Ваш регион:
^
Лента новостей
Разделы сайта
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Интервью

Данный контент доступен для просмотра на персональных компьютерах и планшетах

Перейти на главную страницу

Сергей Носов: развитие Колымы должно происходить через рост горнодобывающего комплекса

11 июля, 4:00 UTC+3 Россия
Поделиться
Сергей Носов

Сергей Носов

© Донат Сорокин/ТАСС

Один из самых отдаленных регионов России — Магаданская область — сегодня становится территорией реализации новых проектов. Регион, занимающий 1-е место в стране по добыче серебра, россыпного золота и 2-е место по добыче рудного золота, все чаще привлекает инвесторов, которые только в I квартале 2018 года вложили в экономику области, преимущественно в горнодобывающую отрасль, порядка 11 млрд рублей. Это в два раза больше показателей прошлого года и примерно 45% от общих бюджетных доходов области.

Между тем развитию региона сегодня мешает множество проблем. Высокие цены на продукты питания и услуги, проблемы со здравоохранением, с авиасообщением становятся причиной того, что жители по-прежнему покидают регион. Это заставляет власти Магаданской области искать новые подходы к решению задач по развитию территории.

О том, какие перспективы развития есть у Колымы, какие проблемы региона нужно решить в первую очередь, какие новые подходы собираются применить власти для улучшения социальной и экономической ситуации в регионе, в интервью ТАСС в рамках международной промышленной выставки "Иннопром" в Екатеринбурге рассказал врио губернатора Магаданской области Сергей Носов.

— Сергей Константинович, вы уже месяц находитесь на посту главы Магаданской области. За это время вы, вероятно, поняли особенности региона, увидели его сильные и слабые стороны. Каким вы видите дальнейшее развитие области, на какие отрасли планируете обратить особое внимание?

— Колыма — одна из кладовых России, и перспективы развития региона я вижу именно в росте добычи полезных ископаемых. Причем это не только золото, но также цветные и черные металлы — все это представлено в избытке. Цветные металлы — это вообще своеобразный лейбл Магадана, их у нас очень много — и серебра, и меди, и цинка, и молибдена, и олова.

Еще одно из преимуществ Магаданской области — избыток электроэнергии. У нас работают две гидроэлектростанции, которые позволяют обеспечить электроэнергией любые мощности.

— По добыче золота Магаданская область лидирует среди субъектов Дальнего Востока. В целом по России она находится на 2-м месте после Красноярского края. Какие перспективы вы видите в развитии горнодобывающей отрасли?

— Во-первых, планируется увеличить добычу рудного золота. Сейчас добывается 32 тонны [в год], но в ближайшее время предполагаем увеличить добычу до 37 тонн в год. Увеличение добычи золота мы планируем за счет выхода на проектную мощность сразу двух крупных месторождений. Это "Наталкинское" компании "Полюс Магадан" и "Павлик", которые добавят примерно по 6,9 и 6,8 тонн золота ежегодно соответственно.

Рекорд добычи золота в области был в 40-м году — 80 тонн. Если говорить о 50 тоннах, то этого показателя планируется достичь к 2025 году

Рекорд добычи в области был в 40-м году — 80 тонн. Но если говорить о 50 тоннах, то этого показателя планируется достичь к 2025 году. К этому времени будут введены в работу месторождения "Павлик-2" и "Родионовское". Наталкинский ГОК ("Полюс") к этому же времени планирует увеличить добычу от 10 до 12 тонн.

— Почему сейчас объемы добычи золота ниже максимальных?

— На сегодняшний день крупных россыпных месторождений золота осталось не так много. И чтобы на них продолжалась работа, необходимо серьезно вкладываться в геологоразведку. Вопрос о том, кто будет проводить эти работы, как поступать с лицензиями на добычу золота и полезных ископаемых, — очень важный элемент государственной политики. К сожалению, он не решен в целом по России, и Магаданская область — наглядный тому пример.

