Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Директор Фонда кино: отечественные фильмы уже посмотрели 50 млн зрителей

5 декабря, 14:30 UTC+3 Михалков, Никита Сергеевич
Поделиться
Антон Малышев

Антон Малышев

© Михаил Почуев/ТАСС
Уходящий 2017 год стал рекордным для национального кино. Совокупные сборы отечественных фильмов значительно превысили прошлогодние показатели. Именно в 2017 году на экраны вышла сказка "Последний богатырь", ставшая самым кассовым фильмом в истории российского кино.

Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев рассказал ТАСС об успехах российского кино, модернизации господдержки киноотрасли, выходе из Попечительского совета фонда Никиты Михалкова, компаниях-должниках, а также перечислил самые ожидаемые, на его взгляд, фильмы 2018 года.

— В октябре на расширенном заседании Попечительского совета Фонда кино обсуждались предложения для более эффективной поддержки киноотрасли. Что вы могли бы выделить?

— В первую очередь это, конечно, учет при выделении господдержки потенциального международного успеха той или иной картины, количества территорий, на которые были проданы права на фильм. И как следствие, поддержка именно продвижения российского кино в целом на внешних рынках. Емкость нашего кинотеатрального проката позволяет окупать далеко не все проекты, однако российское кино оказывается вполне успешно за рубежом.

И этот год, и предыдущие доказали, что отечественные кинематографисты научились делать проекты, которые пользуются популярностью в зарубежных странах.

— На совете было сказано, что к декабрю будут представлены конкретные рекомендации по дальнейшей господдержке киноотрасли. Когда их озвучат?

— Все поступившие предложения проанализированы. Теперь мы должны собрать Попечительский совет и принять решение, что из них будет общими усилиями, нашими и отрасли в целом, внедряться. Я думаю, что заседание пройдет до конца декабря. Мы бы хотели в следующем году начать конкурс на господдержку раньше, так, чтобы все необходимые процедуры и непосредственно выделение средств произошли к лету, когда, как правило, начинается активный съемочный процесс.

— Многие говорят, что сейчас процедура поддержки российских кинопроектов отлажена и не стоит делать резких движений, в корне все менять. На ваш взгляд, нет рисков, что на Попечительском совете предложат что-то совсем революционное? Не будет ли какой-нибудь встряски? Все именно этого боятся.

— Пока все предложения, которые вносились, не касались того, что надо все разрушить и строить заново. Со стороны отрасли я чувствую доверие к той системе, которая выстроена. Речь идет либо о доработке, либо о выделении каких-то проектов, документальных полнометражных фильмов или анимационных сериалов, в отдельное направление. А ломать довольно успешно работающую систему никто не собирается.

— Сбудутся ли уже озвученные прогнозы: завершить 2017 год с показателями свыше 40 млн зрителей и 10 млрд рублей кассовых сборов?

— На сегодняшний день сборы российского кино уже составляют почти 12 млрд рублей. Отечественные фильмы при этом уже посмотрели 50 млн зрителей. Напомню, что в прошлом году сборы были 8,6 млрд, а зрителей было чуть больше 35 млн. И это был рекорд. В этом году мы досрочно его побили.

— Есть надежда, что доля российских картин будет около 22%?

— Пока финальных цифр нет, сейчас доля составляет 25%. Понятно, что этот показатель будет скорректирован, поскольку у нас, кроме замечательных проектов "Легенда о Коловрате", "Елки", очередных "Богатырей", "Движение вверх", есть еще, например, американские "Звездные войны". И мы сейчас не можем сказать, сколько они соберут. А доля зависит не только от успехов российского кино, но и от успехов зарубежного. Посмотрим.

— А уже понятно по поводу "Матильды" Учителя? Удастся ему вернуть средства, которые выделял Фонд кино?

— Картина собрала более 500 млн рублей. Это вполне позволяет вернуть выделенные деньги.

— Есть компании, которые уже точно не вернут деньги?

— Конкретно перечислять не хотелось бы, но у нас постоянно находятся в зоне судебного реагирования до 50 контрактов. Что-то на стадии досудебного урегулирования, что-то в судах, что-то у приставов. Причины разные: где-то не соблюдены сроки возвратов, где-то мы понимаем, что возврата не будет вовсе, потому что сборы картины были низкими. Одно могу сказать точно: с 2013 года откровенных жуликов, людей, которые брали деньги, не собираясь их возвращать, я не встречал. Людей, которые ошиблись в прогнозе, — да. Но у нас и отрасль такая. Как справедливо говорит Павел Семенович Лунгин: "Если бы мы гарантированно могли собирать сотни миллионов, зачем тогда нефть в стране, можно было бы всех переориентировать на кино".

