20 мая 2016, 20:49,
обновлено 21 мая 2016, 02:08
Отношения России и НАТО

Постпред РФ: НАТО следует пересмотреть отношение к России

Александр Грушко. EPA/ STEPHANIE LECOCQ
Александр Грушко

Александр Грушко отметил, что не видит признаков того, что альянс готов вернуться к нормальному взаимодействию с РФ

БРЮССЕЛЬ, 21 мая. /ТАСС/. НАТО должна пересмотреть отношение к России для обеспечения мер доверия, заявил в пятницу в Брюсселе российским журналистам постоянный представитель РФ при Североатлантическом альянсе Александр Грушко.

"Да, действительно, мы слышим со стороны НАТО упреки в недостаточной транспарентности, но, тем не менее, наибольшую транспарентность, наибольшую предсказуемость обеспечивал режим Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который подлежал адаптации, но который был фактически заблокирован странами НАТО, поэтому упреки они должны обращать не к Российской Федерации, а, прежде всего, к себе", - сказал высокопоставленный дипломат, комментируя итоги двухдневного совещания министров иностранных дел альянса.

Он отметил, что "в области мер доверия в сфере контроля над вооружениями именно Россия внесла решающий вклад в избавление Европы от материального наследия "холодной войны".

"И натовцы прекрасно знают, что мы сделали для того, чтобы ситуация конфронтации, которую мы наблюдали в годы "холодной войны" в ее материальном воплощении, когда в центре Европы стояли группировки войск, качественным образом изменилась благодаря, прежде всего, усилиям нашей страны", - добавил Грушко.

"Но если говорить о сегодняшнем дне, - продолжил дипломат, - то я могу только повторить, что речь, конечно, должна идти о качественном пересмотре в НАТО отношения к России, отказе от попыток ее сдерживания, от попыток проецировать на нас военную силу, используя непрерывные ротации, бесконечные учения, создание дополнительных группировок, размещение вдоль наших рубежей объектов ПРО, повышение уровня военной активности в Балтийском море, в Черном море в непосредственной близости от наших жизненных центров".

По его словам, "все военные, в том числе натовские, прекрасно понимают, что эта новая реальность, которая создается новым натовским планированием, будет нами учитываться, и с нашей стороны будут приняты все необходимые военно-технические меры для того, чтобы купировать риски, связанные с новой конфигурацией сил, которая появилась на наших рубежах".

Он указал на еще один фактор, который нельзя обойти в этих разговорах, так как случилось то, о чем предупреждала российская сторона. "Сначала НАТО приблизила границы к нашим рубежам, потом стала осваивать территории новых государств-членов в военном плане, инфраструктурно, проводить дополнительные учения, а теперь НАТО говорит о том, что она озабочена повышенной активностью в зонах соприкосновения Россия-НАТО", - сказал Грушко.

Постпред отметил, что "это результат той политики, которую осуществляла НАТО в последние годы".

Диалог должен быть ориентирован на принятие решений

Диалог между Россией и НАТО, если страны альянса действительно нацелены на такой диалог, должен быть ориентирован на принятие решений, способствующих укреплению безопасности, считает Александр Грушко.

"Меры доверия, избегание рисков станут одними из ключевых вопросов, которые будут рассматриваться в том случае, если начнутся консультации относительно целесообразности проведения Совета Россия - НАТО (СРН)", - сказал Грушко российским журналистам.

При этом постпред отметил, что формально никаких обращений к России "в соответствии с процедурами совета не поступало, никаких официальных консультаций на этот счет не проводилось".

Не создавать дополнительные риски

"20 апреля у нас состоялось достаточно глубокое обсуждение всех ключевых вопросов, влияющих на состояние безопасности в Европе, в том числе мы подробно проанализировали все риски и дали наши оценки опасной деятельности НАТО вдоль российских рубежей, и мы твердо исходим из того, что, если альянс серьезно говорит о необходимости деэскалации, речь должна идти не о принятии каких-то дополнительных мер доверия, вроде модернизации Венского документа, а, прежде всего, о пересмотре тех планов укрепления восточного фланга, которые НАТО сейчас осуществляет и тех планов, которые на сегодняшний день были анонсированы, поскольку они явно создают дополнительные риски безопасности Российской Федерации", - объяснил высокопоставленный дипломат.

Он указал на то, что изначально все участники совета должны были действовать в национальном качестве. "То есть, если представить себе идеальную картину созыва СРН, то, конечно, это не должно быть какое-то приглашение со стороны стран НАТО, а это может быть инициатива одной страны или нескольких стран, и потом все мы, члены Совета Россия-НАТО, в национальном качестве должны обсуждать те темы, которые считаем необходимым вынести на такой широкий формат 29 государств", - продолжил постпред.

