в том числе около 50 рейсов — по Каналу имени Москвы.

— А сколько всего судов относится к Московскому бассейну?

— На конец октября в Государственном судовом реестре РФ зарегистрировано более 2,6 тыс. судов, относящихся к нашему бассейну.

Это около 220 маломерных судов, занимающихся коммерческой деятельностью, порядка 30 прогулочных яхт, 11 спортивных парусников. А остальные суда — пассажирские, грузовые и технические.

— По вашему мнению, в преддверии ЧМ-2018 в Москве возрастет ли число судов, которые будут ходить по каналу? В связи с этим могут возникнуть какие-то сложности?

— Остался всего год, поэтому резко не возрастет. Понятно, что наплыв будет. В сфере речных круизов у нас заполняемость достигает 80–100%. Меня смущает, что в прошлом году у нас количество пассажиров возросло на 12%, в эту навигацию (сезон) — на 5%, значительно увеличился и турпоток — на 15%, а количество судов фактически не прибавилось. Конечно, это положительная тенденция, но в конечном итоге она может привести к недоступности услуги и к росту цен.

— Ожидается ли появление новых туристических теплоходов и кто лидирует на этом рынке?

— Да, безусловно. Уже сегодня заложены многомиллиардные проекты. Мы ожидаем, что новые круизные суда в скором времени поступят в эксплуатацию. Естественно, это все частные компании. Тройка крупнейших круизных операторов на данном рынке — это "Водоход", "Инфофлот" и "Мостурфлот".

— Вы сказали, что одной из главных задач предприятия также является развитие туристической инфраструктуры. По вашему мнению, насколько отдых рядом с прибрежными зонами Москвы-реки актуален для москвичей?

— У этого сектора очень большой потенциал. Примерно 20–25 млн человек, проживающих в Москве, по сути не могут найти место для отдыха на выходные или новогодние праздники вблизи столицы, в Подмосковье. В близлежащих пансионатах существует дефицит свободных мест, а цены могут быть очень высокими. Кроме того, очень мало информации о том, куда вообще можно поехать за город на отдых. Поэтому туристическая инфраструктура должна быть более широко развита и доступна. 

— Есть ли заинтересованность со стороны российских и зарубежных инвесторов в части строительства пансионатов для отдыха рядом с прибрежными зонами Москвы-реки?

— Да. Заинтересованность есть, но очередь пока не стоит. Наша задача сейчас — найти и показать тот "жемчуг", который у нас есть, чтобы инвесторам было выгодно создавать туристическую инфраструктуру, строить те же пансионаты. И плюсов довольно много: это и достаточная выработка электроэнергии, и яхт-клубы со всеми опциями.

— Считаете ли вы возможным самим организовать туристическое направление в рамках работы "Канала им. Москвы"?

— Возможно, мы смогли бы найти какого-то "суперменеджера", который взял бы на себя развитие туристического направления. Однако, на мой взгляд, это возможно лишь для реализации разового проекта. Я считаю, что туристическая компания должна быть частной. Коммерческие сервисы, как правило, намного лучше реагируют на запросы клиентов.

— В обозримом будущем возможно ли увеличение длины канала?

— В советское время предусматривалось развитие внутренних водных путей, так называемой единой глубоководной системы.

По большому счету, 80% успеха в этом направлении достигнуто. Сегодня это можно лишь немного улучшить. Например, заново создать судоходство в Калужской области — в верховьях реки Оки.

— А что это даст?

— Это даст серьезный толчок развитию судоходства и промышленности в Калужской области через участок Оки. По идее, можно было бы прокопать канал к Днепру и часть вод перебросить оттуда. Помимо этого, мы бы немножко поработали и за природу в части рационального использования водных ресурсов. Но пока в планах РФ таких задач не стоит.

— Организуемого водоснабжения в Москве достаточно?

— Конечно, мощности "Канала им. Москвы" позволяют обеспечить всех водопользователей и водопотребителей водой в полном объеме. Кроме того, вода из водораздельного бьефа (часть реки или канала между гидроузлами — прим. ТАСС) расходуется на судоходство и санитарное обводнение рек Москвы, Яузы, Клязьмы и Учи. Перекачка волжской воды позволяет сохранить водность Москвы-реки и обеспечить нормальную экологическую обстановку в столице.

— Есть ли в планах задача стать самоокупаемой организацией?

— Несмотря на то что мы являемся государственной компанией и у нас бюджетное учреждение, как минимум половину своих средств стараемся заработать сами. Будем стремиться к этому.

 

Беседовала Юлия Ермилова

Поделиться