— Изменится ли в 2018 году объем средств, распределяемых Фондом кино на производство российского кино?

— Пока общий объем у нас зафиксирован в соглашении ровно такой же, как и в этом году. Это то, что касается только производства, не проката. Поддержка проката осуществляется из собственных средств фонда. На производство будет выделено 3 млрд рублей, из них 2,5 млрд пойдут на проекты компаний — лидеров кинопроизводства, 500 млн — на независимые компании. Эти цифры не финальные, часть средств традиционно добавит Фонд кино.

— Повлиял ли, на ваш взгляд, выход Никиты Михалкова из Попечительского совета на работу фонда?

— Комментировать это сложно. С одной стороны, Никита Сергеевич — высочайший профессионал, авторитетный общественный деятель, председатель Союза кинематографистов РФ. Конечно, когда он бывал на заседании Попечительского совета, его слово позволяло принимать важные решения. При этом я понимаю, что он находится в хорошей творческой форме как режиссер, много работает в театре, над новым фильмом, наверное, времени на все может не хватать. С того момента, как он покинул Попечительский совет, мы провели три заседания. Все они прошли в атмосфере яркого конструктивного диалога, диктата единого мнения я не ощутил.

— Понимаю, что это правительство решает, но, как вы думаете, место Никиты Сергеевича будет по-прежнему вакантно?

— Решает правительство, да. Мне кажется, что заменить Никиту Сергеевича Михалкова может только Никита Сергеевич Михалков.

— Понятно, что 2017 год действительно очень успешный. И сборы хорошие, и качество многих устраивает, по крайней мере, зрителей не отвратили от российского кино. Можете выделить фильмы, которые лично вам показались интересными?

— Если по 2017 году начать выделять какие-то проекты, можно не остановиться. Начался год с "Викинга" и "Притяжения", двух мощнейших проектов, которые бы сделали честь любому национальному кинематографу. Продолжился год двумя космическими сагами, "Временем первых" и "Салютом-7", каждая из которых прекрасна по-своему. Можно вспомнить опыт интересных комедий: "Гуляй, Вася", "Бабушка легкого поведения". Еще — "Большой" Валерия Тодоровского.

Это только то, что навскидку можно вспомнить, наверное, кого-то забыл.

А если вспомнить последние месяцы — "Матильда", которая в своем жанре показала неплохой результат, уж не говоря о беспрецедентном уровне общественной дискуссии. Год запомнится и этим тоже. "Последний богатырь" не только стал самым успешным российским фильмом, но убедил и отрасль, и зрителей в том, что наши кинематографисты умеют делать качественное семейное кино.

Вышедшая буквально на прошлой неделе "Легенда о Коловрате" показала третий старт года после "Притяжения" и "Последнего богатыря", это тоже большое отраслевое достижение: фильмов с таким количеством фоновой компьютерной графики никогда не делалось.

Также я бы вспомнил уверенный прокат арт-мейнстрима. И "Нелюбовь", и "Аритмия", и "Рай". Мы не привыкли к тому, что авторские работы мастеров собирают у нас по 100 млн рублей. Это действительно большое дело. Сколько было разговоров, что фестивальное кино делается не для зрителя, а для критиков. А люди за свои деньги идут и смотрят.

В прошлом году сборы были 8,6 млрд, а зрителей было чуть больше, 35 млн. И это был рекорд. В этом году мы досрочно его побили

— Как вы думаете, а в следующем году какие проекты могут выстрелить?

— Все зависит от производственных графиков. Много фильмов со сложным производственным циклом. Могу назвать прежде всего фильм "Движение вверх" (выходит 28 декабря — прим. ТАСС), с которого, по сути, начнется 2018 год, проект "Лед", самобытный проект "Путешествие в Китай", "Т-34", "Черновик". Хотелось бы, конечно, чтобы и "Вратарь галактики" вышел в 2018 году, он уже снят, но там очень непростое производство, и пока фильм запланирован к прокату в начале 2019 года.

— Получается, что в этом году у нас в тренде были космические саги и сказки, а в 2018 году в основном будут фильмы про спорт из-за чемпионата мира по футболу? Еще же и "Тренер" выйдет Данилы Козловского.

— Не думаю, что это связано с чемпионатом мира по футболу. "Лед", например, про фигурное катание, "Движение вверх" — про баскетбол. Вряд ли наши кинематографисты снимают фильмы к конкретным датам.

Беседовала Наталья Баринова

Поделиться