Можно ждать, когда в геологоразведку вложатся крупные предприниматели, но бизнес мыслит рационально, соизмеряет выручку и затраты. Существующих объемов добычи для него достаточно, для такой работы созданы комфортные условия. Поэтому бизнес не торопится с освоением новых месторождений, ажиотажа нет. Я беседовал со многими руководителями и собственниками добывающих компаний, работающих на Колыме, их позиция понятна: пока им есть чем заниматься, их все устраивает. А новые компании, которые могут приходить в регион, ориентируются не только на золото. Но если крупный бизнес возьмет на себя хотя бы часть работ по доразведке существующих месторождений, для нас это будет очень важно.

— На встрече с делегацией генконсула КНР во Владивостоке вы заявляли о том, что хотите увеличить товарооборот с Китаем в 10 раз. За счет каких продуктов может произойти столь значительное увеличение товарооборота?

— Когда генконсул Китая сказал, что товарооборот между Магаданом и КНР составляет $40,5 млн, я отметил, что для оборота между такими регионами даже $450 млн — это не предел. Мы обсуждали это с китайскими партнерами и говорили о том, что они могли бы сосредоточиться не только на золоте, но и на железной руде. В Магаданской области есть крупные месторождения железной руды, причем богатейшей руды, а для китайской металлургии, насколько я знаю, железорудный концентрат всегда был важен. Поэтому при развитии сотрудничества с Китаем необходимо вкладываться и в инфраструктуру, и, самое главное, в горнодобывающий комплекс. А использовать россыпное месторождение для второй в мире экономики даже несолидно.

— Одним из важнейших инструментов развития Дальнего Востока являются территории опережающего развития (ТОР). Всего в регионах ДФО создано 18 таких территорий. Когда планируется открытие первой ТОР на Колыме?

— Территории опережающего развития как таковые — это не самоцель. Меня заинтересовали наработки по территории опережающего развития, но по ним еще есть замечания. Сейчас мы обсуждаем их с Минвостокразвития. Существующий проект предполагает создание туристического кластера, потому что одна из перспектив Магаданской области — именно развитие туризма. У нас есть на что посмотреть, чем полюбоваться, где отдохнуть. И нам это направление сейчас наиболее интересно. Мы думаем, что туризм — перспективная отрасль, в том числе для малого и среднего бизнеса.

ТОР — это не просто желание, а серьезная работа: государство просто так не раздает эти льготы

У нас уже есть совокупность мероприятий и объектов туризма, которые могут быть интересны туристам. Но нужно разработать цельную концепцию, чтобы упаковать отдельные проекты в ТОР. Потому что ТОР — это не просто желание, а серьезная работа: государство просто так не раздает эти льготы.

Надо отметить, что преференции по ТОР касаются не только отдельной территории, но и региона в целом, а льготы — это те же инвестиции, только бюджетные. Мы должны понимать, когда проект окупится и чем вернется. Но над любым проектом ТОР надо серьезно работать. Это не может быть просто идея или дань моде. Потому что если льготы будут предоставлены, а объемы производства не вырастут, то эффекта для экономики не будет — это просто потерянные для бюджета деньги. Поэтому надо внимательно изучать выгоду и очень хорошо готовиться к внедрению ТОР.

— Одним из приоритетов для региона остается развитие сельского хозяйства. Какова сейчас ситуация в отрасли? Какие шаги вы предпринимаете для поддержки фермеров?

— Фермерские хозяйства у нас сохранились на базе бывших совхозов. Сейчас там выращивают картофель, редиску и другие овощи. Так что фермеры у нас есть, причем фермеры трудолюбивые, которые выжили в условиях вечной мерзлоты. Я считаю, что такие начинания надо обязательно поддерживать. С учетом проблем с транспортной доступностью региона обеспечивать себя продуктами питания, особенно зеленью, овощами, принципиально важно для Магадана.

