Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

СМИ: Целесообразность закупок ВВС России трех модификаций Су-27 сомнительна

3 марта 2014, 15:30 UTC+3 МОСКВА
Западные эксперты считают, что производство одного самолета было бы более целесообразным
Материал из 1 страницы
© Архив ИТАР-ТАСС/Сырица Михаил

МОСКВА, 3 марта. (АРМС-ТАСС). Целесообразность закупок ВВС России трех модификаций истребителя Су-27 является сомнительной. К такому выводу пришли западные эксперты интернет-портала "Уор из боринг" (War Is Boring).

На данный момент Россия осуществляет производство и закупки трех самолетов, представляющих собой глубокую модернизацию многоцелевого тяжелого истребителя Су-27 (Flanker по классификации НАТО). Они были разработаны ОКБ Сухого и производятся на двух разных предприятиях - Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) и на Иркутском авиационном заводе корпорации "Иркут".

По мнению западных специалистов, это решение является достаточно странным и может привести к существенным финансовым расходам. В настоящее время ВВС США стремятся получить единый истребитель в рамках концепции JSF (Joint Strike Fighter) - F-35 "Лайтнинг-2" (Lightning II). Представители этого вида войск заявили о необходимости приобретения 1763 новых самолетов для замещения большей части истребителей, находящихся на данный момент в строю, и увеличения боевого потенциала ВВС.

Россия, напротив, в настоящее время приобретает три вида современных истребителей - Су-30М2, Су-30СМ и Су-35; объемы закупок каждого из самолетов составляют десятки единиц. Российское министерство обороны не объясняет принципы закупок истребительной авиации, однако специалисты полагают, что это связано со стремлением поддержать функционирование двух предприятий на фоне сокращающихся объемов экспорта боевых самолетов. Эта стратегия, как считают зарубежные эксперты, положительно отразится на улучшении боевых качеств российских ВВС, которые в значительной мере состоят из самолетов, поставленных в войска в 1980-1990-х гг. В то время как новейший истребитель 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА) стал широко известен как в России, так и за рубежом, ввод в состав ВВС самолетов Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 привлек меньшее внимание.

Первым ВВС России получили истребитель Су-30М2. Его фотографии на авиабазе Крымск, расположенной в южной части Краснодарского края, были опубликованы в декабре 2011 г. В ноябре 2013 г. на авиабазу Домна были переброшены три самолета Су-30СМ. К концу прошлого года на эту авиабазу было поставлено в общей сложности 10 самолетов. Передача еще 10 машин ожидается в этом году, в результате чего полностью завершится формирование авиационного полка. В феврале 2014 г. первые истребители Су-35С были переданы 23-му истребительному авиационному полку, базирующемуся на авиабазе Дземги в Хабаровском крае.

По мнению специалистов, истребитель Су-30М2, первым вступившим в строй ВВС России, является наименее совершенным из всех трех самолетов. Он является развитием модели Су-30МКК, разработанной КнААЗ для КНР. Су-30МКК, в свою очередь, считается модернизацией Су-30 и уступает истребителю Су-30МК, производящемуся корпорацией "Иркут". Су-30МКК оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе и российской авионикой, позволяющей выполнять широкий спектр боевых задач. Однако он уступает Су-30МК, так как не оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО) и авиадвигателями с отклоняемым вектором тяги.

Некоторое время спустя КнААЗ получил контракт на поставку КНР самолета Су-30МК2, который может применять противокорабельное вооружение. Этот истребитель затем был продан Вьетнаму, Индонезии, Венесуэле и Уганде. Основной внешней отличительной чертой экспортных самолетов Су-30МКК/ МК2 и Су-30М2 для ВВС России, являются два хвостовых киля с плоской верхней кромкой.

Первый заказ на производство истребителей Су-30М2 для российских ВВС был получен летом 2009 г. Эти самолеты имеют много общего с одноместным истребителем с улучшенной авионикой Су-27СМ3, который также производит КнААЗ, и с самолетами Су-27 первого поколения. Министерство обороны заказало четыре истребителя Су-30М2 и 12 - Су-27М3. Специалисты предполагают, что двухместные самолеты будут поддерживать одноместные в ходе выполнения учебно-боевых задач и, возможно, в качестве всепогодных истребителей.

На данный момент общий объем заказов на истребители Су-30М2 составляет около 20 машин. На момент декабря 2013 г. было поставлено четыре самолета.

