14 мая 2018, 19:23

Китай сумел снизить дефицит воды за счет эффективного управления

EPA-EFE/ JEROME FAVRE
Темпы роста потребления воды из природных источников замедлились в 3,2 раза в 2010–2015 годах по сравнению с периодом 2001–2010 годов

Для решения проблемы нехватки пресной воды Государственный совет КНР в 2012 году издал регламент "Об обязательном применении системы управления водными ресурсами". Вслед за центральным правительством субнациональные также установили свои собственные более подробные цели. Институт мировых ресурсов (WRI) проанализировал исполнение документа и подтвердил результативность государственного менеджмента в потреблении воды. В своей работе специалисты использовали данные по водозабору за 2001, 2010 и 2015 годы. Результаты исследования представлены на сайте WRI.

Регламент Госсовета Китая предполагал ограничение ежегодного потребления воды 700 млрд куб. м к 2030 году, повышение эффективности орошения и защиту качества воды. Исследование WRI показало, что темпы роста водозабора (сбора воды из природных источников) в Китае значительно замедлились – с 5,1 млрд куб. м в год в 2001–2010 годах до 1,6 млрд куб. м в год в 2010–2015 годах. Несмотря на то, что некоторые регионы Китая пока проблему водной безопасности не решили: в некоторых из них наблюдается обострение водного дефицита, – положение страны в целом улучшилось.

Эксперты считают, что если эта тенденция сохранится, то это будет означать, что страны даже с быстро развивающейся экономикой, испытывающие нехватку воды, могут улучшить свое положение с помощью государственного регулирования.

Эксперты WRI проанализировали базовый уровень водного дефицита Китая на 2015 год, чтобы определить тенденции к ухудшению и улучшению условий. Базовый уровень водного дефицита определяется как общий годовой водозабор (муниципальный, промышленный и сельскохозяйственный) в процентах от общего годового объема поверхностных вод. Значение выше 40% считается высоким водным дефицитом, а выше 80% – чрезвычайно высоким.

Северный Китай испытывает большую нехватку воды, чем Южный, а общая площадь регионов, испытывающих высокий и чрезвычайно высокий водный дефицит, не изменилась к 2015 году. Количество населения, проживающего в условиях высокого или чрезвычайно высокого водного дефицита, увеличилось с 2010 по 2015 годы на 3%. По сравнению с 2001–2010 годами в районах верховий Хуанхэ и Янцзы водный дефицит был меньше, а в низовьях – больше, так как люди начали перемещаться вниз по течению.

В то же время, несмотря на то, что дефицит воды в Китае в период с 2001 по 2010 годы усилился (в основном из-за увеличения спроса на воду в различных секторах экономики), карта водного дефицита на 2015 год, составленная специалистами WRI, подтверждает, что во многих областях ситуация улучшается. Общая территория страны с увеличившимся водным дефицитом в 2010–2015 годах составила лишь 35% по сравнению с предыдущим десятилетним периодом (2001–2010 годы). Количество регионов, испытывающих снижение водного дефицита в 2010–2015 годах, стало в девять раз больше по сравнению с 2001–2010 годами.

В материале на сайте WRI в пример приводится управление промышленным водозабором в городском округе Паньчжихуа (провинция Сычуань на юго-западе Китая), который удалось сократить в 2015 году на 31% по сравнению с 2010 годом. Это изменение было вызвано стимулами, введенными в действие муниципальным правительством Паньчжихуа, стремившимся снизить потребление воды промышленными компаниями на 30%. 37 производств были зачислены в сычуаньский рабочий план по водосбережению 2013 года. Правительство Сычуань контролировало эффективность водопользования 546 компаний в провинции, водозабор которых превышал 300 тыс. куб. м в год.

Материал предоставлен проектом "+1".