3 марта 2016, 01:48

Чуркин: санкции против КНДР не помешают строительству железной дороги из РФ

Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин. Александр Щербак/ ТАСС
Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин
По словам постпреда РФ при ООН, российская сторона провела дополнительные консультации с делегацией США и добилась того, "чтобы эти экономические интересы не были затронуты"

ООН, 3 марта. /Корр. ТАСС Олег Зеленин/. Россия защитила свои экономические интересы от последствий новых санкций против КНДР, введенных в среду Советом Безопасности ООН в ответ на проведенное Пхеньяном ядерное испытание. Об этом заявил журналистам постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин. По его словам, ужесточенные меры не помешают строительству железной дороги из России в северокорейский порт Раджин.

Дипломат отметил, что длительные переговоры по тексту резолюции шли между США и Китаем. В итоге Пекин "пошел на принятие довольно жестких и в ряде отношений беспрецедентных мер санкционного давления на КНДР".

"В этих условиях мы тоже согласились с таким подходом, - сообщил постпред РФ. - Но, как и у Китая, у нас есть определенные экономические интересы, которые никак не связаны с развитием ракетно-ядерной программы КНДР". По словам Чуркина, российская сторона провела дополнительные консультации с делегацией США и добилась того, "чтобы эти экономические интересы не были затронуты".

"В частности, (это) довольно серьезный проект наших РЖД - строительство железной дороги в КНДР, через которую в некоторые южные районы Китая и в Южную Корею будет поставляться российский уголь", - пояснил дипломат, добавив, что теперь этот проект "защищен, как и другие наши экономические интересы".

Принятая СБ ООН резолюция 2270 предусматривает эмбарго на экспорт из КНДР ряда полезных ископаемых, в том числе угля. Однако, по настоянию России, в документ был включен пункт, в соответствии с которым этот запрет не распространяется на добытый за пределами страны уголь, "транспортировка которого осуществлялась через КНДР исключительно в целях экспорта из порта Раджин".

Как сообщил Виталий Чуркин, в соответствии с резолюцией, о поставках через Раджин нужно будет уведомлять санкционный комитет Совбеза. При этом постпред РФ подчеркнул, что получения от комитета специального одобрения для отправки груза не потребуется.

Дорога в Раджин

Соглашение о начале реконструкции железнодорожной линии от российской станции Хасан до Раджин и этого порта как пилотного проекта по восстановлению Транскорейской магистрали было достигнуто в 2006 году. Проект стартовал в октябре 2008 года, когда было подписано соглашение между РЖД и министерством железнодорожного транспорта КНДР о сотрудничестве в его реализации.

В октябре 2011 года из России в Раджин прошел демонстрационный контейнерный поезд, открывший грузовое сообщение между двумя странами. В перспективе, когда будет налажено сообщение на всем протяжении трнскорейской магистрали - от южнокорейского порта Пусан через КНДР в Россию, появится возможность переориентировать на российский Транссиб значительную часть грузов, которые в настоящее время идут морским путем из Южной Кореи в Европу.

По мнению экспертов, Раджин обладает рядом преимуществ - это незамерзающий порт на восточном побережье КНДР с развитой инфраструктурой, в котором используется колея российского стандарта с высокой степенью безопасности для грузоотправителей и льготами для предпринимателей.