Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Лавров: визит Керри означает понимание, что нужно закрыть неудачный период в отношениях

29 мая 2015, 23:14 UTC+3
Глава МИД РФ подчеркнул, что в отношениях России и США нет объективного идеологического противостояния, но есть серьезные проблемы
Материал из 1 страницы
© Валерий Шарифулин/ТАСС

МОСКВА, 29 мая. /ТАСС/. Состоявшийся недавно визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи означает понимание Вашингтоном, что России и США нужно закрыть неудачный период в отношениях. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью программе "Международное обозрение" на канале "Россия 24".

"Откровенно говоря, визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи, наверное, де-факто означал понимание Вашингтоном, что нам все-таки нужно наводить мосты и закрывать этот неудачный период в отношениях, который не приносит ничего хорошего ни нам, ни американцам, ни остальному миру", - отметил министр.

"Сохраняется заинтересованность в борьбе с терроризмом, - сказал Лавров. - В ходе нашей встречи, а также во время встречи госсекретаря США Джона Керри с президентом России Владимиром Путиным в Сочи состоялся достаточно предметный разговор о том, что к этой задаче необходимо подходить с единым критерием, без двойных стандартов. Если человек - террорист, то он террорист везде, а если какую-то экстремистскую организацию в одном случае начинают подавлять, а в другом, когда та же самая организация в другой стране выступает против руководства, объявленного нелегитимным, на это можно закрывать глаза", - пояснил министр.

Глава российского внешнеполитического ведомства добавил, что Россия готова возобновить с США контакты по линии военных и обмену информацией, если, в свою очередь, к этому готовы Соединенные Штаты.

"Когда сейчас американцы говорят нам, как, например, госсекретарь США Джон Керри на недавней встрече в Сочи, что было бы неплохо возобновить контакты по линии военных, обмениваться информацией, чтобы не возникало непреднамеренных опасных ситуаций, мы отвечаем: "Ради Бога. Если вы к этому готовы, обращайтесь, мы откликнемся", - сказал министр.

Лавров подчеркнул, что в отношениях  России и США нет объективного идеологического противостояния, но есть серьезные проблемы.

Министр особо отметил, что не стал бы сравнивать нынешнее состояние российско-американских отношений с "холодной войной". "Это все-таки другая ситуация", - заметил он.

"У нас нет никакого объективного идеологического противостояния, которое обуславливало бы возврат к чему-то вроде "холодной войны", - подчеркнул Лавров. - Есть серьезные проблемы, связанные с тем, что мир меняется, а подходы наших западных коллег все еще остаются такими, как были в продолжавшейся много веков эпохе их однозначного доминирования. Процесс объективного формирования многополярной системы, в которой появляются новые центры экономического роста, финансовой мощи (с чем приходит и политическое влияние), вступает в противоречие с попытками удержать все под своим контролем, которые предпринимает, как сейчас модно говорить, "исторический Запад" во главе с США", - сказал министр.

По мнению Лаврова, российско-американские отношения для Москвы сейчас не главное, но, работая вместе, две страны могут решить множество проблем.

"Я не стал бы говорить, что сейчас самое главное для нас - российско-американские отношения, - заметил министр. - Для нас самое главное - обеспечить согласие всех с тем, что сегодня мировые проблемы невозможно решать ни в одиночку, ни вдвоем".

"Да, в силу многих факторов, если Россия и США берутся за какое-то дело вместе, то им по-прежнему сразу удается продвинуться вперед, в том числе благодаря мобилизации большой группы сторонников", - подчеркнул министр. Он напомнил, что так было с химическим разоружением Сирии, так происходит в отношении переговоров по иранской ядерной программе, борьбе с пиратством, в других региональных ситуациях.

"Но для того, чтобы это происходило, надо брать принцип коллективных действий за основу во всех других случаях, - отметил Лавров. - Нельзя исходить из того, что в каких-то вопросах США будут благосклонно приглашать нас к сотрудничеству, а в других будут считать себя вправе нас "наказывать", как они об этом говорят".

О борьбе с терроризмом

По мнению министра иностранных дел, бороться с терроризмом "надо не в узких шорах", а на основе комплексного анализа.

"Сейчас так называемое "Исламское государство" (ИГ) объявило халифат на очень больших территориях Сирии и Ирака, - констатировал министр. - Его посланцы уже осваивают определенные районы Ливии, есть проблемы в Ливане, даже в Афганистане есть проявления присутствия представителей ИГ".

Лавров напомнил, что российская сторона предложила "проанализировать все эти риски и угрозы под эгидой Совета Безопасности ООН и выработать единую последовательную стройную позицию мирового сообщества". "Мы должны видеть общего врага и общие угрозы, не пытаться конъюнктурно подстраиваться под свои предпочтения в отношении того или иного режима в той или иной стране: где-то кому-то можно потому, что этот режим нерукопожатен с точки зрения Запада, а где-то нельзя потому, что там такой же диктаторский режим, но он хочет иметь с нами хорошие отношения", - убежден глава МИД РФ.

По его словам, первый вопрос, который обсуждался с госсекретарем США Джоном Керри, - "это выработать единую общую концепцию, которая будет не про Сирию, не про Ирак, а про весь регион, где есть угроза распространения и закрепления ИГ. "Конечно, нужно принимать во внимание, что многие другие террористические организации уже присягают на верность "Исламскому государству", объявляют себя частью халифата, и это уже далеко не Северная Африка. В сферу интересов этих организаций все больше начинает попадать Африка к югу от Сахары. Сейчас, когда в СБ ООН принимаются резолюции и заявления, все понимают, что нельзя просто сказать, что ИГ - это плохо, а остальных будем рассматривать потом", - обратил внимание Лавров.

"То есть, во-первых, нужна комплексная стратегия, а во- вторых, нормальный мандат, который будет легальным с точки зрения Устава ООН и будет выдан ее Советом Безопасности, - заявил он. - А дальше каждый вносит свой вклад в меру своих возможностей и понимания ситуации".

"Первое. Страны, на территории которых все это творится, должны получить сильную поддержку мирового сообщества в своей борьбе против терроризма. Второе. Те, кто готовы им с их согласия помогать также должны опираться на мандат СБ ООН и координировать свои действия с законными правительствами. Третье. Оказывать поддержку в других формах. Мы уже это делаем и будем продолжать делать: имею в виду укрепление боеспособности иракской, сирийской, египетской армий и вооруженных сил других стран региона в их противостоянии террористам", - заверил глава МИД РФ.

"По-моему, скоординированность по всем этим направлениям должна дать необходимый результат", - резюмировал он.

Лавров подчеркнул, что отказ США от сотрудничества с руководством Сирии в борьбе с "Исламским государством" (ИГ) недальновиден, это проявление двойных стандартов.

Лавров напомнил, что США не рассматривают сирийский режим в качестве легитимного партнера, даже несмотря на то, что всего год назад во время решения задачи по вывозу и уничтожению химического оружия Дамаск таковым являлся. "Здесь опять проявляются пресловутые двойные стандарты", - убежден глава российской дипломатии.

"Если в одном случае, устраняя угрозу применения химического оружия и попадания его в руки экстремистов, все мировое сообщество абсолютно конструктивно сотрудничало с сирийским правительством, которое отвечало взаимностью, то терроризм - это не менее серьезная угроза, нежели химическое оружие. Уходить от взаимодействия с сирийским правительством в этом вопросе я считаю просто недальновидным", - подчеркнул он.

"Коалиция существует, наносит удары, все, в том числе публично, признают, что одними ударами с воздуха ИГ не победить, в любом случае нужны будут наземные операции, - продолжил Лавров. - Я не вижу, как можно обойтись без сирийского правительства".

Министр заметил, что иракская армия, в том числе вновь созданные шиитские отряды и курдские объединения "пешмерга", "активно координирует свои действия и пытается отвоевать города и территории, оказавшиеся под правлением ИГ". "Убежден, сирийское руководство готово действовать аналогично", - добавил он.

Говоря о военной операции в Йемене, Лавров высказал мнение, что в результате бомбардировок выиграла исключительно "Аль-Каида".

"В результате бомбардировок в Йемене единственно, кто улучшил свои позиции, это "Аль-Каида", которая сейчас соперничает с "Исламским государством", - отметил министр. - Это очень условно, потому что боевики "перетекают" из одной структуры в другую в зависимости от того, где сколько платят, других факторов".

Об ООН

Применимость таких принципов Устава ООН, как право наций на самоопределение и уважение территориальной целостности, нельзя толковать произвольно, выбирая тот, который удобен в данной ситуации, и пренебрегая другим, заявил министр.

"Не надо каждый раз трактовать эти принципы, как тебе хочется, они могут действовать только в своей полной совокупности", - подчеркнул он.

Глава МИД РФ указал, что еще в 1970 году ГА ООН специально приняла Декларацию о принципах международного права, в которой дала подробное толкование взаимоотношений между указанными принципами. "Там было сказано, что все государства обязаны уважать территориальную целостность любого государства, которое в рамках своей территориальной целостности обеспечивает принцип самоопределения, не применяя для этого силу и отражая интересы и позиции всех частей своего населения, - продолжил он. - По-моему, достаточно убедительно с точки зрения того, что мы видели на Украине, когда вместо того, чтобы уважать все свое население и выполнить положения подписанного с (Виктором) Януковичем документа о создании правительства национального единства, наутро после подписания этого соглашения был осуществлен госпереворот и объявлено о создании "правительства победителей".

