Женщины менее склонны переключаться на другие задачи во время вождения, чем мужчины. При этом меньше отвлекаются за рулем пожилые женщины. Больше всего к этому склонны водители-юноши. К такому выводу пришли авторы исследования Института транспортной экономики (Норвегия), пишет The Independent.
Отвлекающие факторы, такие как мобильные телефоны и автомобильные радиоприемники, являются причиной более чем 12% дорожно-транспортных происшествий.
Исследователи опросили более тысячи студентов и 617 взрослых, чтобы определить, как личные качества водителей связаны с их склонностью отвлекаться во время вождения. Опрос показал, что общая тенденция отвлекаться на посторонние действия у водителей была слабой, а вождение со включенным радио было самым распространенным способом отвлечься.
"Я обнаружил, что молодые люди были наиболее склонны сообщать о привычке отвлекаться. Также к этому склонны те, кто часто водит, экстраверты и те, у кого есть предрасположенность к нервным заболеваниям", - рассказал автор исследования Оле Йоханссон.
Люди, которые чувствовали, что быть невнимательным во время вождения приемлемо или что это невозможно контролировать, также с большей вероятностью заявляли о привычке отвлекаться. Однако пожилые женщины и те, кто чувствовал, что могут контролировать свое поведение, с меньшей вероятностью сообщали об этом. Йоханссон добавил, что результаты показали необходимость "индивидуальных мер вмешательства" для сокращения отвлекающих факторов в группах риска.
Автор исследования также проверял эффективность стороннего вмешательства для уменьшения привычки отвлекаться за рулем. Участники одной из фокус-групп разрабатывали собственный план избавления от этой привычки, составляя из заготовленных исследователем карточек причинно-следственные модели ("если... тогда"). К примеру, "если у меня возникает соблазн двигаться с более высокой скоростью, чем разрешает дорожный знак, тогда я напомню себе, что это опасно и незаконно". Другая группа участников просто получила информацию о последствиях невнимательного вождения.
Через две недели водители стали меньше отвлекаться за рулем, при этом показатели обеих групп были одинаковыми. В связи с этим исследователи сделали вывод, что вмешательство само по себе неэффективно, однако простого ознакомления с материалами об опасности невнимательного вождения достаточно для того, чтобы участники дорожного движения стали более осведомленными о своих действиях. Йоханссон считает, что самая эффективная модель предотвращения такого поведения - чтобы люди из группы риска сами разработали для себя планы избавления от привычки отвлекаться.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях по всему миру погибает более миллиона человек. Предыдущие исследования показали, что отвлечение водителя от наблюдения за дорогой всего на две секунды значительно увеличивает риск аварий.
Материал предоставлен проектом "+1".