3 августа 2015, 16:51
Кризис в Сирии

Лавров: Россия и США расходятся в вопросе о борьбе с террористами в Сирии

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри . Александр Щербак/ ТАСС
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри

Москва считает, что планы США наносить авиаудары по правительственным войскам САР контрпродуктивны

ДОХА, 3 августа. /Спец.корр.ТАСС/. Россия считает контпродуктивным планы США наносить удары по вооруженным силам Сирии для защиты оппозиции, это осложнит борьбу с терроризмом.

Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, отвечая на вопрос ТАСС.

"Эта тема поднималась (на встрече с госсекретарем США). Я поставил этот вопрос перед Джоном Керри. Когда США год назад объявляли о создании коалиции для борьбы с "Исламским государством" в Ираке и Сирии, в то время Вашингтон заручился согласием иракского правительства, но не стал спрашивать согласия Дамаска, - сказал Лавров. - Мы уже тогда подчеркнули нелегитимность и контрпродуктивность такого подхода, потому что он отражает нарушение международного права в принципиальном плане. А в практическим плане все это создает препятствия для формирования единого фронта для борьбы с ИГ, "Джебхат ан-Нусры" и аффлированными с ними террористическими группировками".

"Потому что все признают: только ударов с воздуха недостаточно, необходимо формировать единомышленников, включая тех, кто "на земле" с оружием в руках противостоит террористической угрозе", - обратил внимание глава МИД РФ.

"Что касается последнего развития ситуации, то мы поставили вопрос перед Керри, - сказал он. - Нам представляется контпродуктивным публично заявлять, что авиация будет наносить удары для защиты отрядов так называемой умеренной оппозиции. Здесь возникает масса вопросов, это осложнит борьбу с террористами".

"Трудно порой разобраться, кто с кем воюет и кто кому мешает", - добавил Лавров.

Россия выступает за немедленное прекращение внешнего вмешательства в сирийский вопрос, подчеркнул Лавров. По его мнению, по сирийскому вопросу нужно консультироваться как с Катаром, Турцией, Египтом, Иорданией, так и с Ираном. Глава внешнеполитического ведомства заявил также, что его встреча с экс-главой НКОРС не означает изменения подходов России к Сирии.

"Мы серьезно озабочены продолжающимся кризисом в Сирии, гуманитарной катастрофой в этой стране, - подчеркнул министр. - Выступаем за то, чтобы в соответствии с Женевским коммюнике немедленно прекратилось внешнее вмешательство в сирийский кризис, а сирийские стороны сели бы стол переговоров и достигли договоренностей исключительно мирным, политическим путем на основе обоюдного согласия".

Лавров отметил, что участники переговоров, подписавшие документ, подписывались не под тем, что в Сирии будет смена режима. "В Женевском коммюнике международное сообщество, включая членов СБ ООН, Турцию, ЕС, арабские страны, подписывались не под тем, чтобы будет смена режима, а о переходном политическом периоде, о том, что его параметры будут согласованы на основе обоюдного согласия правительства и оппозиции, - сказал министр. - Мы этим занимаемся".

По его словам, вопросы о том, собирается ли РФ делать какие-то "уступки" по президенту Сирии, не имеет отношения к Женевскому коммюнике. "Когда вы говорите о том, что кто-то кого-то собирается поддерживать до конца, то конец прочили еще четыре года назад, а он не наступает", - отметил министр.

"Когда вы спрашиваете, готова ли Россия делать уступки в отношении поддержки Асада, то это вопрос, который не имеет отношения к тому, чем мы все обязались руководствоваться - налаживанию диалога между всеми группами оппозиции и правительства, - добавил Лавров. - Сегодня об этом шла речь между министрами иностранных дел России, Саудовской Аравии и США. Каждая из этих стран работает в пользу того, чтобы оппозиция выработала общие подходы на переговорах с режимом, а эти переговоры должны скоро начаться под эгидой специального посланника ООН Стаффана де Мистуры".

Лавров подчеркнул, что без российской военной поддержки, оказанной правительствам Сирии и Ирака, ИГ могла захватить гораздо большие территорий. "Главной угрозой в Ираке и Сирии является угроза ИГ, - отметил он. - Да, мы оказываем военно-техническую поддержку сирийскому правительству для борьбы с этой угрозой, также как предоставляем поддержку Ираку. У нас есть основания предполагать, что без этой поддержки захваченные территории исчислялись бы гораздо большими сотнями и тысячами квадратных километров".