МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Премьер-министр Дмитрий Медведев не исключает, что на обострение конфликта в Нагорном Карабахе повлияли внешние факторы. Такими выводами он поделился в интервью программе "Вести в субботу" телеканала "Россия".
По мнению премьера, на общую ситуацию, на настроение людей, на принятие тех или иных решений всегда влияет окружающая среда. "В каждой стране есть люди, которые по-разному смотрят на возможности урегулирования этого конфликта, и среди тех, кто принимает решения, и среди тех, кто просто наблюдает за тем, что происходит", - добавил российский премьер
Медведев отметил вероятность наличия турецкого фактора. "Наверное, этот турецкий фактор есть - хотя бы потому, что Турция высказала свою позицию, - сказал глава правительства, комментируя слова президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, назвавшего Россию "стороной конфликта".
При этом Медведев подчеркнул, что не является поклонником конспирологических теорий. Он напомнил, что природа возникновения конфликта между Арменией и Азербайджаном хорошо всем известна и изучена.
"Собственно, то, что мы сейчас наблюдаем, - это, безусловно, продолжение того, что возникло вот в тот период. Но это не означает, что этот конфликт развивается в безвоздушном пространстве, в таком стерильном поле, когда только стороны друг с другом конфликтуют, - заключил премьер. - Иногда это переходит в горячую фазу, сопровождается войсковыми операциями, с жертвами и так далее".
Важнее сохранить жизни людей, чем разрешить конфликт войной
Конфликт в Нагорном Карабахе лучше оставить в "замороженном" состоянии, если это позволит не допустить кровопролития, сказал Медведев.
Он отметил, что обсуждал эти вопросы во время своих визитов в Ереван и Баку 7-8 апреля.
По словам Медведева, "всем хочется поучаствовать в решении конфликта, изменить ситуацию", и многие политики в Армении и Азербайджане "совершенно оправданно видят свою ответственность перед будущими поколениями" в том, чтобы передать им "не замороженный конфликт, а разрешенный конфликт". "Проблема в том, что этот конфликт, как и любой другой конфликт, может быть разрешен совершенно определенным способом, и любой способ разрешения конфликта кого-то будет устраивать, а кого-то нет", - подчеркнул российский премьер.
Медведев считает, что посредническая роль Москвы в этой ситуации "вполне органична именно в силу того, как связаны наши страны".
Таким образом, заключил глава российского кабмина, "у нас контакты настолько многомерны, что, очевидно, при возникновении подобных ситуаций наши коллеги обращаются к нам за помощью, за поддержкой, за тем набором посреднических услуг, которыми занималась и занимается Российская Федерация".
Что обсуждалось на встрече в Москве
Премьер подтвердил, что после обострения конфликта в Нагорном Карабахе в начале апреля 2016 года начальники генеральных штабов Армении и Азербайджана приезжали в Москву для обсуждения конкретных военных аспектов перемирия.
Медведев отметил, что для России как для государства, имеющего партнёрские, союзнические отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, было важно, чтобы этот конфликт не затянулся, не перешёл в перманентную стадию. Поэтому российский президент Владимир Путин в первые дни после начала нового витка конфликта позвонил лидерам Армении и Азербайджана, чтобы объяснить позицию России по этому вопросу, добавил премьер. Позиция эта, по словам премьера, заключается в том, что "ни в коем случае нельзя допустить эскалации, что бы ни произошло, кто бы что ни начинал, какие бы ни были суждения, сейчас главное - успокоиться, прекратить стрелять, объявить перемирие и сесть за стол переговоров".
"Потом последовали другие контакты. Приезжали действительно представители генеральных штабов (начальники генеральных штабов) в Москву, для того чтобы обсудить конкретные военные аспекты перемирия", - рассказал Медведев.
Ранее о том, что договоренность о перемирии в Карабахе была достигнута в Москве на встрече глав генштабов 5 апреля, сообщали минобороны Азербайджана и Армении.
Кроме того, по словам Медведева, начались и дипломатические контакты по вопросу урегулирования конфликта. Было решено, что помимо запланированного ранее визита российского премьера в Армению целесообразно посетить еще и Азербайджан, чтобы обсудить "с руководителями этих государств ситуацию, что называется, на месте". "Это мне удалось сделать, и у меня есть уже свои представления о том, каким образом развивались события, и, самое главное, что нужно предпринимать", - сказал Медведев.
Отвечая на вопрос, обсуждались ли во время визитов в Ереван и Баку конкретные действия вооруженных сил этих стран в дни обострения конфликта, зафиксированные российскими спутниками, Медведев признал, что "сейчас невозможно ничего скрыть.., но не это главное".
"Главное, убежден российский премьер, - продемонстрировать необходимость успокоиться, прекратить огонь".
"Именно этим и занимались российские представители, и я рад, что это удалось сделать. Во всяком случае, в настоящий момент, когда мы с вами разговариваем, сейчас, объявлено перемирие, оно сохраняется. Если есть перестрелки, то они носят одиночный характер. Объективности ради надо признать, что они и до этого случались. Но широкомасштабных военных действий с применением тяжёлой техники, артиллерии, орудий, которые использовались здесь, и всего того, что применялось, - этого нет", - заключил Медведев.