Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Ректор СКГГТА: вузы Северного Кавказа становятся все более востребованными

1 июня, 12:00 UTC+3 ТАСС-Кавказ
Поделиться
Руслан Кочкаров

Руслан Кочкаров

© СевКавГГТА

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия (СКГГТА) — один из крупнейших и самых востребованных вузов Карачаево-Черкесии (КЧР): здесь обучаются более 5 тыс. человек, из них около 300 — студенты из-за рубежа. В академии преподают иностранные языки, развивают сетевое взаимодействие с передовыми вузами России, налаживают международные контакты с ведущими университетами Европы, сотрудничают с предприятиями в разных отраслях и даже собираются открыть конноспортивную школу.

О том, как студенты академии учатся выращивать самый большой урожай зерновых и фрукты в интенсивных садах, как на Кавказе планируют готовить переводчиков с китайского языка и впервые в СКФО обучать жокеев, в интервью ТАСС рассказал ректор академии Руслан Кочкаров, переизбранный на эту должность 16 марта 2018 года.

— Руслан Махарович, иногда можно услышать, что молодые специалисты — выпускники вузов Кавказа менее конкурентоспособны, чем их сверстники из крупных городов и других регионов страны. Что говорит ваш опыт руководства вузом?

— Категорически не согласен с этим мнением, хотя, возможно, некоторое время назад оно и было обоснованным. Задачей минувших пяти лет было изменить идеологию образовательного процесса в пользу общей культуры обучения и вернуть авторитет академии за счет качественного потенциала обучающихся, и отрадно, что нам это удалось. Например, шесть наших студентов недавно были на конференции, проводившейся вузом-партнером в Саратове. Трое из них заняли первые места, еще три человека — второе и третье места. В этом году делегация нашего медицинского института на олимпиаде в Российском медицинском университете имени Николая Пирогова в Москве заняла шестое место среди заявленных 37 команд.

В составе академии сейчас семь институтов (аграрный, медицинский, строительства и электроэнергетики, экономики и управления, прикладной математики и информационных технологий, инженерно-технологический, юридический), также есть факультет дизайна и искусств и среднепрофессиональный колледж. Реализуется 82 образовательные программы, и сегодня мы уже не беспокоимся о том, что у нас останутся невостребованными бюджетные места. Если еще пять лет назад такая проблема была и незанятыми оставались более 600 мест, то сейчас этот вопрос полностью снят. У нас конкурс на все специальности. 

— За последнее время в СКГГТА было много преобразований. Что считаете главными достижениями?

— За последние три года показатель трудоустройства выпускников академии значительно возрос, и сегодня, по нашим оценкам, составляет около 80%. Это, на наш взгляд, один из основных показателей успешности деятельности вуза на образовательном рынке. И хотя способ формирования учредителем этой оценки недостаточно совершенен, у нас есть реальная возможность отследить, нашли ли работу наши выпускники, поскольку их не так уж и много, около 800 человек ежегодно.

Показатель трудоустройства выпускников отслеживает и Министерство образования России, сегодня это один из критериев оценки эффективности вузов. Но, как я уже отметил, сама система оценки сегодня не совсем отвечает требованиям объективности в должной мере. За основу берутся данные о трудоустроившихся студентах, поступающие в Пенсионный фонд (ПФР). А например, выпускники юридического института академии в большинстве идут на работу в правоохранительные структуры, которые с ПФР не связаны. Получается не вполне объективная оценка. Мы полагаем, что эта система требует определенной коррекции и совершенствования.

— Как академия будет развиваться дальше?

— Планы весьма амбициозные. В своей предвыборной программе я предложил коллегам сформулировать миссию академии как двуединую задачу. Это подготовка высококвалифицированных специалистов в целях обеспечения позитивного и эффективного влияния академии на социально-экономическое развитие Карачаево-Черкесской Республики. Такая позиция присуща вузу, который позиционирует себя как опорный вуз региона. И формирование в стенах академии человека высокой культуры, человека с ответственной гражданской позицией, патриота малой родины и большого Отечества. Думаю, что мы к этой роли теперь уже вполне готовы. При этом академия должна решать насущные и вполне конкретные кадровые проблемы субъекта. 

Например, скоро у нас в республике откроется новая многопрофильная детская больница. Как только стало известно о строительстве этого объекта, мы начали разрабатывать программу по подготовке кадров для медучреждения. Мы в Рособрнадзоре лицензировали эту специальность, и на базе нашего медицинского института уже два года студенты обучаются по специальности "педиатрия". Современный медицинский центр станет еще одной нашей клинической базой, соответствующее соглашение министерством здравоохранения республики готовится. Начали развивать и такое направление, как медицинская кибернетика.

Учитывая небольшие посевные площади республики, повышение урожайности сельхозкультур для КЧР — очень актуальный вопрос

Только собственными силами обеспечить достаточно высокий уровень квалификации академия сегодня пока еще не может, поэтому мы организовали сетевое сотрудничество с ведущими вузами страны. В Северо-Кавказском регионе создан медицинский образовательный кластер, который возглавляет Ставропольский медуниверситет. Пользуемся их наработками, к нам постоянно приезжают высочайшего класса специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Саратова, которые читают лекции по дисциплинам, требующим более углубленного изучения. Готовя специалистов, обращаем свой взор на лучшие образовательные школы страны, присматриваемся к опыту профильных зарубежных университетов.

Как я уже говорил, академию отличает многопрофильность, которая и позволяет позиционироваться как опорный университет для Карачаево-Черкесии. К сожалению, в программу опорных университетов России мы не попали, несмотря на то, что подготовили, на мой взгляд, добротную программу развития. От Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) в эту программу не вошел ни один вуз, хотя заявлялись и Чеченский, и Северо-Осетинский, и Дагестанский, и Ингушский госуниверситеты.

— Как академия сотрудничает с предприятиями республики? Предлагаются ли новые программы, разработанные для нужд конкретных компаний?

— Да, это одно из приоритетных направлений. Например, в сфере сельского хозяйства основным нашим партнером является фирма "Хаммер" — крупнейший сельхозтоваропроизводитель КЧР. Предприятие имеет хорошую материальную базу, недавно открыли крупный семеноводческий центр. Большинство сотрудников нового центра — выпускники нашего аграрного института. С помощью предприятия-партнера за три года нам удалось ввести в сельскохозяйственный оборот около 2 тыс. га пахотных земель из состояния залежных, которые раньше обрабатывал сельхозтехникум в поселке Кавказском, но последние 20 лет они не использовались. По согласованию с учредителем часть земель планируется передать в собственность республики, они будут розданы пайщикам. У нас остаются 1,2 тыс. га — опытное поле, где мы планируем не просто выращивать сельхозпродукцию, а "взращивать" специалистов — агрономов и агроинженеров, которые, освоив современные технологии на собственном поле, придадут новый импульс развитию отрасли в нашей республике.

В прошлом году делегация преподавателей и студентов СКГГТА посетила одно из ведущих предприятий Белграда и перенимала опыт передовой сербской компании, которая выращивает 180 центнеров с гектара кукурузы на зерно. В России средний показатель — 40–50 центнеров. На нашем поле уже удается получить 70–90 центнеров с гектара, в этом году надеемся, что показатели будут уже за 100 центнеров. Успешный опыт можно потом внедрять во всех хозяйствах региона. Даже если на 10–15% повысится урожайность, то доходы фермеров существенно вырастут. Учитывая небольшие посевные площади республики, повышение урожайности сельхозкультур для КЧР — очень актуальный вопрос.

Ежегодно наши студенты проходят стажировку в Москве в НИИ академии сельского хозяйства "Немчиновка", где нам передали семенные образцы до 100 видов зерновых культур. Проводим опыты, чтобы определить, какие из них больше подходят к климатическим условиям и составу почвы пахотных земель региона. Есть у нас и свое опытное стадо овец карачаевской породы. Готовим ветеринаров, а также специалистов для работы в сфере коневодства. Сейчас в КЧР, да и в целом на Северном Кавказе активно развивают сады интенсивного типа, но есть проблема — отсутствие профессиональных кадров. Наша академия будет готовить специалистов и для этой сферы. 

— Взаимодействие с иностранными вузами также является одним из показателей эффективности. С какими вузами вы уже сотрудничаете и как планируете развивать эти связи?

— В 2017 году подписали соглашение с римским университетом "Сапиенца" — одним из старейших и ведущих университетов Европы. Такое соглашение получить дорогого стоит. Большая заслуга в этом принадлежит проректору по науке Далхату Эдиеву, который девять лет проработал в Австрии и сегодня читает лекции во многих российских и зарубежных вузах. В этом году первые девять наших студентов, обучающихся на дизайнеров, строителей и в институте прикладной математики и информатики, прошли стажировку в Риме. Ребята приехали воодушевленные, глаза горят, есть мотивация усердно учиться и реализовать себя в профессии. Осенью планируем направить в Италию группу студентов уже на семестровое обучение по избранной специальности. Это из тех ребят, которые вышли на профессиональный уровень знания английского языка.

Талантливые, креативные студенты ежегодно должны выезжать за пределы региона и страны, развиваться, изучать лучшие практики и перенимать передовой опыт. Не расширив кругозор студентов, не дав возможность практиковаться на хороших образовательных площадках и предприятиях, сегодня невозможно подготовить конкурентоспособного высококлассного специалиста ни в одной области. Планируем в перспективе сотрудничать с образовательными учреждениями Австрии, Венгрии, Турции. Сейчас изучаем возможности, проводим переговоры.

