В Кремле рассчитывают на сохранение взаимовыгодного сотрудничества двух стран, подчеркнул пресс-секретарь главы государства
СОЧИ, 8 октября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин проинформирован о высказываниях турецкого коллеги Тайипа Эрдогана о возможности отказаться от закупок российского газа. Однако в Кремле рассчитывают на сохранение взаимовыгодного сотрудничества двух стран, а операцию в Сирии рассматривают как помощь в обеспечении безопасности на границах с Турцией, напоминая, что усилия коалиции во главе с США не привели к сокращению подконтрольных террористам территорий - за последний год они, напротив, кратно увеличились.
"Президент, безусловно, уже информирован о таких высказываниях господина Эрдогана. Мы традиционно высоко оцениваем наши двусторонние отношения с Турецкой Республикой, мы искренне надеемся, что эти отношения и дальше будут развиваться по восходящей, в соответствии с теми планами, которые были намечены президентом Путиным и президентом Эрдоганом", - заявил журналистам пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков.
Представитель Кремля подчеркнул, что "это сотрудничество взаимовыгодное и отвечает интересам народов двух стран".
Он отметил, что военная операция в Сирии помогает обеспечивать безопасность на границах Турции, чего не удалось добиться бомбардировками коалиции во главе с США. "Что касается действий Российской Федерации в Сирии, то как раз эти действия имеют своей целью способствовать сохранению территориальной и политической целостности Сирийской Арабской Республики, внося тем самым вклад в обеспечение стабильности и безопасности в регионе, который, собственно, прилегает к границам Турецкой Республики", - констатировал Песков. По его мнению, "в этой связи, безусловно, Россия как раз способствует тому, чтобы у границ Турецкой Республики было бы больше стабильности и больше безопасности".
Представитель Кремля также считает необходимым вспомнить, что "до начала операции российских Вооруженных сил по поддержке сирийской армии коалиция, состоящая из различных стран, во главе с США на протяжении длительного времени - более года - наносила удары по позициям, которые квалифицировались как позиции ИГИЛ". "Это не то что не привело к сокращению территорий, которые находятся под контролем этой и других террористических организаций, но наоборот, за последний год эта территория кратно увеличилась, что, собственно, дестабилизирует ситуацию в самой Сирии и, конечно, представляет собой угрозу Турецкой Республике", - уверен Песков.
Россия приступила к операции по борьбе с боевиками группировки "Исламское государство" (организация запрещена в РФ) на территории Сирии 30 сентября по просьбе сирийского президента Башара Асада. В авиационную группировку вошли свыше 50 самолетов и вертолетов, включая Су-24М, Су-25 и новейшие многофункциональные Су-34.
7 октября глава Минобороны Сергей Шойгу доложил президенту о предварительных итогах воздушной операции. "С 30 сентября по сегодняшний день нанесены удары по 112 объектам. Интенсивность ударов нарастает. За последние двое суток интенсивной работы разных видов разведок обнаружено большое количество объектов ИГИЛ: это пункт управления, склад боеприпасов, боевой техники, тренировочные лагеря боевиков", - сообщил министр. К поражению террористов, по данным главы Минобороны, помимо авиации, были привлечены и корабли, базирующиеся на Каспии. "Сегодня утром привлекли корабли каспийской флотилии - 4 ракетных корабля произвели 26 пусков крылатых ракет морского базирования по 11 целям, - отметил Шойгу. - По данным объективного контроля, все цели были уничтожены, гражданские лица не пострадали".
Заявление Тайипа Эрдогана
Как заявил ранее президент Турции, Анкара может пересмотреть сотрудничество с Москвой по газу. "Мы являемся основным покупателем российского газа. Потеря Турции для России станет большой утратой. Турция, если понадобится, может получать газ и из многих других источников. Но этого не должно случиться. Россия наш очень важный торговый партнер, поэтому ей стоит подходить к этому вопросу с большей чувствительностью", - сказал он.
Эрдоган также напомнил о том, что РФ "вложила $3 млрд в строительство АЭС "Аккую". "Если они не построят ее, так придет кто-то другой и построит. Мы не хотим терять имеющиеся механизмы сотрудничества, поэтому расстраиваемся, когда Россия делает шаги, способные к этому привести", - отметил президент Турции. Он подчеркнул, что между странами действует ряд межправительственных механизмов взаимодействия, в том числе Совет сотрудничества высшего уровня.
Мнение экспертов
Риторика президент Турции Тайипа Эрдогана в отношении закупок российского газа звучит не столь угрожающе, нежели ее трактуют, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Разногласия РФ и Турции по Сирии существуют давно, напоминает эксперт, но впереди выборы, и Эрдогану необходимо зарабатывать дополнительные политические очки, что и объясняет его слова в отношении закупок российского газа.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов согласен с коллегой. Эрдогану необходимо привлекать новый националистически настроенный электорат, чтобы победить на выборах, которые состоятся через три недели. Но если партия Эрдогана на выборах победит, то на реальных проектах это не отразится, уверен директор института.
По мнению Гривача, если бы намерения президента Турции по сокращению закупок российского газа были бы действительно реальными, то формулировки были бы иными. Прежде всего, прозвучали бы планы страны, уверен эксперт, по изменению портфеля закупок на 10 лет, ведь сразу отказаться от российских поставок, которые составляют 55-60% импорта? просто невозможно. "Есть контрактные обязательства, необходимы новые источники, да и цена закупок тоже важна", - говорит замглавы фонда.
Турция не имеет источников газа, которые могли бы компенсировать российские поставки, и она не сможет отказаться от импорта газа из России в ближайшие 10 лет. Такое мнение высказал ТАСС аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров.
Нестеров отметил, что в настоящее время российский газ поставляется в Турцию по трансбалканскому газопроводу (транзит через Украину - прим. ред.) в объеме порядка 14 млрд куб. м в год и по газопроводу "Голубой поток" по Черному морю - чуть менее 16 млрд куб. м в год. Собственной добычи у Турции практически нет. Помимо российского газа Турция получает газ из Азербайджана (в объеме порядка 6 млрд куб. м) и Ирана - (также порядка 6 млрд куб. м). Спрос на газ у Турции в результате развития национальной экономики будет только увеличивается.
Эксперт отметил, что альтернативных источников газа Турции будет недостаточно для компенсации объемов российского газа. "Газ из Азербайджана дорогой, при этом поставки в Турцию из проекта "Шах Дениз" максимально могут составить лишь еще 6 млрд куб. м, остальные объемы, согласно соглашению, должны идти в Европу", - продолжает он. Рассчитывать на поставки газа из Ирана, по мнению Нестерова, Турции также не стоит.
"Отношения с Ираном у Турции непростые. Иран поставляет в Турцию до 6 млрд куб. м газа, но цена на этот газ крайне высокая, она доходит до $600 за 1 тыс. куб. м. Много говорится о перспективах Ирана, но поставок трубопроводного газа из Ирана Европе и Турции в ближайшее время ожидать не стоит", - пояснил он.