Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Роберт Уразов: навыки лишь 17% студентов колледжей РФ соответствуют стандартам WorldSkills

11 декабря 2017, 18:00 UTC+3 Россия
Поделиться
Роберт Уразов

Роберт Уразов

© Виталий Тимкив/ТАСС

Результат демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia, который прошел в 2017 году в 243 техникумах и колледжах страны, показал, что мировым стандартам соответствует уровень профессионализма только 17% студентов. О том, как WorldSkills меняет систему профессионального образования в стране, приближает ее к реальным потребностям экономики, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор союза "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Роберт Уразов.

— В Казани 11 декабря открылся IT-чемпионат DigitalSkills. Почему вы решили провести отдельные соревнования по цифровым специальностям?

— Наше движение разрослось: только студентов колледжей у нас уже 150 тысяч. Около 10 тысяч прошли через вузовские чемпионаты, почти 15 тысяч ребят сдали демонстрационный экзамен. В JuniorSkills — около 3 тысяч детей. Плюс порядка 2 тысяч молодых рабочих различных предприятий участвуют в корпоративных чемпионатах Hi-Tech.

Естественно, возникают новые направления. DigitalSkills — чемпионат, ориентированный на цифровую экономику. В стратегии, которая подписана президентом РФ, в программе, которая принята правительством, определены восемь технологий, которые критически важны для развития цифровой экономики. Из этих технологий мы выбрали, какие навыки нужны для их реализации. Технология мертва без ее носителя. И наша задача — создать таких носителей. Сначала нужно подготовить людей, потом появляется экономика. Не возникает связи в обратной последовательности: невозможно сначала создать экономику, а потом найти под нее людей. Люди ее создают. И мы решаем очень простую задачу: мы создаем тех людей, которые будут создавать экономику.

Если говорить о компетенциях, на DigitalSkills будет представлено: машинное обучение, более продвинутая версия искусственного интеллекта — пока в России это не очень представлено; технология дополненной и виртуальной реальности; информационная безопасность, квантовые вычисления, инженерный дизайн и другие. Это те компетенции, которые фактически формируют основу экономического движка.

— Какие компании стали партнерами этих соревнований?

— Чемпионат DigitalSkills поддержали 1С, "Сбертех", "Яндекс", Mail, InfoWatch, IBS и многие другие. Думаю, совокупно эти компании точно представляют 90% рынка IT-технологий. Бизнес крайне заинтересован в том, чтобы появлялись не только менеджеры, управленцы цифрового бизнеса, но и люди, которые создают добавленную стоимость.

— Отраслевых веток, инициированных российским движением, уже много: Hi-Тech, DigitalSkills, AgroSkills, LogisticSkills. Какие идеи вы планируете продвигать на международном уровне?

— У нас есть ряд флагманских проектов, которые мы предлагаем как элемент наследия мирового чемпионата в Казани в 2019 году. Чемпионат еще не прошел, а наследие уже сформировано. DigitalSkills — один из таких проектов. Мы обсуждаем, что либо DigitalSkills, либо WorldSkills Hi-Tech в 2019 году пройдет не в России. Вероятнее всего, в Казахстане, потому что у этой страны есть большой интерес к тем технологиям, которые мы развили.

Еще один проект — Skills Passport — это документ специалиста, который подтверждает его квалификацию в мире. Он выдается по итогам демонстрационного экзамена, оценивающегося по стандартам WorldSkills. Мы сделали этот проект в формате приложения к основному документу об образовании, где указаны ваши конкретные навыки в цифровой форме, чтобы работодатель смог оценить, что вы умеете делать и в какой степени. Фактически это создание в стране уникального языка профессионализма, который дополнит, а в некоторых случаях и опередит государственные профстандарты. Часто механизмы избыточного государственного регулирования тормозят развитие быстро меняющихся отраслей. И мы предлагаем альтернативу, мостик между государственной системой и бизнесом. WorldSkills может очень быстро поменять стандарты, в течение одного года. Мы анонсировали Skills Passport на генассамблее WorldSkills International, и уже шесть стран — Индия, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Казахстан, Беларусь — подписали с нами соглашение.

