9 декабря 2016, 10:31,
обновлено 9 декабря 2016, 11:57

Лавров: предложения РФ на СМИД ОБСЕ не удалось даже вынести на рассмотрение экспертов

Александр Щербак/ ТАСС

Россия уже более 10 лет предлагает осуществить реформу организации, отметил министр

ГАМБУРГ /Германия/, 9 декабря. /ТАСС/. Российские предложения на СМИД ОБСЕ не удалось даже вынести на рассмотрение экспертов этой организации.

Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

"Мы предложили два проекта решений, которые абсолютно вписываются в мандат ОБСЕ, - напомнил Лавров. - Первое - по обеспечению плюрализма СМИ, второе - против дискриминации в спорте". "Нам не удалось не только прийти к консенсусу, но и наши предложения даже не были вынесены на обсуждение экспертов всех стран ОБСЕ, - информировал глава МИД РФ. - Мы об этом глубоко сожалеем".

"Мы рассчитывали на то, что министерские решения будут солидными и их пакет будет внушительным, но пока вырисовывается риск того, что этого не произойдет, потому что некоторые делегации делают искусственные и неприемлемые увязки", - подчеркнул Лавров. "На ранней стадии выяснилось, что предвзятость диктует позицию, которые некоторые делегации занимают в отношении наших инициатив", - сказал глава российской дипломатии.

"Мы до сих пор не продвинулись в том, что касается самой ОБСЕ как института, - сказал также министр. - Мы давно, уже более 10 лет, с рядом соавторов предлагаем осуществить реформу ОБСЕ, прежде всего, принять ее устав". "Мы также давно предлагаем принять правила процедуры, четкие мандаты для всех институтов ОБСЕ, что тоже не находит поддержки", - отметил Лавров. 

Глава МИД РФ отметил, что организация не может существовать без устава. "В данном случае это уникальное исключение, но оно не помогает работе", - подчеркнул он. "Нам, кстати, говорят, что прелесть ОБСЕ в ее гибкости, даже в двусмысленности, которая существует. Но институты должны быть субъективно созданными и иметь возможность в любой ситуации действовать объективно в интересах всех стран членов", - подчеркнул министр.

 "Повторяю, мы не опускаем руки, будем продолжать добиваться того, чтобы деятельность ОБСЕ была основана на межправительственных решениях и чтобы в ней было поменьше двусмысленности", - сказал Лавров. 

О ситуации на Украине

Вместе с тем он отметил, что Россия положительно оценивает вклад ОБСЕ в урегулирование ситуации на востоке Украины. "Мы положительно оцениваем вклад ОБСЕ в урегулирование ситуации на востоке Украины. Это и работа Контактной группы, и ее четырех подгрупп. Это и Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, которая проделала очень важную работу на территории Украины, в том числе и в регионе Донбасса", - сказал министр.

Он отметил, что дорожная карта по Донбассу не заменяет минских договоренностей. "Дорожная карта (по реализации минских соглашений), о которой пытаются договориться, не заменяет те же договоренности , - пояснил министр. - Дорожная карта призвана расписать шаги". 

По словам Лаврова, "все сейчас упирается в то, что наши украинские коллеги на каком-то этапе стали блокировать любые продвижения по вопросам специального статуса Донбасса, по вопросам закрепления этого статуса в Конституции, по вопросам проведения амнистии и организации выборов на этих территориях".

"Требовать, чтобы сначала наступила полная тишина в плане безопасности и чтобы целый месяц ни одного выстрела не было, вы понимаете, что это нереально. И при всем желании сделать так, как просят украинские коллеги, физически невозможно, невозможно проконтролировать каждого человека, который на линии соприкосновения находится, и там провокации с разных сторон происходят", - отметил министр.

Лавров напомнил, что вопросы безопасности решаются на уровне Совместного центра контроля и координации за режимом прекращения огня (СЦКК), где российские офицеры по личной просьбе президента Украины Петра Порошенко вместе с украинскими офицерами работают над согласованием вопросов, необходимых для разведения сил сторон. "Сейчас уже примерно понятно, на основе целого ряда договоренностей и "нормандского формата", и контактной группы, какие должны быть шаги по разведению сторон. Но люди в Донецке и Луганске хотят понять, когда все это произойдет, какова будет судьба обязательств по политической части минских договоренностей, когда будет проведена амнистия, которую президент Порошенко обязался провести", - пояснил он.

Министр подчеркнул, что никто из членов ОБСЕ не поддерживает идею создания вооруженной полицейской миссии ОБСЕ в Донбассе. "Вопрос о вооруженной полицейской миссии не обсуждался, потому что никто не поддерживает создание вооруженной миссии полиции ОБСЕ в Донбассе, - сказал министр. - Никто из членов ОБСЕ, наверное, кроме Украины". "За Киев я говорить не могу", - добавил Лавров. 

Говоря о рекомендациях ПА ОБСЕ по правам человека на Донбассе, согласно которым России предлагается выступать в качестве ответчика по делам в этой сфере в суде, Лавров отметил, что такие рекомендации не имеют юридической силы. "Ни ОБСЕ - нынешняя структура, - ни Парламентская ассамблея ОБСЕ не имеют юридического лица", - сказал он. "А насчет прав человека на Донбассе - надо договариваться о визитах туда, - продолжил глава МИД РФ. - Представители Донецка и Луганска не раз соглашались и с Международным комитетом Красного Креста, и различными правозащитными организациями".

Представители провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) готовы к работе по обмену пленными по формуле "всех на всех", теперь дело за украинской стороной, указал также Лавров. "Мы давно и последовательно подписываемся под призывом обменять "всех на всех", - сказал министр. - На словах и украинские власти, и представители Донбасса, поддерживают такой подход".

Глава МИД РФ напомнил, что несколько таких обменов состоялось. "Но это было давно, в последнее время мы подтверждали необходимость обмена "всех на всех" в "нормандском формате", в том числе на уровне лидеров", - обратил внимание Лавров. - Практические детали такого обмена можно согласовать только в рамках Контактной группы, между людьми, которые владеют контекстной информацией. Надо обменяться списками, выверить эти списки".

"Насколько я знаю, и представители России, и Донецка, и Луганска к такой работе готовы, - подчеркнул Лавров. - Надеюсь, что и украинская сторона, которая очень настойчиво ставит эти вопросы, сядет за стол (переговоров) и согласует все эти детали". По его словам, сложность в том, что украинские представители капризничают и всячески уходят от прямого разговора с жителями Донбасса. "Хотя только этот разговор может дать результат, - отметил Лавров. - Но попытка уйти от прямого контакта затрудняет выполнение минских договоренностей, которые пестрят положениями, которые требует согласования между Киевом и Донецком и Луганском, целого ряда вопросов". 

Заявления Киева о нелегитимности глав провозглашенных республик Донбасса Александра Захарченко и Игоря Плотницкого упирается исключительно в стремление украинских властей уйти от прямого диалога, указал также Лавров. "Все (выполнение минских договоренностей) упирается в стремление украинских властей уйти от прямого диалога (с представителями Донецка и Луганска), - сказал он. - Более того, начинают даже требовать, чтобы Захарченко и Плотницкий гарантированно не участвовали в выборах". Лавров задался вопросом, почему же тогда президент Украины Петр Порошенко сначала лично настаивал, чтобы Захарченко и Плотницкий поставили свои подписи под соглашениями, а потом заявил, что они нелегитимны и должны уйти.

"Раз вы настаивали, чтобы они подписали минские договоренности, значит, они были легитимны? Ответ - да, их легитимность была нужна для минских договоренностей, а теперь они нелегитимны, - рассуждает министр. - Честно говоря, по-детски все это звучит". 

О ситуации в Приднестровье и Нагорном Карабахе

Также, по его словам, в ОБСЕ имеется консенсус относительно приднестровского урегулирования. "По конфликтам тоже состоялся откровенный обмен мнениями, - отметил он. - У нас есть консенсус относительно того, как двигаться по приднестровскому урегулированию - это формат "пять плюс два". Мы рассчитываем, что сейчас, когда завершилась избирательная кампания в Молдове, и когда завершатся выборы в Приднестровье, мы сможем активизировать этот формат".

Лавров, кроме того, отметил, что консенсуса по месту развертывания наблюдателей ОБСЕ в Нагорном Карабахе пока достичь не удается. По словам министра, достигнутые ранее договоренности касались увеличения числа наблюдателей ОБСЕ, причем эта цифра увеличилась всего на семь человек.

"Эти договоренности должны быть закреплены в решениях ОБСЕ, но, чтобы это сделать, требуется консенсус, - сказал Лавров. - Консенсус в отношении физического увеличения наблюдателей есть, но нет консенсуса, где они будут развернуты. По моему мнению, развернуты должны быть эти наблюдатели на линии соприкосновения, но пока консенсуса не получается". 

Направить наблюдателей ОБСЕ в Южную Осетию не получится

Министр также коснулся и Южной Осетии, отметив, что направить туда наблюдателей ОБСЕ по просьбе Тбилиси не получится, прежде всего потому, что югоосетинская республика не является членом ОБСЕ. 

"Если есть просьба Грузии о развертывании наблюдательной миссии, мы такую просьбу поддержим однозначно, - отметил он. - Если идет речь о Грузии".

Вместе с тем, добавил он, если речь идет о желании Грузии иметь миссию наблюдателей ОБСЕ не в Грузии, а в Южной Осетии, то "здесь, наверное, уже просто невозможно договориться, потому что Южная Осетия не является членом ОБСЕ". "Вот и все", - резюмировал министр.