Су-30СМ, внешне достаточно сильно напоминающий Су-30М2, производится конкурентом КнААЗ, корпорацией "Иркут". Обе компании входят в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК), которая объединяет всех государственных и коммерческихроссийские авиапроизводителей. Специалисты считают Су-30СМ версией Су-30МК, поставки которого осуществлялись в Китай, Малайзию и Алжир, адаптированной для ВВС России. По сравнению с Су-30МКК производства КнААЗ, Су-30МК имеет более высокие аэродинамические показатели. Есть возможность его оснащения как российской, так и западной авионикой - покупатель может выбирать соответствующие компоненты производства России, Украины, Франции, Индии и Израиля.

Некоторые компоненты Су-30МК установлены в Су-30СМ. В их число входит двухместная кабина самолета, переднее горизонтальное оперение, двигатели с отклоняемым вектором тяги, электродистанционная система управления полетом (ЭДСУ). В отличие от самолетов производства КнААЗ, истребители корпорации "Иркут" оснащены укороченным вертикальным хвостовым оперением.

В марте 2012 г. министерство обороны России неожиданно разместило заказ на Су-30СМ. В декабре того же года он был удвоен и составил 60 самолетов, которые, как планируется, будут поставлены к концу 2015 г. На момент декабря 2013 г. ВВС России было передано только 16 Су-30СМ.

В феврале 2014 г., согласно информации ряда СМИ, министерство обороны намерено подписать дополнительные контракты на поставку еще 50 Су-30СМ общей стоимостью более 2 млрд дол. Предполагается, что часть этих самолетов или вся новая партия может быть передана ВМС России; в данном случае ожидается, что поставки начнутся до конца 2015 г.

Одним из основных отличий Су-30СМ от экспортного Су-30МКИ для Индии является применение российской авионики вместо аналогов производства Израиля и Индии. Вместе с тем, была сохранена большая часть французского оборудования, в том числе нашлемный дисплей и система навигации.

В то время как на Су-30М2 установлена БРЛС Н001В, являющаяся модернизацией БРЛС, установленной на Су-27, в состав авионики Су-30СМ включена более мощная БРЛС Н011М "Барс-Р" с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР). Су-30СМ от Су-30МК отличает наличие более мощных катапультируемых кресел, приспособленных под более тяжелых российских летчиков.

Специалисты считают, что Су-30СМ сможет применять новую ракету класса "воздух - воздух" средней дальности РВВ-СД и новую ракету такого же класса малой дальности РВВ-МД. Ожидается, что на Су-30СМ ВВС России будет применяться другое усовершенствованное ракетное вооружение класса "воздух - воздух".

Су-35С отличается от двух вышеупомянутых истребителей в первую очередь тем, что является одноместным. Сама концепция этого самолета появилась еще в 1980-е гг., однако непосредственная разработка началась в начале 2000-х гг. Су-35С, работы над которым осуществлял КнААЗ, получил новый планер, усовершенствованную авионику и авиадвигатели. На этот истребитель установлены двигатели АЛ-41Ф с отклоняемым вектором тяги, новая оптоэлектроника, улучшенная ЭДСУ. ПГО было демонтировано в связи с тем, что упомянутые выше нововведения позволили обеспечить Су-35С отличный, по мнению специалистов, уровень маневренности.

В то время как Россия готовится увеличить масштабы применения БРЛС с АФАР, как считают эксперты, после окончательного завершения разработки Т-50, Су-35С оснащается БРЛС с пассивной ФАР Н135 "Ирбис", улучшенной версией БРЛС "Барс".

Предполагалось, что Су-35С, так же, как Су-30М2 и Су-30СМ, будет производиться в экспортной версии под обозначением Су-35БМ. В ряде СМИ публиковалась информация о предполагаемой сделке с КНР, которая в настоящее время не подтверждена. В 2009 г. министерство обороны заказало истребители Су-35, 22 из которых были переданы ВВС в феврале 2014 г. 12 этих самолетов размещено на авиабазе Дземги в составе боевого подразделения. Окончательная поставка 48 Су-35С по контракту завершится, как ожидается, в 2015 г. По мнению специалистов, высока вероятность подписания еще одного контракта на 48 машин.

Благодаря своим усовершенствованным возможностям, именно Су-35С, как считают эксперты, останется основным истребителем ВВС до массового поступления малозаметного Т-50 в строй. Способный, согласно информации некоторых СМИ, нести ракету класса "воздух - воздух" большой дальности РВВ- БД, этот истребитель сможет выступить заменой устаревающих перехватчиков МиГ-31 российских ВВС.

