Производители автомобилей постоянно модернизируют технологию безопасности. Эксперты уверены, что скоро на рынок выйдут сразу несколько новинок автомобильных систем безопасности, основанных на технологиях искусственного интеллекта (ИИ). Система, интегрированная в бортовой компьютер машины, сможет следить не только за дорогой и безопасностью движения, но и за состоянием самого водителя. Медицинские датчики будут считывать пульс, частоту сердцебиения и кровяное давление, а программа проанализирует данные и в случае экстренной ситуации самостоятельно вызовет врачей. О последних разработках автоконцернов рассказывают обозреватели телеканала CNBC.
Японская компания Toyota и американский концерн Ford независимо друг от друга работают над созданием "умных" систем безопасности. Производители автомобилей ищут способ заставить бортовой компьютер считывать информацию с биометрических датчиков, с тем чтобы в случае, если водитель потеряет сознание, машина могла съехать на обочину и отправить сигнал бедствия в службу спасения.
Идеи из Японии
Как утверждает Чак Гулаш, директор центра исследований в области безопасности компании Toyota в США, наиболее эффективным будет мониторинг сердечной деятельности и уровня сахара в крови водителя, поскольку именно проблемы с сердцем или диабетический приступ часто становятся причинами аварий. Он сослался на исследование Национального управления безопасностью движения на трассах США 2009 г., в котором было установлено, что диабет стоит за 20% аварий, вызванных ухудшением здоровья водителя. Еще 11% таких ДТП были вызваны сердечными приступами.
"Мы уже 30 лет с научной точки зрения оцениваем критерии аварийности и результаты краш-тестов, но исследований физиологических показателей до сих пор не проводилось", - заметил Гулаш.
Опасности: диабет и сердечный приступ
"Обострения сердечно-сосудистых заболеваний за рулем чрезвычайно опасны, потому что больной может потерять сознание, - отмечает профессор Нитиш Бадхар, директор программы обучения кардиологической электрофизиологии в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. - Люди, рискующие получить сердечный приступ, не всегда знают об этом. И система, которая может обнаружить опасное учащение сердечных сокращений, съехать с дороги и вызвать подмогу, была бы очень полезна".
Что касается диабета, то, согласно данным Американской ассоциации диабетологов, более 30 млн взрослых в стране страдают от этого недуга. Большинство из них могут управлять автомобилем наравне со здоровыми людьми, но исследования свидетельствуют о том, что уровень аварийности у диабетиков на 7% выше, чем у обычных граждан.
"Система медицинского автомониторинга сделала бы вождение более безопасным для больных диабетом, - считает Дэн Лорбер, председатель Национального комитета по адвокатской защите Американской ассоциации диабетологов. - Если уровень сахара в крови падает достаточно низко, когнитивная функция может уменьшаться. Компьютерная система помогла бы пациенту заметить, что с ним происходит".
Американские разработки
Компания Ford также работает над тем, чтобы связать данные автомобильных датчиков и гаджетов, которые может носить водитель, и помочь системе определять состояние человека в любой момент. Кроме мониторинга сердечного и дыхательного ритма, измерения уровня глюкозы в крови и температуры кожи, американцы разрабатывают безопасный и ненавязчивый способ измерения мозговых волн, чтобы с их помощью определять тревогу водителя.
"Технология измерения мозговых волн существует и сегодня, если вы готовы ездить в шлеме, заполненном датчиками, - замечает Гэри Струмоло, менеджер по анализу автомобильных моделей и исследований в области информационных технологий. - Но для того, чтобы технология работала на рынке, она должна быть надежной и относительно незаметной для потребителя".
По словам Струмоло, ненавязчивые, но надежные датчики могут выйти на рынок в ближайшие 5-10 лет.
Технологии, которые уже существуют
В одной из моделей Cadillac от General Motors предусмотрен датчик, отслеживающий осведомленность и внимательность водителя. Эта система использует камеру и инфракрасные датчики, с помощью которых отслеживает положение головы водителя и анализирует, на что он смотрит. Если компьютер определяет, что водитель перестал обращать внимание на обстановку вокруг, он заглушит двигатель и обратится за помощью. Подобные системы, страхующие уснувших водителей, есть и у других компаний.
В некоторых моделях Mercedes Daimler есть тормозная система, которая может привести к остановке транспортного средства и совершить экстренный вызов, когда в программе активного рулевого управления автомобиля обнаружено, что водитель больше не управляет машиной. Также Mercedes работает над системой для профессиональных водителей грузовиков и автобусов, которая включает в себя сенсорный жилет с датчиками электрокардиографии. Японская Honda развивает систему с ИИ, которая может определять эмоциональное состояние водителя. На основе полученного результата она может рекомендовать успокаивающую музыку для водителей с повышенным сердечным ритмом или мороженое для людей с высокой температурой тела. Датчик распознавания лица может также заметить проявление нездоровья и задать человеку вопрос: "Эй, Ник, ты в порядке? Твой сердечный ритм и дыхание изменились". Но самостоятельно действовать по ситуации компьютер пока не научился.
"Скажем, водитель по имени Ник не отвечает на многочисленные обращения. И тогда было бы хорошо, чтобы система взяла управление на себя, приняла решение позвонить по номеру 911 и одновременно безопасно маневрировала транспортным средством в сторону обочины, чтобы дождаться помощи экстренных служб, - говорит представитель Honda Маркос Фроммер. - Это задача будущего, но мы работаем над ее решением уже сегодня".
Материал предоставлен проектом "+1".