11 августа 2015, 12:40,
обновлено 11 августа 2015, 13:13

Лавров: по инициативе Путина по борьбе с ИГ уже есть наметки, разговор будет продолжен

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр. AP Photo/ Alexander Zemlianichenko
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр
Саудовская Аравия считает действия Башара Асада основной причиной появления "Исламского государства", заявил глава МИД королевства

МОСКВА, 11 августа. /ТАСС/. По инициативе президента РФ Владимира Путина о коалиции по борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ) уже есть наметки, разговор будет продолжен. Об этом заявил во вторник министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам встречи с главой МИД Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром.

"У нас общее мнение о необходимости консолидации усилий в борьбе с общей угрозой, которую представляют ИГ и другие террористические структуры. Это реальная угроза и для России, и для Саудовской Аравии, для других стран региона и за его пределами", - подчеркнул министр.

"В ходе встречи в Санкт-Петербурге в июне этого года с наследным принцем Саудовской Аравии, министром обороны Мухаммедом бен Сальманом Аль Саудом президент РФ Владимир Путин предложил подумать о совместных усилиях по формированию международно-правовой основы для создания коалиции по борьбе с терроризмом в этом регионе, - сказал Лавров. - Мы обсудили действия в этом направлении, согласовали практические шаги. Уверен, что мы продолжим обсуждение инициативы, есть некоторые наметки о том, как конкретно двигаться к этой цели, и этот разговор будет продолжен".

"Обсуждали вопрос борьбы с терроризмом и экстремизмом, который представляет угрозу всему мировому сообществу, в том числе РФ и Саудовской Аравии, - добавил со своей стороны глава МИД Саудовской Аравии. - Обсуждали возможности сотрудничества сил безопасности, чтобы противостоять этой угрозе".

ОБ ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Исламское государство" (ИГ) - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии.

Создана 15 октября 2006 года в результате слияния 11 радикальных суннитских формирований. "Костяк" группировки формируют боевики, сражавшиеся с американскими войсками в период их пребывания в Ираке и с силами правительства Башара Асада в Сирии.

ИГ признана террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также в России (с 29 декабря 2014 года).

Террористическая организация "Исламское государство". Досье

О Башаре Асаде

Эр-Рияд считает, что ответственность за возникновение "Исламского государства" несет президент Сирии Башар Асад, заявил глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр.

Мы считаем, что основным источником, причиной возникновения ИГ явилось как раз поведение Башара Асада, который направил свое оружие не против ИГ, а против своего народа
Адель аль-Джубейр
глава МИД Саудовской Аравии

Аль-Джубейр подчеркнул, что позиция Эр-Рияда по вопросу о судьбе Башара Асада остается неизменной. По его мнению, президент САР "является частью проблемы, а не частью решения сирийского кризиса"."Необходимо создать переходный совет, который будет иметь все полномочия по проведению всеобщих выборов и других мер, которые обеспечили бы будущее в Сирии без Асада", - сказал саудовский министр.

"Мы считаем, что у Башара Асада нет будущего в Сирии. Единственный вопрос, который нас волнует, как это будет осуществлено. Произойдет ли это мирным путем, с помощью переходного совета, или военным. Мы предпринимаем усилия, чтобы минимизировать потери сирийского народа", - отметил аль-Джубейр.

В свою очередь, Лавров считает, что военный путь решения судьбы Асада ведет к победе "Исламского государства", Россия не хотела бы, чтобы он рассматривался влиятельными игроками.  

"Наши расхождения с Саудовской Аравией по урегулированию в Сирии касаются лишь судьбы Асада, - сказал он. - Мне очень не хотелось бы, чтобы кто-либо из влиятельных стран, вовлеченных в решение сирийского кризиса, считал, что вопрос Асада может быть решен военным путем. Единственный способ такого военного решения - это захват власти "Исламским государством" и прочими террористами, не думаю, что кто-то этого хочет".

Лавров указал, что угрозой региону являются, прежде всего, ИГ и другие экстремистские группировки.  

Можно говорить о проблемах внутри Сирии, но Асад не угрожает ни одной из соседних стран, но ИГ угрожает и самой Сирии, но и Ираку, и Саудовской Аравии, заявляя об этом публично, составляет карты халифата от Испании до Пакистана. Поэтому нам всем надо сопоставить здесь масштаб угроз
Сергей Лавров
глава МИД РФ

По словам Лаврова, решением судьбы Башара Асада должны заняться сами сирийцы в ходе диалога с участием всех заинтересованных сторон, призванного определить основные черты переходного периода в стране.  

"Наше различие с российской позицией заключается в том, что российская сторона настаивает, что будущее Асада должно определять межсирийский диалог, - отметил глава МИД Саудовской Аравии. - Что касается переходного периода и сохранения государственных структур - в этом у нас нет различий с Российской Федерацией". 

О сирийском кризисе

Лавров заявил, что Россия и Саудовская Аравия согласовали практические шаги по налаживанию политического процесса в Сирии. "Мы обсудили действия в этом направлении, согласовали практические шаги", - сказал он.

Глава МИД РФ также отметил, что Россия не планирует у себя проведение широкой встречи сирийской оппозиции, но отдельные представители скоро приедут.  

"Мы не планируем никакую широкую встречу сирийской оппозиции, это какая-то неверная информация, - сказал Лавров. - Мы провели встречи в феврале и апреле, сейчас продолжаем контакты на индивидуальной основе". 

Он подтвердил, что в ближайшее время должны приехать руководители отдельных оппозиционных группировок, включая председателя курдской партии "Демократическое единство" Салеха Муслима, члена Комитета т.н. "Каир-2" Хайсама Манаа.

"Эти визиты не являются частью какой-то общей коллективной встречи, их проведение запланировано на индивидуальной основе", - подчеркнул министр.

Приглашение имеет также лидер Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил в Сирии (НКОРС) Халед аль-Ходжа.

Лавров также призывает стороны в Сирии отложить счеты между собой на то время, когда будет отведена угроза терроризма.

"Сейчас на земле с террористами воюют уже и сирийская армия, и иракская армия, и курды, и отряды вооруженной сирийской оппозиции, которые опираются на поддержку извне, - заявил Лавров. - Речь только о том, чтобы без всякого формирования армий стран региона, направления их в район боевых действий, всех тех, кто уже воюет с террористами, каким-то образом скоординировать, чтобы они видели главную свою задачу бороться с угрозой терроризма, а счеты между собой - между самими сирийцами, между самими иракцами - отложил бы на потом, когда угроза будет отведена".

В свою очередь, Адель аль-Джубейр считает, что ряды сирийской оппозиции необходимо объединить на мирной платформе.  

"Говорили с Сергеем Лавровым о необходимости объединения разрозненных рядов сирийской оппозиции на мирной платформе, чтобы они приняли концепцию решения, основываясь на Женевском коммюнике, - сказал аль-Джубейр. - Надеемся на еще большие консультации, встречи, обмены мнениями". 

Адель аль-Джубейр также надеется на сближение позиций Эр-Рияда и Москвы по сохраняющимся спорным вопросам, в том числе по урегулированию в Сирии. 

"Есть совпадение наших позиций во многих разных вопросах, но есть и различия по некоторым темам, - сказал он. - Надеемся на сближение позиций в ходе наших дальнейших консультаций".

Аль-Джубейр указал, что позиция королевства относительно урегулирования в Сирии остается неизменной и опирается на Женевское коммюнике от 30 июня 2012 года. При этом он отметил, что Саудовская Аравия по-прежнему считает, что "в будущей Сирии нет места действующему президенту (Башару) Асаду". 

О договоренностях по Ирану

Россия в связи с договоренностями по Ирану рассчитывает на диалог всех стран Персидского залива, заявил Сергей Лавров.

"В связи с достигнутыми договоренностями по иранской ядерной программе мы выразили надежду, что в этих новых условиях будут предприняты дополнительные усилия по налаживанию конструктивного диалога стран Персидского залива, включая Иран. Надеемся, что в ходе движения к такому диалогу будут приняты во внимание положения российской концепции по обеспечению безопасности в Персидском заливе", - сказал он.