Вопрос о целесообразности закупок трех самолетов семейства Су-27 является, по мнению специалистов, достаточно актуальным. Эксперты считают, что производство одного самолета было бы более целесообразным, однако тот факт, что соперничающие предприятия являются ответственными за производство авиатехники, усложняет сложившуюся ситуацию.

В тот период, когда самолеты семейства Су-30 имели существенный успех на международном рынке, состязание двух производителей не являлось значимой проблемой. Су-30М2, возможности которого являются наименьшими из всей тройки самолетов, имеет, по мнению специалисты, незначительный модернизационный потенциал. Ранее в прессе фигурировала информация, согласно которой Су-30М2 были закуплены для ВВС России после провала сделки с Китаем.

Су-35С отличает более мощный авиадвигатель, усовершенствованная авионика и вооружение, обновленная БРЛС. В то же время, производство Су-30СМ более отлажено, стоимость этого самолета является более низкой, а наличие двух членов экипажа позволяет выполнять более сложные боевые задачи и более эффективно осуществлять подготовку летчиков.

В настоящее время экспортные перспективы самолетов являются достаточно туманными. Зарубежные страны с наибольшим количеством самолетов семейства Су-30 - Индия и Китай - активно строят самолеты по лицензии. Малайзия предпочла не приобретать дополнительное количество Су-30МКМ, а решила брать истребители в аренду. Предполагается, что Индонезия может приобрести самолеты семейства Су-30 на замену устаревшим F-5, однако, даже в случае подписания контракта, число импортируемых истребителей будет относительно небольшим.

По мнению специалистов, решение Москвы о закупках трех типов самолетов продиктовано необходимостью поддержки производства как КнААЗ, так и корпорации "Иркут". В то же время применение в ВВС всех трех самолетов позволит их сделать более привлекательными для иностранных клиентов. В частности, экспортные перспективы Су-35 на протяжении длительного времени считались весьма туманными.

В настоящее время ВВС России остро нуждаются в новых истребителях. Т-50 будет введен строй только через несколько лет. В то время как самолет получил положительные оценки крупнейших СМИ, технической информации о ходе испытаний пяти опытных образцов на данный момент, по мнению специалистов, немного. В отличие от американского F-35, испытания Т-50 не проходят публично. В одном из опубликованных документов значится информация, согласно которой в проект Т-50 могут быть внесены значительные изменения, но степень их вероятности не уточняется.

Сроки программы Т-50 постоянно отодвигаются. Первоначально предполагалось передать окончательную версию опытного образца в летный центр в Ахтубинске для испытаний в 2014 г. Специалисты считают, что это произойдет не раньше второй половины 2016 г. Это нарушает планы об объявлении первоначальной боевой готовности и начале серийного производства самолета в конце 2016 г. Эксперты считают, что в самом лучшем случае, вероятность которого не очень высока, 60 Т-50 будут поставлены в 2016-2020 гг. Как следствие, ВВС России сильно нуждаются в обновлении авиационного парка.

Значительная часть истребителей в составе российских ВВС стремительно устаревает. Развал Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис существенно сократил производство военной авиации. Только на протяжении последних нескольких лет Москва смогла наладить производство истребителей. Несмотря на то, что упомянутые выше самолеты обладают существенно более высокими характеристиками по сравнению с их предшественниками, закупка нескольких десятков Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 не смогут кардинально улучшить сложившуюся ситуацию.

МиГ-29, более легкий по сравнению с истребителями семейства Су-27, используется в меньших масштабах. Относительно недавно Алжир отказался от приобретения авиационного полка подержанных истребителей МиГ-29СМТ. Тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31 до сих пор находятся в строю, однако только небольшое их количество было модернизировано до уровня МиГ-31БМ. Специалисты считают, что не все эти самолеты получили усовершенствованное вооружение.

В свете сворачивания проекта модернизации МиГ-29 и неопределенности относительно преемника МиГ-31, эксперты считают, что именно самолеты производства компании "Сухой" будут защищать российское небо на протяжении длительного периода.

В настоящее время перспективы заключения контрактов на поставки Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 для российских ВВС остаются туманными. Однако специалисты сходятся во мнении, что будущее истребительной авиации России во многом зависит от развития программы по созданию малозаметного истребителя 5-го поколения Т-50.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама