Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Елена Гагарина: музей — не место для селфи

4 апреля, 8:00 UTC+3
Поделиться
Елена Гагарина

Елена Гагарина

© Пресс-служба Музеев Кремля

Музеи Московского Кремля откроют 17 апреля выставку, посвященную китайскому средневековому искусству. Впервые в России можно будет увидеть уникальные экспонаты Шанхайского национального музея. О том, в какие месяцы лучше посещать Музеи Кремля и почему не стоит делать селфи на фоне произведений искусства, ТАСС рассказала генеральный директор музея Елена Гагарина.

Чем планируете удивить посетителей выставки "Династия Мин: сияние учености", которая откроется 17 апреля?

— Выставок, посвященных китайскому средневековому искусству, тем более столь значимому и интересному периоду, как время правления династии Мин (1368–1644), в нашей стране не делалось никогда. Вещи такого уровня очень редко покидают китайские музеи. А поскольку у нас очень хорошие давние дружеские отношения с музеем Шанхая, мы решили сделать обменный проект и показать самые главные, самые интересные произведения периода Мин.

И я должна сказать, что коллеги из Шанхайского музея предоставили для этой выставки очень редкие экспонаты высочайшего качества, которыми музей может гордиться по праву. Династия Мин — это примерно с середины XIV по середину XVII века. Три столетия, когда шло активное взаимодействие между Россией и Востоком с одной стороны и Западом — с другой, когда складывался совершенно неповторимый русский стиль, который впитывал в себя различные культуры. Поэтому мне кажется, что нашим посетителям здесь будет очень интересно и они получат большое удовольствие от выставки.

— О каких редчайших экспонатах идет речь?

— Мы привезем очень интересную живопись и вышивку, которая имитирует рисунок тушью. Подобных вещей сохранилось совсем немного.

Также будет очень редкий фарфор удивительной красоты: необыкновенные китайские глазури белого цвета с различными оттенками, и каждый оттенок имеет свое название.

Мы покажем редкие бронзы: все формы этих сосудов имеют определенную символику, которая идет из древнейших времен. На мой взгляд, один из самых интересных и привлекательных экспонатов — это керамическая церемониальная процессия, которая происходит из одного из захоронений монархов династии Мин. Процессия насчитывает 66 фигур: друг за другом почетным эскортом следуют военные, секретари, музыканты, прислуга. Все они одеты согласно своему рангу, последние несут паланкин со своим господином, замыкает процессию группа с музыкальными инструментами и мебелью.

Могу сказать, что я такого рода вещей не видела нигде. Только один раз мне попадалась очень скромная процессия более раннего периода, но она была сделана из дерева и довольно плохо сохранилась. А вот подобные почетные эскорты и в китайских музеях не встречаются.

Вокруг этого интересного экспоната мы и постараемся построить всю историю о том, почему в период Мин вдруг возникла такая тяга к учености и к тому, чтобы изучать искусство и литературу предшествующих периодов, почему ученые стали столь важными фигурами, какие новые открытия были сделаны на протяжении этого периода. Это история, которая заставит не только размышлять о происшедшем, но и наслаждаться созерцанием чудесных памятников.

— Культуру эпохи династии Мин называют "культура интеллектуалов". В чем ее особенность?

— Это конфуцианская система, при которой, чтобы получить определенную должность, изучается литература, постигается искусство.

Быть образованным человеком в период династии Мин может не только чиновник, но и любой человек, обладающий интеллектом и жаждой знаний. Эта система, существовавшая только в Китае, в период, когда правили монголы династии Юань, была забыта.

Восстановление началось с воцарения в 1368 году первого императора династии Мин — Чжу Юаньчжана. Это был простой крестьянин, который возглавил борьбу против завоевателей и впоследствии стал императором. Такое обращение к прошлому имело свои корни, связанные и с национальной политикой, и с национальной культурой, и с национальным прошлым. Поэтому ученые в этот период "поднимаются на щит", художники, поэты и писатели начинают следовать тому, что было принято в предшествующее время.

В это время складывается и представление о том, как и в какой обстановке художник должен творить. Какой кабинет у него должен быть, какая обстановка для того, чтобы он мог вдохновляться. Это и мебель определенного рода, и музыкальные инструменты, и тушь, и фарфор, и изделия из нефрита — все то, что должно настраивать художника на определенный лад. Все эти вещи тоже будут на выставке.