Еще один критерий оценки эффективности международной деятельности вузов России — оказание образовательных услуг абитуриентам дальнего и ближнего зарубежья. Интерес иностранцев к СКГГТА ежегодно растет. Заявки, в частности, поступают из арабских стран. Пока что в медицинском институте обучаются 142 студента из Индии. Что касается ближнего зарубежья, сейчас образование у нас получают более 100 человек из Туркменистана. В апреле академию посетил представитель Министерства образования Таджикистана, заявил о желании сотрудничать и отправить на обучение около 100 ребят из Ашхабада. Заявки на обучение более 200 студентов получили в этом году также из Узбекистана.

— По каким новым специальностям собираетесь открыть подготовку?

— В 2019 году планируем открыть факультет иностранных языков. Мы получили лицензию на подготовку лингвистов-переводчиков. Обучение уже проводим при кафедре русского и иностранных языков института экономики и управления. Набрали первую группу из шести человек, пригласили восемь педагогов, в совершенстве владеющих двумя-тремя языками. Базовым языком по специальности "переводчик" у нас будет английский, но сегодня наш лингвистический центр готов обучать семи иностранным языкам, в их числе немецкий, японский, французский, китайский и испанский.

Для качественного международного сотрудничества необходимо развивать преподавание иностранных языков. Плохой уровень знания английского у большинства абитуриентов не позволяет активно включать их в программы студенческого обмена. Мы работаем над этой проблемой, ситуация постепенно меняется.

— В последние годы повсеместно растет спрос на технические специальности. Какова ситуация в Карачаево-Черкесии и в академии в частности?  

— СКГГТА сформировалась на базе филиала Ставропольского политехнического института, который готовил исключительно инженеров. На момент открытия филиала в 1974 году только в Черкесске работало шесть крупных промышленных заводов. Но сейчас совсем другая ситуация: к примеру, инженеры-технологи в республике не востребованы. Мы ориентируемся на рынок труда и будем готовить кадры с учетом существующих запросов. Совершенствуя и оптимизируя нашу организационную структуру, приняли решение объединить инженерно-технологический и строительный институты и готовить востребованных специалистов: инженеров-энергетиков, инженеров-автомобилистов, инженеров-строителей, инженеров безопасности движения.

— Как развивается научно-исследовательская работа, ведутся ли инновационные разработки?

— Научная деятельность в академии ведется не такими темпами, как нам хотелось бы. К сожалению, материально-техническая база СКГГТА оставляет желать лучшего, нам нужны современные лаборатории и хорошее оборудование, чтобы вывести научную составляющую на должный уровень. Несмотря на все проблемы с оснащенностью, наши профессора и аспиранты умудряются проводить разработки, вызывающие интерес на серьезных научных форумах и выставках. В этом году представители академии стали обладателями золотой и серебряной медалей 21-го Международного салона изобретений и инновационных технологий "Архимед-2018", прошедшего в апреле в Москве. Золотой награды удостоена разработка устройства по нанесению наноструктурированных покрытий. У этого метода большие перспективы использования, например в аэрокосмической отрасли, машиностроении, пищевой промышленности.   
Серебро наши ученые получили за проект по изготовлению газовой листовой штамповки, которую можно использовать в разных отраслях экономики, в том числе при производстве спиральных радиаторов.  

— Если говорить о педагогическом составе, хватает ли преподавателей или есть дефицит кадров?

Мы ориентируемся на рынок труда и будем готовить кадры с учетом существующих запросов

— Дефицита нет. Пять лет назад в академии работали 440 преподавателей, сегодня их у нас 300. Выбрали лучших из лучших, наиболее подготовленных и самых мотивированных. Наши преподаватели работают по эффективному контракту, ежегодно проводим анализ деятельности каждого из них. За счет этого оплата труда дифференцирована, средняя зарплата преподавателей — 42 тыс. рублей, четыре года назад она составляла 12,1 тыс. В рамках сетевого взаимодействия с вузами России привлекаем и специалистов из крупных и успешных образовательных школ страны.

— В 2018 году на базе вашего вуза планировалось открыть первую на Северном Кавказе школу жокеев. Когда она начнет работу?

— Планируем открыть на нашей учебной базе в ауле Красный Курган Малокарачаевского района, в 6 км от Кисловодска, конноспортивную школу, где можно будет организовать работу школ жокеев и джигитовки, развивать иппотерапию. Сейчас ведем переговоры с Федерацией России конной стрельбы из лука, чтобы при академии создать филиал этой организации. Планируется встреча с ее президентом, посмотрим нашу площадку. Надеюсь, в ближайшее время реализуем этот проект. Хотим открыть здесь филиал нашей ветеринарной клиники и оказывать специализированную помощь хозяйствам, занимающимся коневодством, а также развивающим конный спорт в республике. Пока ищем партнеров, готовых инвестировать в наш проект. У нас есть база, готовы решать организационные вопросы, но не хватает средств.  Открытие современной конноспортивной школы, думаю, придаст новый импульс развитию этого вида спорта в регионе.   

 Беседовала Халимат Эбзеева

Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей расссылке!