МОСКВА, 17 февраля. /ТАСС/. Посол Нидерландов в Москве Хиллес Плух был вызван 16 февраля в МИД РФ, ему было заявлено о неприемлемости политики властей королевства, препятствующей выполнению посольством России в этой стране своих прямых функций, а также обращено внимание на деструктивную позицию Нидерландов, занятую на визовом направлении.
"Послу заявлено о неприемлемости продвигаемой голландскими властями практики, препятствующей выполнению посольством России в Нидерландах своих прямых функций, в том числе связанных с работой с общественными и историко-мемориальными организациями, а также политологическими площадками, на которых обсуждаются затрагивающие Россию ключевые темы международной повестки", - говорится в распространенном в пятницу сообщении МИД РФ.
"Обратили внимание Хиллеса Плуха на деструктивную позицию Гааги, занятую на визовом направлении", - добавили в российском дипведомстве.
Ситуация вокруг крушения MH-17
Также в ведомстве призвали Нидерланды прекратить возлагать на РФ ответственность за крушение MH-17.
"16 февраля в МИД России был вызван посол Нидерландов в Москве Плух. Потребовали прекратить навязчивые попытки нидерландских властей безосновательно возложить на Российскую Федерацию ответственность за авиакатастрофу рейса МН-17 "Малайзийских авиалиний" в небе над Донбассом 17 июля 2014 года", - отметили на Смоленской площади.
"В очередной раз указано на политизированный характер работы возглавляемой прокуратурой Нидерландов совместной следственной группы, которая на протяжении восьми с половиной лет занималась подгонкой доказательной базы под заранее выбранную версию трагедии и пренебрегала противоречившими ей очевидными фактами", - добавили в МИД.
Там указали, что заявление совместной следственной группы о приостановке расследования является очередным доказательством того, что следствие исчерпало аргументы в подтверждение своей однобокой обвинительной позиции. "Подчеркнуто, что российская сторона не признает результаты расследования, в котором не принимала полноценного участия и от которого с самого начала была отстранена", - акцентировали внимание в МИД.
Одновременно, сообщили в дипведомстве, "послу заявлено о неприемлемости продвигаемой голландскими властями практики, препятствующей выполнению посольством России в Нидерландах своих прямых функций, в том числе связанных с работой с общественными и историко-мемориальными организациями, а также политологическими площадками, на которых обсуждаются затрагивающие Россию ключевые темы международной повестки".
Кроме того, в МИД обратили внимание посла на деструктивную позицию Гааги на визовом направлении. Москва призвала отказаться от языка ультиматумов и вернуться к конструктивному обсуждению имеющихся спорных вопросов, добавили в министерстве иностранных дел.
О катастрофе и расследовании
Пассажирский Boeing-777 компании "Малайзийские авиалинии", выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года над Донбассом. Погибли 298 человек - граждане десяти государств.
Для расследования трагедии была создана совместная следственная группа, в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. В июне 2019 года следователи объявили, что установили личности четырех подозреваемых в причастности к случившемуся. Были названы имена главы ополченцев Донецкой Народной Республики Игоря Гиркина (Стрелкова) и его подчиненных - Сергея Дубинского, Олега Пулатова и Леонида Харченко. Судебный процесс над ними начался в Нидерландах 9 марта 2020 года, их обвиняли в том, что они занимались доставкой на Украину с территории РФ зенитного ракетного комплекса (ЗРК) "Бук", из которого, по версии следствия, был сбит авиалайнер. Для всех обвиняемых прокуратура требовала пожизненного заключения.
Решение по делу суд вынес 17 ноября 2022 года. Гиркин, Дубинский и Харченко были признаны виновными и заочно приговорены к пожизненному заключению. Пулатова оправдали за отсутствием достаточных доказательств причастности.
Российские официальные лица неоднократно выражали недоверие результатам работы следственной группы, указывали на безосновательность аргументов обвинения и нежелание использовать выводы Москвы в ходе расследования.