18 мая 2015, 11:09

Кабмин РФ признал постановление о транзите военных грузов США в Афганистан утратившим силу

Контрольно-пропускной пункт на востоке Афганистана . AP Photo/ Dima Gavrysh
Контрольно-пропускной пункт на востоке Афганистана

Cтоимость возврата грузов из-за отказа от военного сотрудничества с Москвой может вырасти на $110 млн ежегодно

МОСКВА, 18 мая. /ТАСС/. Россия признала постановление о порядке транзита через территорию РФ вооружения и военной техники для международных сил содействия и безопасности (МССБ) в Афганистан утратившим силу.

Об этом говорится в постановлении правительства, опубликованном на официальном портале правовой информации.

Этим же документом МИД России поручено проинформировать правительства иностранных государств и международные организации о принятом решении.

Срок действия мандата МССБ завершился 31 декабря 2014 года, согласно резолюции СБ ООН №2120 от 10 октября 2013 года. "Обращений от НАТО, стран-членов НАТО и государств, принимавших участие в МССБ, о сохранении установленного порядка транзита грузов для нужд МССБ, не поступало", - отметили в министерстве. 

Как ранее сообщал ТАСС, стоимость возврата грузов Пентагона с территории Афганистана в США из-за отказа от военного сотрудничества с Россией может вырасти на $110 млн ежегодно. Такие выводы позволяет сделать анализ транспортных затрат американского военного ведомства, основанный на открытых данных из СМИ.

Вопрос об изменении направления транзита возник в результате кризиса на Украине, по причине которого США заявили о намерении приостановить любое военное сотрудничество с Россией.

ТАСС сообщал ранее со ссылкой на главу Транспортного командования (ТрансКом) вооруженных сил США генерала Уильяма Фрейзера, что  через Латвию, Россию, Узбекистан и далее в северный афганский город Хайратон с конца 2009 по конец 2013 года перевезено 74,6 тыс. единиц контейнеров. Общий объем грузов за 4 года составляет  150 тыс. TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера) или 37,5 тыс. TEU в год.

Сколько стоит доставка грузов

Журнал Moscow Defense Brief сообщал также (публикация от 2009 года), что стоимость доставки одного груженого контейнера с борта судна в Риге до Хайратона не превышает  3 тыс. долларов.

Таким образом, Пентагон потратил только на латвийско-российско-узбекский транзит не менее $225 млн.

По данным пакистанского издания Frontier Post (публикация от марта 2014 года), на перевозку грузов, охрану и прочие транспортные расходы НАТО и ТрансКом тратили на территории Пакистана за последние 4 года по $365 млн в год. Объемы перевозок через Пакистан сопоставимы с объемами, идущими через Россию, однако доля военной составляющей в пакистанском транзите значительно выше.

В то же время стоимость морского фрахта из США в крупнейший пакистанский порт Карачи на судах Maersk line (эксклюзивный морской перевозчик грузов Пентагона) составляет порядка $3 тыс. за контейнер. В Ригу суда Maersk line довозят контейнер с американских баз в Германии за $800 (ставки приведены и рассчитаны на основании индекса контейнерного фрахта Braemar Seascope с прибавлением 20% к стоимости за военный характер груза).

Даже с учетом того, что до 70% грузов, поставленных Пентагоном в Афганистан через Россию, было употреблено личным составом  в пищу, изношено или уничтожено, в обратный маршрут потребуется отгружать в обе стороны порядка 24 тыс. контейнеров за 4 года.

Доставка одного контейнера через Россию (с учетом фрахта) стоит около $4 тыс., а доставка аналогичного  груза  из США в Афганистан через Пакистан составит уже около $22 тыс. Таким образом, дополнительные ежегодные расходы Пентагона на транзит из Афганистана, минуя Россию, превысят $108 млн.