По словам Грушко, теперь "НАТО от этого отошла, и очевидно, что использует в диалоге такую блоковую тактику, согласовывая любое движение, прежде чем выйти на разговор с российскими представителями".

Лучше говорить, чем не говорить

По его словам, российская сторона открыта для диалога и, более того, всегда выступала за то, чтобы Совет Россия - НАТО был "всепогодным".

"Мы всегда считали, что необходимо обсуждать и сложные вопросы, и вопросы сотрудничества, и темы, по которым мы явно расходимся. Эта линия характерна не только для деятельности Совета Россия-НАТО. Такую же позицию мы занимаем абсолютно во всех международных организациях - ОБСЕ, Совете Европы, в нашем диалоге с Евросоюзом. И здесь наш принципиальный подход не изменился: лучше говорить, чем не говорить", - подчеркнул глава российской дипломатической миссии при НАТО.

"Но вместе с тем мы должны каждый раз реалистически оценивать возможные результаты такого рода диалога и, конечно, в настоящее время существуют большие вопросы в отношении добавленной стоимости заседаний. Тем более что у нас была пауза практически больше двух лет. Одно заседание мы провели, и мы обсудили очень откровенно все вопросы, которые мы считали необходимым обсудить. И если страны НАТО намерены двигаться вперед в развитии политического диалога, то, конечно, необходимо нацеливать такой диалог на принятие каких-либо решений, которые способствовали бы укреплению безопасности", - отметил постпред РФ.

Большой геополитический противник

Грушко считает, что на состоявшемся 19-20 мая совещании министров иностранных дел Североатлантического альянса прозвучали те идеологические, политические и теперь уже военные установки, которые были приняты на саммите организации в Уэльсе.

"На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что НАТО движется и политически, и в военном отношении в сторону сдерживания России и, судя по всему, альянс не может существовать без большого геополитического противника", - сказал Грушко в пятницу российским журналистам в Брюсселе после завершения натовской встречи.

Комментируя неоднократно повторенную в дни совещания НАТО концепцию о сочетании военного сдерживания России с диалогом с Москвой, Грушко заметил, что не видит в этом "принципиальной новизны, потому что, если внимательно почитать те же уэльские решения, то их логика была примерно такой же".

"Это укрепление так называемого оборонного потенциала альянса при сохранении каналов политического диалога. Все это опирается на известные идеологические наработки альянса, датированные еще серединой прошлого столетия. В последнее время многие вспоминают доклад Армеля (Пьер Армель, министр иностранных дел Бельгии, выступил в 1966 году с докладом о будущих задачах НАТО - прим. ТАСС), который как раз предусматривал сочетание политического диалога с выстраиванием мощных военных потенциалов", - пояснил постпред.

Политика изоляции провалилась

По его словам, в последнее время со стороны отдельных стран НАТО все яснее слышны сигналы о необходимости поиска выхода из создавшейся ситуации в результате решения, которое было принято альянсом в 2014 году относительно сворачивания практического сотрудничества с Россией, что привело к серьезным проблемам и в политическом диалоге, так как встал вопрос, что обсуждать, когда нет сотрудничества.

"Думаю, что это, прежде всего, связано с тем, что ко многим европейцам приходит осознание того, что политика изоляции России провалилась, что общие вызовы и угрозы требуют объединения усилий на подлинно коллективной основе, что эти же страны сотрудничают с нами по ключевым вопросам безопасности за пределами площадки Совета Россия - НАТО или поверх институциональных линий в Европе. И, на самом деле, если НАТО продолжит придерживаться тех позиций, о которых она объявила в Уэльсе, то это будет бить по интересам непосредственно самого альянса", - заявил Грушко.

По его мнению, "история показывает, что меры доверия были востребованы тогда, когда мы действительно двигались в сторону создания европейской архитектуры с меньшей опорой на военные потенциалы".

"Поэтому, когда нам говорят, что НАТО будет продолжать укреплять восточный фланг, активизировать ротации личного состава, усиливать плотность военных учений, перебрасывать и складировать тяжелое вооружение, совершенствовать инфраструктуру, то такая политика и стратегия военного сдерживания никак не сочетаются с призывами одновременно двигаться по пути наращивания мер укрепления доверия и безопасности", - отметил дипломат.

Он считает, что "до тех пор, пока эти "ножницы" будут сохраняться, никакой реальный субстантивный диалог относительно того, как модернизировать, совершенствовать и развивать инструментарий мер доверия, не будет возможным".

"Получается, что НАТО хочет этими новыми мерами доверия фактически сертифицировать, узаконить ту военную активность, которая сегодня осуществляется у наших рубежей", - подчеркнул глава российской дипломатической миссии при Североатлантическом альянсе.

Нормализация отношений

Александр Грушко не видит признаков того, что НАТО готова вернуться к нормальному взаимодействию с Россией.

