За последние три года структура туристической отрасли России претерпела значительные изменения: выездной турпоток сокращается на фоне роста внутреннего и въездного туризма. В этой ситуации отрасль может стать важным драйвером социально-экономического развития страны. Основная задача участников туристического рынка — сохранить тенденцию к росту в условиях инфраструктурных и финансовых ограничений и открытия вновь для россиян таких популярных направлений, как Турция.
Во всем мире туристическая отрасль стабильно растет и вносит значительный вклад в развитие национальных экономик.
- По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) за 2016 г., туристская отрасль составляет 10% мирового ВВП и 7% мировой торговли.
- В России туризм также становится заметным источником роста экономики. По данным Министерства культуры, вклад отрасли в ВВП в 2016 г. составил 3,4%.
- Потенциальный его вклад в ВВП России при сохранении текущих тенденций роста — 5-6% (по прогнозу Счетной палаты).
- По данным Росстата, в 2015 г. выездной турпоток сократился на 20%, в 2016-м — на 7,9%.
- Одновременно внутренний турпоток, по данным Ростуризма, в 2015 г. вырос на 18% или 50 млн поездок, в 2016 г. — на 10% или 55 млн поездок. По данным ЦБ РФ, за 2016 г. расходы россиян на поездки по стране выросли на 88%.
- внедрение привычных для выездного туризма пакетных туров, включающих перелет, проживание, экскурсионную программу и внутреннюю логистику;
- разработка новых туристических маршрутов, в том числе межрегиональных кольцевых, для разгрузки основных городов посещения и создание круглогодичных курортов;
- развитие в стране горнолыжного туризма, который с 2014 г. вырос с 4,5 млн человек до почти 6 млн в этом году, и автотуризма по направлениям на запад и юг от Москвы, в том числе в Крым.
- Объем финансирования из федерального бюджета в 2017 г. снижен на 30%, до 3,6 млрд рублей, в 2018 г. — на 44%, до 3,5 млрд рублей.
- В этих условиях важную роль играет привлечение частных инвесторов. В этом году в рамках ФЦП планируется привлечь 22,3 млрд рублей от бизнеса.
- В 2015 г. въездной турпоток в Россию вырос на 8% (26,9 млн поездок), но, по данным Росстата, в 2016 г. сократился на 9%, до 24,5 млн поездок. Исключение составили китайские туристы: рост их поездок в Россию составил 28% в 2015 г. и 15% в 2016г.
- В частности, планируется развивать сеть маркетинговых офисов Visit Russia за рубежом на принципах государственно-частного партнерства.
- Ростуризм и Российский экспортный центр готовят масштабную совместную программу, которая предполагает не только налаживание каналов продаж «путевок», но и общую популяризацию России как туристического направления.
- Ожидаемое повышение цен на отдых внутри страны на 10-30% в этом сезоне (по данным АТОР).
- Высокая доля транспортной составляющей в бюджете туристической поездки по стране (до 50–70% себестоимости тура).
- Частое несоответствие сервиса и уровня инфраструктуры международным стандартам.
- Нехватка кадров в отрасли. В 2017 г. Ростуризм планирует обучить 10 тысяч человек по 15 образовательным программам в сфере туризма.
- Возобновление активных продаж отдыха в Турции, который дешевле внутрироссийских предложений аналогичного уровня.
- В рамках подготовки к турниру будет построено около 60 новых гостиниц и модернизировано более 100, значительный стимул к развитию получит транспортная инфраструктура (строительство и реконструкция аэропортов, вокзалов, дорог).