Более того, мы должны не просто поддерживать фермеров, а помочь им подняться на новый уровень. Это возможно сделать с помощью субсидий, но для этого субсидии должны быть серьезными — такими, чтобы могли обеспечить запуск крупных комплексов на основе новых технологий. Сейчас мы этот вопрос прорабатываем и готовимся к более серьезным переговорам с Министерством сельского хозяйства РФ. Тем более что вице-премьер Алексей Гордеев, отвечающий в том числе за АПК, сам из Магадана — ему не понаслышке известно, как и в каких условиях работают фермеры в Магадане и что они умеют делать.

— Другая важная задача, стоящая перед регионами Дальнего Востока, — это повышение транспортной доступности. Жители Магаданской области неоднократно жаловались в различные федеральные структуры на то, что в регионе возник дефицит билетов на летний период. Была ли решена проблема с нехваткой билетов?

— Дефицит не просто есть — он катастрофический. У нас есть примеры, когда федеральные чиновники из-за отсутствия билетов не могли или приехать в Магадан на важные совещания, или, наоборот, уехать обратно. Проблемы остаются и с билетами, и с транспортным сообщением — даже несмотря на поручение президента, несмотря на меры, принимаемые правительством.

У нас есть примеры, когда федеральные чиновники из-за отсутствия билетов не могли или приехать в Магадан на важные совещания, или, наоборот, уехать обратно

Мне не хочется верить, что мы настолько беспомощны в этих вопросах, но пока мы видим, что коммерческие компании не выполняют достигнутые договоренности. В частности, компания Nordwind — "Северный ветер" — на переговорах в Росавиации договорилась о том, что билеты по маршруту Магадан — Москва будут стоить 30 тыс. рублей, а выставила их на продажу по цене 48 тыс. После новых переговоров договорились о цене 36 тыс. рублей — они выставили по 78 тыс.

О каких перелетах из Магадана может идти речь, если билет в эконом-классе стоит 70–80 тыс.? А что такое для Магаданской области летние отпуска? На отдых не могут уехать люди, которые бо́льшую часть года просто не видят солнца.

— Можно ли решить проблему на региональном уровне?

— Регион может выделить дотации на билеты — теоретически это возможно. А на практике для этого требуется наличие денег.

Проблему нужно решать на федеральном уровне — совместно с компаниями, летающими на территории России. Сейчас авиаперевозчики выполняют выгодные им чартеры на юг и не хотят работать по другим направлениям. Но нельзя же так поступать: если ты считаешь направление невыгодным, дотационным — начни летать, экономика придет в норму. Нельзя судить по одному рейсу.

Например, компания "Северный ветер" пообещала летать по маршруту Магадан — Москва с 15 июля. Важный для жителей области летний сезон начинается уже с конца мая. В итоге пол-лета было потеряно. А когда компания все-таки пришла, то объявила цены по 80 тыс. за билет в эконом-классе. Конечно, люди отчаются и не полетят. Они и сейчас уже не полетели. А потом авиаперевозчики будут рассказывать, что не было желающих.

— Как недостаток рейсов сказался на грузоперевозках на Магадан?

— Из-за увеличения стоимости доставки "Аэрофлотом" это повлияло и на грузоперевозки, хотя бо́льшая часть грузов у нас перевозится по железной дороге, которая перегружена, или морским транспортом. Но грузы мы все-таки можем подождать — для этого существует специальная система хранения, складов. А отпуск для людей, работающих на Крайнем Севере, — вещь принципиальная. И для самих работников, и для их детей.

— Еще один острый вопрос социальной политики в России — это нехватка в регионах медицинского персонала. Актуален ли он для Магадана?

— Этот вопрос актуален везде. Самое интересное — что за "холостой выхлоп" у наших медицинских образовательных учреждений, где врачи? Их везде не хватает — что на Урале, что в Сибири, что на Дальнем Востоке. А с тем, кто будет разбираться с этой проблемой, — я думаю, все-таки сейчас решат вопрос.

