Высокие уровни частиц переходных металлов, в том числе шестивалентного хрома, обнаружили в воздухе в вагонах поездов, которые ходят по красной ветке метрополитена в Лос-Анджелесе. Частицы могут попадать в легкие и кровеносную систему и провоцировать болезни дыхательных путей, раковые и сердечно-сосудистые заболевания. Ситуация может быть характерна для подземного транспорта по всему миру. О выводах ученых Южно-Калифорнийского университета (University of Southern California, USC), опубликованных в журнале Aerosol and Air Quality Research, сообщает издание Phys.org.
Профессор Константинос Сиутас (Constantinos Sioutas), который преподает гражданское и экологическое инженерное дело в Школе Витерби (Viterbi School of Engineering) при Южно-Калифорнийском университете, вместе с тремя докторантами - Кристофером Ловеттом (Christopher Lovett), Фаримой Ширмохаммади (Farimah Shirmohammadi) и Мохаммадом Соулатом (Mohammad Sowlat) - измерил уровень взвешенных частиц на пяти популярных маршрутах в Лос-Анджелесе. Через государственную автостраду I-710 проходят коммерческие грузовики, которые работают на дизельном топливе, на I-110 разрешены только частные транспортные средства, на бульварах Уилшир и Сансет грузовые машины появляются редко, красная ветка лос-анджелесского метрополитена проходит под землей, а золотая расположена на поверхности.
Команда проверяла качество воздуха с помощью устройств, снабженных датчиками частиц. На шоссе измерения проводили внутри автомобилей с нулевыми выбросами, на железнодорожных путях - внутри вагонов, а также на платформах. По данным исследователей, пассажир проводит четверть времени на платформах и 75% - в поезде.
Далее образцы собирали на фильтры с тефлоновыми или кварцевыми микроволокнами и проверяли на содержание полициклических ароматических углеводородов (PAHs, продукт неполного сгорания органических соединений) и металлов. Риск развития заболеваний рассчитывался для людей, которые проводят на указанных дорогах час в день пять дней в неделю 50 недель в год и для тех, кто работает на маршрутах 30 лет.
Автострады против метро
По словам руководителя исследования, ученые планировали доказать, что находиться на автострадах вредно и автомобили лучше сменить на метро и легкорельсовый транспорт. "Мы доказали целесообразность последнего, но полностью ошиблись по поводу метро", - отметил Сиутас.
Хотя ученые и на шоссе зафиксировали высокие уровни PAHs, индивидуальный пожизненный риск (Excess Lifetime Cancer Risk, вероятность наступления негативных последствий для здоровья на конкретной территории) на красной ветке метрополитена в 10 раз превысил нормы, установленные правительством США, Всемирной организаций здравоохранения (World Health Organization, WHO) и Агентством по охране окружающей среды США (EPA). Как объясняют ученые, в результате трения и износа частицы металла отделяются и скапливаются в воздухе из-за плохой вентиляции в метро. Самой безопасной оказалась наземная ветка рельсового транспорта (золотая). Ученые зафиксировали там самые низкие уровни хрома и PAHs.
По словам исследователей, красная ветка - самая популярная линия лос-анджелесского метрополитена из шести: она принимает 40% годового потока. "Важно, не создавая паники, донести до руководства метрополитена, что уровни хрома и других вредных металлов намного превышают нормы, рекомендованные EPA и другим регулирующим органом", - считает Сиутас.
Согласно недавнему докладу, опубликованному в медицинском журнале Lancet, в 2015 г. из-за загрязненного воздуха умерли 6,5 млн человек. Твердые частицы считаются одними из самых вредных: из-за маленького размера (тонкодисперсные частицы составляют 2,5 мкм в диаметре) могут попадать глубоко в легкие и кровеносную систему человека.
Материал предоставлен проектом "+1".