— Как долго будете показывать эту коллекцию?

— Выставка будет довольно долгой, до конца июля. Но можно будет не только прийти на экспозицию, но и поучаствовать в наших лекционных и специальных программах — и для детей, и для взрослых. На лекциях мы познакомим слушателей с миром китайского ученого, который одновременно был и поэтом, и художником, и политиком. На культурно-образовательных программах расскажем о китайской живописи и каллиграфии, дадим возможность попробовать себя в роли китайского художника.

А детей ждет встреча с театром теней. И, как всегда, мы подготовили встречи со специалистами по искусству и истории Китая эпохи Мин. Лекции по фарфору прочтет куратор выставки. Почти все билеты на них уже раскуплены, но мы сделаем еще дополнительные.

— Какие еще крупные выставочные проекты в этом году реализует музей?

— В начале сентября откроется выставка, где будет представлена историческая коллекция украшений знаменитого ювелирного дома — "Bvlgari. Очарование женственности". Она в некоторой степени связана с феминизмом, потому что большинство произведений относятся к периоду после Второй мировой войны и связаны с великими итальянскими и американскими актрисами, которые стали заказывать и покупать эти произведения для себя. Вкус этих клиенток, конечно, очень повлиял на стиль Bvlgari, он является принципиальным для периода начиная с 50-х годов прошлого века и заканчивая 90-ми. Думаю, выставка будет не только праздничной и яркой, но и информативной.

— В интервью ранее вы говорили, что есть беспокойство в связи с нагрузкой на музейные площади, которая год от года растет.

— Два с половиной миллиона было в Музеях Кремля в 2016 году, в 2017-м — более чем 2,7 миллиона человек, и, конечно, это очень серьезная нагрузка. Общая площадь музея вместе со всеми лестницами, чердаками и подвалами — 10 тысяч квадратных метров. И принять такое количество людей очень трудно.

— Что делать — повысить цены или квотировать число билетов?

— Цены — это не панацея. Мы понимаем, что нам нужно как можно быстрее вводить в строй новое здание, которое находится на Красной площади: сейчас очень активно работаем над этим. Я знаю, что Кремль многие ругают, якобы попасть туда невозможно, но это не так, все зависит от туристического сезона. Вот сейчас как раз такой период, когда совершенно спокойно можно купить билеты и прийти. Понятное дело, что гулять по территории, где дует ветер и идет снег или дождь, не очень приятно, но в высокий туристический сезон, как и во всех крупных музеях мира, будут проблемы с билетами. К сожалению, это реальность, которую мы не можем никак изменить.

Что порекомендуете желающим попасть к вам?

— В Оружейной палате тепло и комфортно в любое время года, в соборах — тоже, а билеты и экскурсии сейчас совершенно спокойно можно купить. Поэтому москвичам, которые любят спокойно ходить по музеям, лучше выбирать для посещения период, когда нет высокого сезона, — это конец октября — начало апреля, исключая период школьных каникул.

— В одном из интервью ТАСС директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил, что главная аудитория Эрмитажа — это не туристы, не гости из Китая, которых там достаточно много, как и в Музеях Московского Кремля, а российские школьники и студенты. А для Музеев Кремля это кто?

— Абсолютно все. У нас и молодежь, и студенты, и школьники, и дети с родителями, с бабушками, и, конечно, иностранные туристы. Много европейцев, много детей из регионов. Кстати сказать, студенты очень хорошо приходят в музей, когда они сдали сессию в феврале, посещают и лекции, и занятия, и Оружейную палату, и выставки.

Но иностранные туристы в последнее время — это не только китайцы. На самом деле китайских туристов, по статистике, приезжает сюда меньше, чем наших граждан приезжает в Китай: это данные туроператоров. Из Китая в прошлом году к нам приехали 1,8 миллиона человек, а наших туристов туда отправилось 2,2 миллиона. Но китайские гости составляют такую совершенно особую категорию граждан, с которыми нужно работать на определенных условиях.

Я наблюдала в том же Эрмитаже, как туристы из Китая бегом бегут мимо картин, все фотографируют на телефон, не читают подписи, не слушают аудиогиды или своего экскурсовода.

— Это не только китайские туристы, многие бегут бегом. Российские точно так же.