— Сейчас некоторые регионы запускают пилотный проект по привлечению врачей на работу в арктических территориях — программу "Арктический доктор". Планирует ли Магаданская область присоединиться к программе или будет привлекать молодых врачей другими способами?

— К сожалению, программа "Арктический доктор" — это не заклинание, чтобы можно было сказать волшебные слова и доктор действительно появился. Дело в том, что такие проекты требуют серьезных ресурсов, которых зачастую нет в регионе и по определению быть не может. Мы должны не просто гордиться тем, что у нас большая страна, но и помнить о тех, кто живет на границах нашей родины. Потому что они тоже жители нашей страны, и они должны быть обеспечены так же, как и жители центральных, столичных городов. У нас же по Конституции права у всех одинаковые, а реализовать их не везде получается одинаково.

— Часть поручений в рамках майских указов касается улучшения демографической ситуации. Как регион пытается решить эту проблему, которая для него стоит достаточно остро?

— Вы сейчас затронули тему врачей, здравоохранения. У нас был такой случай в Магаданской области: главврач районной больницы умер в районном центре, потому что из-за нелетной погоды его не смогли доставить вовремя в Магадан. В самой районной больнице даже главврачу не смогли оказать необходимую помощь. И тогда вопрос: что мы будем делать для выполнения указов президента по увеличению продолжительности жизни? Ему было 48 лет. Что нам нужно делать? Нужно оказывать помощь непосредственно в районе, а еще обеспечивать полеты в любую погоду. Соответственно, нужен аэродром и всепогодная авиация.

Все-таки мы одна большая страна, поэтому выполнение майских указов и развитие Дальнего Востока — это вопрос, на который мы, регионы, должны ответить вместе с федеральными министерствами

И это уже вопрос, который должен решаться не внутри региона. Все-таки мы одна большая страна, поэтому выполнение майских указов и развитие Дальнего Востока — это вопрос, на который мы, регионы, должны ответить вместе с федеральными министерствами. Чем мы и занимаемся сейчас, при подготовке к Госсовету.

— Своеобразной площадкой, на которой регионы Дальнего Востока презентуют свои успехи, является Восточный экономический форум (ВЭФ). Какие проекты готовит к ВЭФ-2018 Магаданская область?

— Запуска новых объектов к ВЭФ у нас не будет — мы продолжаем работу по существующим проектам. Мы планируем подписать ряд соглашений, над которыми сейчас работаем, но я не хотел бы их анонсировать. Работа ведется по направлениям, на мой взгляд, очень важным для развития Магаданской области: планируется подписать соглашения в области связи, информатики, транспорта. 

Но при этом не хотелось бы подписывать бумаги ради самих бумаг — мы должны знать, каким будет продолжение нашего сотрудничества, причем в ближайшем будущем. А самое главное, что это продолжение должно быть реальным, осязаемым, чтобы его можно было испытать, дать оценку. Мы над этим сейчас работаем.

— Предполагалось, что павильон Магаданской области на Восточном экономическом форуме будет сделан в формате визит-центра. Планировалось открыть объект летом этого года. Как продвигается этот проект?

— Сейчас во Владивостоке приступают к сооружению всех павильонов. Дальневосточная улица будет очень красивая. Я видел примерное оформление каждого региона, Магаданская область внешне пока придерживается той традиции оформления, которая была и в прошлом году, но внутреннее содержание будет очень интересным, интерактивным.

Мы ставим для себя определенные задачи по этому форуму: не просто показать красоту Магадана, но и рассказать о потенциале и перспективах его развития. Потому что одно из главных направлений роста экономики региона, которое может дать серьезный импульс развитию области, — это все-таки горно-обогатительные фабрики различного направления: и золото, и серебро, и медь, и цинк, и так далее.

 Беседовала Марина Шеина

Поделиться
Читайте
ТАСС VK
Много новостей? Мы собрали главные в нашей расссылке!