— Сколько человек в России уже получили Skills Passport? Каковы результаты тестирования?

— В 2017 году Skills Passport получили 14 тысяч человек. В прошлом году их было ноль. Это абсолютно новый продукт. Почти 250 колледжей продекларировали, что готовы работать по стандартам WorldSkills. В 2018 году их станет уже 676. Число регионов, в колледжах которых будет внедряться демонстрационный экзамен, выросло почти вдвое — до 51.

И по количеству участников демэкзамена тоже удвоение: около 26 тысяч ребят заявили, что готовы сдать его.

Результаты 2017 года пока такие: только 17% студентов, сдавших демэкзамен, соответствуют мировым стандартам WorldSkills. Если говорить о международном чемпионате, в отдельных компетенциях каждый второй участник был на уровне. А вот по цифровым компетенциям у нас почти нули. Это означает, что людей, которые будут делать цифровую экономику, у нас фактически нет. И во многом чемпионат DigitalSkills — про то, как эти "скиллы прокачать", сделать так, чтобы в нашей стране появились носители навыков лучше, чем в мире.

— Какие преимущества получают колледжи, внедрившие в систему оценки демонстрационный экзамен?

— Мы исходим из того, что колледж, который работает по нашим стандартам, как минимум более коммерчески привлекательный. У WordlSkills Russia сейчас узнаваемость бренда порядка 25%. То есть 25% в стране знает, что это такое. И они знают, какие ценности наше движение несет. Ведь не очень правильно стимулировать колледж исключительно мерами государственной поддержки. Колледж вполне себе хозяйствующий субъект на рынке. Спрос достаточно большой: есть взрослое население, которое готово переучиваться, есть компании. И мы создаем инструмент для заработка, продавая качественный продукт под названием "качественная подготовка". И мне кажется, это наиболее важный бонус, который должен извлечь каждый директор из нашего движения. Если вы способны делать что-то востребованное рынком, это будут покупать.

У нас есть еще один инструмент, который тоже очень важен для колледжей и который мы будем продвигать как элемент международной повестки, — Академия WorldSkills, которая переобучает преподавателей колледжей.

— Сколько преподавателей прошли через академию?

— В этом году через Академию WorldSkills прошли 5 тысяч преподавателей и мастеров производственного обучения. Это означает, что в сотнях колледжей появляются люди, способные транслировать новое содержание. Уверен, через два года мы увидим эффект. Вкладываться нужно не в нормативные акты и инструкции, а в оборудование и в людей. Преподаватель выпускает продукцию под названием "будущее человека", того ребенка, который попал к нему в руки.

Преподаватели колледжей вовлечены в экспертное сообщество WorldSkills, и у них есть возможность общаться, узнавать о последних тенденциях на рынке, есть мотивация. У каждого преподавателя, который прошел через академию, есть свой дипломный проект. Мы не любим теоретические работы, у нас акцент на практику. И каждый преподаватель должен подготовить двух человек, которые по уровню профессионализма будут соответствовать чемпионам. Для них это мотивация. Я понимаю, что получится, наверное, не у всех и не с первого раза. Но это создает в системе понятное направление. Основное мерило — не соответствие нормативному акту, причем иногда не самому современному, а публично продемонстрированный профессионализм. И эти преподаватели, я уверен, позволят нам гораздо быстрее изменить нашу систему профобразования, нежели просто управленческие решения.

— Какая у вас цель на следующий мировой чемпионат в Казани?

— Конечно, мы хотим взять больше медалей, чем китайцы. Пока эта задача выглядит так: да, мы сейчас ездим уже не на "Запорожце", а на "Ладе Весте", но нам нужно конкурировать с Maserati.

— Такой большой разрыв?

— К сожалению, да. Но у нас были предположения, почему китайцам удалось взять больше медалей, и они оправдались. В некоторых компетенциях мы понимаем, как китайцев обойти, какими нашими преимуществами взять: это и перенос лучших олимпийских спортивных практик, и использование нейро- и когнитивных технологий.

Беседовала Татьяна Виноградова

Поделиться
источников много
ГЛАВНЫЙ ОДИН
Читайте ТАСС в Яндекс.Новости