Я совершенно не понимаю и не приветствую, когда ходят в музей, чтобы "щелкать" экспонаты и еще себя успевать на их фоне. Это мешает окружающим, которые пришли посмотреть, чтобы подумать, насладиться чем-то. Зачем тогда ходить в музеи? Есть более эффектные места, где с лучшим освещением можно сделать селфи.

Музей — это такое место, где можно попасть в другой мир, другую эпоху. В другую реальность, поскольку есть и современное искусство, и актуальное, и просто красивая архитектура музеев. И ты должен выходить из них обновленным и очищенным. А когда делаешь все время селфи и думаешь, каким интеллектуалом предстанешь перед своими друзьями на фото, то, наверное, это не та цель, ради которой нужно ходить в музей.

Я просто призываю всех наслаждаться тем, что видишь, читать, слушать, что говорят гиды. Это очень важно не только для того, чтобы получить удовольствие и наслаждение, но и еще какие-то знания — и об окружающем мире, и о себе самом

Я бы сказала, что туристический бум — это, безусловно, прекрасно для коммерции, но не так хорошо для туристов. Я, например, люблю ходить в музеи не в сезон. В высокий сезон, кроме усталости, из таких посещений ничего не выносишь.

— Если говорить о концепции развития музейного комплекса, который будет возведен на Красной площади, что сейчас самое сложное и трудоемкое?

— Там все трудоемкое. Представляете себе огромное здание площадью 80 тысяч квадратных метров? Там сложные инженерные системы. Еще не началось строительство центрального здания, где будет располагаться зона для приема посетителей и частично основная экспозиция. Мы сейчас в основном занимаемся дизайном того, что представим нашим зрителям. Когда все это будет завершено, проведем презентацию, но уже сейчас понятно, что в процессе насыщения экспозиции предметами кое-что может измениться. Когда вещи встают рядом, они освещаются определенным образом, и становится очевидно, что следует что-то поменять.

Но принципиальное расположение витрин, цвет стен, освещение, то, какие экспонаты где будут располагаться и какие истории они будут таким образом демонстрировать, — это мы уже продумали. К середине лета концепцию завершим.

СПЕЦПРОЕКТ

Что такое Лейденская коллекция

Почему она не Амстердамская и при чем здесь Рембрандт - в спецпроекте ТАСС

— В Музеях Кремля хранится потрясающая византийская коллекция. Будет ли возможность ее увидеть?

— Вот как раз там мы ее и покажем. Макет Византийского зала уже готов, и нам он очень нравится. Это как раз то пространство, с которого будет начинаться новая экспозиция музея на Красной площади. Концепция готова, вещи отреставрированы, каталог написан.

— Со сроками все остается в силе? Когда ожидаете первых посетителей нового комплекса?

— В конце 2020 года мы здание получим. Потом мы начнем там все устраивать. Я думаю, у нас 2021 год на это уйдет. Реально — к концу 2021 года.

Есть ли подвижки в переговорах о возобновлении музейного обмена с США?

— Нет. И я боюсь, что в связи с последними событиями, в особенности в связи с обострением дипломатических отношений, все эти радужные представления о том, что его можно будет возобновить, в ближайшее время не сбудутся.

— Не могу не спросить про отношения с Великобританией и Британский совет. Вам лично жаль, что эта организация прекратила деятельность на территории России?

— Мне вообще жаль, что так события развиваются. Это ненормально, но всем понятно, что то, что делаем мы, — это ответ на провокации, объектом которых наша страна оказалась. И то, что есть не только политические, но и экономические причины, — это тоже всем нам понятно.

Должна сказать, что у нас с Британским советом были очень хорошие отношения. Совет вел здесь активную работу в последние годы, благодаря его поддержке нам удалось много проектов осуществить не только в Москве, но и в Великобритании. Но при этом я считаю, что меры были приняты совершенно адекватные

И я не знаю, как теперь будет налаживаться взаимодействие и с Америкой, и с Великобританией, и с Европой. Одно дело — это наши личные отношения с разными музеями, которые, к счастью, как были хорошими, так и остаются, но другое дело — эта истерия, которая сейчас нагнетается. Это все очень печально, и мы, конечно, очень обеспокоены.

Беседовала Екатерина Ефимова

Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей расссылке!