Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Конституционный суд проверяет законность широких полномочий прокуратуры при проверке НКО

22 января 2015, 14:01 UTC+3 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ /Корр. ТАСС, Максим Ничипоренко

По оценке полпреда правительства РФ в КС Михаила Барщевского, закон "О прокуратуре Российской Федерации" не противоречит Конституции

Поделиться
Материал из 1 страницы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 января. /Корр. ТАСС Максим Ничипоренко/. Конституционный суд (КС) РФ приступил к проверке закона "О прокуратуре Российской Федерации" в той части, в которой он дает ведомству широкие полномочия при проверке НКО (некоммерческие организации). Представители органов власти считают, что оспариваемые нормы не противоречат Основному закону и направлены на то, чтобы обеспечить своевременное реагирование на нарушения законодательства.

"Полагаю, что в системе действующего правового регулирования основания для признания оспариваемых норм неконституционными отсутствуют", - говорится, в частности, в отзыве по делу полномочного представителя правительства РФ в КС Михаила Барщевского. Он напоминает, что основная задача прокуратуры - обеспечение законности и правопорядка. "Реализация этой специфической функции требует возможности оперативного реагирования на информацию с целью выявления действительных обстоятельств и получения достоверных сведений о деятельности различных субъектов, без чего не представляется возможным обеспечить эффективность прокурорского надзора", - сказано в документе.

Полпред правительства полагает, что лишь своевременное реагирование прокуроров на факт нарушения закона позволяет обеспечить выполнения ими возложенных задач.

В свою очередь, полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин напомнил в беседе с журналистами, что основной задачей прокуратуры является обеспечение "универсального режима законности", для чего, в свою очередь, необходимы универсальные средства неограниченные какими-то временными или другими рамками. "Сколько надо, столько прокуратура и должна проверять", - сказал он.

Между тем, в Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека считают, что оспариваемые нормы нарушают Конституцию РФ. "Рассматриваемые нормы в силу своей правовой неопределенности фактически создают условия для произвольных, а также несоразмерных ограничений и дезорганизации деятельности проверяемых некоммерческих организаций, отвлечение их ресурсов на обслуживание перманентных и непредсказуемых проверочных мероприятий", - говорится в заключении СПЧ.

По мнению членов Совета, неопределенность оснований прокурорских проверок и отсутствие регламентации порядка и сроков их проведения при том, что контрольно-надзорные функции в этой сфере закреплены за Минюстом, может "провоцировать нарушающую права НКО практику осуществления возложенных на органы государства контрольно-надзорных функций".

Поводом для рассмотрения дела стала коллективная жалоба общественных организаций "Правозащитный центр "Мемориал", "Международное общество "Мемориал", "Гражданское содействие" и гражданки Светланы Ганнушкиной, а также жалобы Межрегиональной Ассоциации правозащитных общественных объединений "АГОРА", общественной организации "Забайкальский правозащитный центр" и общественного фонда "Международный стандарт".

НКО заявляют, что в течение 2012-2014 годов подвергались проверкам прокуратуры, полиции, налоговых служб и Минюста РФ. В ходе проверок запрашивались уставная и финансовая документация, а также иные сведения.

"В некоторых случаях прокурорские проверки проводились спустя несколько месяцев после проверок Минюста, а также имели место повторные проверки одних и тех же организаций. Заявители считают, что многочисленные проверки препятствуют нормальной работе НКО", - говорится в сообщении на сайте КС.

Заявители также называют обременительной необходимость каждый раз представлять для изучения доступные из других источников документы и копии материалов. А в некоторых случаях, утверждают в НКО, устанавливаемые прокуратурой сроки для предоставления информации не позволяют сделать это своевременно.

"Заявители полагают, что оспариваемые нормы на практике позволяют назначать прокурорские проверки без четкой мотивации и проводить их при отсутствии конкретного регламента. По их мнению, закон не ограничивает ни длительность, ни частоту инспекций. Прокуратура вправе запросить у НКО информацию в любом объеме и в произвольно определяемый ими срок. Заявители также полагают, что закон не исключает дублирование прокуратурой иных контролирующих органов. Кроме того, практика свободного привлечения различных ведомств к участию в прокурорских проверках позволяет обходить установленные для них ограничения по числу инспекций НКО", - сказано также в материалах суда. В связи с перечисленным заявители считают оспариваемые нормы противоречащими Конституции РФ.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Загрузка...
Реклама
Новости партнеров
Реклама