"Честно признаюсь, я не знаю, что вкладывают наши собеседники в термин business as usual, когда говорят о невозможности продолжения сотрудничества, как прежде. Из сегодняшних заседаний мы поняли лишь то, что, с одной стороны, нас призывают вернуться к политике стратегического партнерства с Западом, но при этом НАТО говорит о том, что сотрудничество с Россией невозможно", - сказал Грушко, комментируя вечером в пятницу российским журналистам в Брюсселе итоги двухдневного совещания министров иностранных дел альянса.

По его словам, особенность в отношениях с Североатлантическим альянсом на сегодняшний день заключается в том, что "НАТО в одностороннем порядке разорвала и прекратила все проекты сотрудничества, которые реально укрепляли безопасность и стран НАТО, и России".

"И если мы посмотрим на то, что обсуждали, помимо российской темы, союзники по НАТО на министерской встрече, то это Афганистан, ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Но именно на этих направлениях борьбы с терроризмом сотрудничество России и НАТО давало свои плоды", - отметил Грушко.

Проблема, по его мнению, в том, что "на сегодняшний день у нас нет позитивной повестки дня".

"Пока нет признаков того, что НАТО готова вернуться к нормальному взаимодействию, которое бы давало добавленную стоимость для безопасности стран НАТО и России. И это, конечно, сужает возможности и политического диалога, и не дает тех точек опоры, от которых можно было бы оттолкнуться для того, чтобы пойти в сторону нормализации между НАТО и Россией", - считает глава российской дипломатической миссии при Североатлантическом альянсе.

Политика неприсоединения

До тех пор, пока Финляндия и Швеция придерживаются политики неприсоединения, это продолжает гарантировать определенную устойчивость в регионах, которые являются очень важными для обеспечения законных интересов безопасности России, заявил постпред РФ при НАТО.

"Мы всегда весьма высоко ценили политику военного неприсоединения Финляндии и Швеции, которая давала и продолжает давать им очевидные преимущества в плане обеспечения собственной безопасности", - сказал постпред, отвечая на вопросы российских журналистов вечером в пятницу в Брюсселе после завершения двухдневной встречи глав МИД стран НАТО.

На второй день, когда Североатлантический совет обсуждал сотрудничество с Евросоюзом, на заседание в НАТО были приглашены верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и главы дипломатических ведомств Финляндии и Швеции.

"На сегодняшний день архитектура взаимодействия государств и международных организаций такова, что она при наличии политической воли позволяет выбирать разные способы взаимодействия в борьбе с новыми угрозами и вызовами. Мы считаем, что эта политика неприсоединения, неучастия в военных союзах в течение многих лет была гарантом безопасности и стабильности (Финляндии и Швеции - прим. ТАСС), и мы убеждены в том, что она востребована и сегодня", - отметил Грушко.

"А что касается их участия в различного рода международных действиях, - добавил дипломат, - то мы их оцениваем на предмет соответствия международному праву. И, конечно, нас не может не беспокоить, например, тот факт, что в ходе ливийской кампании, которая осуществлялась НАТО с явным выходом за рамки соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН, участвовала и Швеция".

Соглашение о непреднамеренных инцидентах

По мнению российской стороны, на сегодняшний день имеется достаточно инструментов для предотвращения рисков, о которых шла речь в связи с отношениями с Россией на совещании министров иностранных дел НАТО в Брюсселе 19-20 мая, сообщил российским журналистам постпред РФ при Североатлантическом альянсе Александр Грушко.

"Мы открыты к консультациям относительно заключения двусторонних соглашений о предотвращении непреднамеренных инцидентов военного характера со всеми странами, включая страны НАТО на двусторонней основе. А с рядом стран у нас существуют подобные соглашения, и они работают достаточно успешно", - сказал Грушко, комментируя вечером в пятницу итоги натовской министерской встречи.

Однако, по его мнению, проблема не в том, как летать российским самолетам-перехватчикам, а в том, что военная активность НАТО придвинулась к российским границам.

"И вопрос, например, связанный с облетами нашими самолетами эсминца "Дональд Кук", должен быть сформулирован, не как кто летал, а что вообще "Дональд Кук", оснащенный "Иджисами" и "Томагавками", делал на расстоянии 70 км от нашей главной военно-морской базы", - продолжил дипломат.

Именно страны НАТО, добавил он, пошли на то, чтобы вводить дополнительные силы в регионы, которые были наиболее стабильными и безопасными, с точки зрения классических военных угроз.

"Но первая натовская миссия воздушного наблюдения появилась в странах Балтии в 2005 году без всяких на то причин, что, конечно, не может не приводить к тому, что с нашей стороны предпринимаются дополнительные меры безопасности. Напомню, что от базы Эмари, где сегодня размещаются натовские самолеты, несколько минут лета до Санкт-Петербурга", - отметил глава российской дипломатической миссии при НАТО.