В качестве другого примера Лавров привел историю распада Югославии. "Германия взяла и, не дожидаясь своих партнеров по Евросоюзу, в одностороннем порядке признала независимость Хорватии и Словении, - напомнил он. - Через несколько недель все остальные уже стали принимать это как данность и свершившийся факт. Тогда наши западные партнеры, объявляя о своем решении, говорили, что главное - обеспечить уважение принципа самоопределения народов бывшей Югославии, поэтому Запад признает все случившееся. Очень скоро после этого сербы в Хорватии и Боснии стали говорить о своем самоопределении, но им сказали: "Нет, после признания всех республик бывшей Югославии теперь для нас главное - принцип уважения территориальной целостности". Когда же о своей независимости решило объявить Косово, Запад вновь стал ссылаться на право наций на самоопределение.

Глава МИД РФ указал, что именно Устав ООН остается основой для разрешения конфликтов и разногласий между членами международного сообщества. "В ООН можно достигать договоренности по всем вопросам, главное, чтобы потом они уважались. У нас все равно нет ничего лучше, чем ООН - это уникальная организация с уникальной легитимностью, ее членами являются почти все существующие на планете государства", - подытожил министр.

Также глава российского МИД подчеркнул, что Россия поддерживает реформу Совета Безопасности ООН, но она должна проводиться таким образом, чтобы избежать конфронтации среди членов всемирной организации.

"Наша позиция простая: конечно, прошло много времени с тех пор, как Совет Безопасности в количестве 15 человек стал рассматривать ключевые вопросы войны и мира, - указал глава МИД РФ. - Безусловно, процесс укрепления основ многополярности, формирования новых центров силы должен получить отражение в составе этого органа".

Главным дефектом действующего Совета Безопасности ООН Лавров назвал то, что в нем не представлен ряд ведущих развивающихся регионов и стран. "Мы поддерживали и будем поддерживать заявки Индии и Бразилии быть представленными на постоянной или специальной основе. При этом крайне важно сделать так, чтобы аналогичным образом улучшилась представленность Африканского континента в СБ ООН", - заявил глава МИД РФ.

Он отметил, что на места в СБ ООН претендуют также Германия и Япония. "Германия - вполне достойный кандидат, ведущая европейская страна, - выразил Лавров свое отношение к одной из этих заявок. - Критика высказывается со стороны развивающихся регионов, которые говорят, что ЕС и так имеет слишком много мест в СБ ООН, а тут еще ФРГ. Повторю, по всем параметрам Германия достойна членства в Совете Безопасности, но важно понимать общий контекст".

Комментируя намерения Токио войти в состав Совета Безопасности, министр отметил, что "важно понять, какой будет добавленная стоимость политически, учитывая последнее развитие событий и подходы Токио к тем или иным ситуациям, в том числе к проблемам отношений между Западом и Россией". В то же время он отметил, что "Япония - мощный экономический и финансовый центр".

Лавров подчеркнул, что реформа Совета Безопасности ООН, какой бы ни были ее черты, должна опираться на поддержку всех членов организации: "Говорят, по Уставу ООН можно принять решение двумя третями голосов, но одна треть - это не страны-изгои, а небольшие уважаемые государства. Вся проблема в том, что одна группа государств убеждена в абсолютной необходимости создания новых постоянных мест, а вторая - условно называемая одной третью - абсолютно убеждена, что ни в коем случае нельзя создавать новые постоянные места. Если проголосовать, и кто-то окажется в меньшинстве, то одна треть будет воспринимать новый Совет Безопасности, созданный таким конфронтационным голосованием, как орган, который не укрепил, а понизил свою легитимность".

Такой исход реформы, указал министр, был бы сильнейшим ударом по ООН. "Поэтому нужно искать компромисс и подходы, способные примирить две эти полярные позиции", - подытожил глава МИД РФ.

В интервью Лавров отметил, что положения Устава ООН о незыблемости итогов Второй мировой войны должны соблюдаться беспрекословно, это касается и принадлежности Курильских островов.

"При проведении любой реформы, будь то Совет Безопасности или другие органы ООН, не может быть проигнорирован такой фактор, как необходимость свято соблюдать положение Устава, касающееся незыблемости итогов Второй мировой войны", - сказал он.

Лавров добавил, что подтверждал эту позицию в контактах с японскими коллегами. "На наш вопрос, признают ли они итоги Второй мировой войны, они отвечают двусмысленно: "В целом, да, но не вполне в том, что касается южных Курильских островов, - продолжил он. - На вопрос, как же тогда быть с Уставом, где записана незыблемость этих итогов, нам отвечают, что при случае это надо будет изменить".

Глава МИД РФ подчеркнул, что такая позиция для России неприемлема. "В ответ на подтверждение нашего подхода японцы говорят, что наши комментарии не относятся к делу. Наверное, можно и так сказать с точки зрения их позиции. Но мы излагаем подход, который разделяется практически всеми остальными государствами мира", - указал Лавров.

 
Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама