МОСКВА, 15 декабря. /ТАСС/. В условиях неопределенности перспектив внешней политики США после вступления в должность нового президента Дональда Трампа Евросоюз делает заявку на независимость Европы от Вашингтона, но вряд ли это приведет к каким-то серьезным результатам. Так опрошенные ТАСС эксперты комментируют опубликованное в среду интервью верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини газете The Wall Street Journal.
В нем Могерини заявила, в частности, что после смены администрации США Евросоюз и РФ могут занять общую позицию по ряду вопросов в противовес политике, которую, вероятно, будет проводить избранный президент США Дональд Трамп. "Если разбирать каждый отдельный случай, то можно найти вопросы, где я без удивления бы увидела европейцев и русских на одной стороне: Иран, ближневосточный мирный процесс и, возможно, роль ООН", - считает Могерини. В то же время, по ее словам, экономические санкции Евросоюза, введенные в отношении России в связи с ситуацией на Украине, останутся увязанными с процессом выполнения минских соглашений и не будут зависеть от позиции новой американской администрации по этому вопросу. "В этом отношении решения ЕС не связаны с политическими решениями в Вашингтоне", - заверила Могерини.
ЕС стремится демонстрировать автономию от Вашингтона
"В своей глобальной стратегии, которая была принята в июне, ЕС заявил о необходимости добивается стратегической автономии, - напомнил завотделом европейской безопасности Института Европы РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Дмитрий Данилов. - И теперь эту стратегическую автономию нужно подтверждать. В любом случае, в любом контексте. И в этом смысле те вызовы, которые стоят перед странами ЕС в связи с кардинальными переменами в рамках официального политического истеблишмента в США, не дают им возможности отказаться от своей заявленной автономии".
"Поэтому ЕС - и Могерини не исключение - подчеркивает свою внешнеполитическую специфику, отмечает, что интересы США и Европы не всегда и не во всем совпадают. И поэтому Европа говорит, что не готова слепо следовать в фарватере американской политики", - говорит он.
"Для Могерини это еще один повод подтвердить, что европейская внешняя политика независима от американской, - считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. - Здесь есть пространство, где европейцы хотели бы несколько отдалиться от американцев".
Послание Трампу в условиях неопределенности
По словам Данилова, высказывания Могерини - "это уже месседж администрации Трампа". "Европа сталкивается с относительной неопределенностью, она пытается определить границы, в которых возможна эволюция внешнеполитической стратегии Трампа. Непонятно, как будут в практическом плане интерпретированы и воплощены его предвыборные заявления, в том числе об отношениях с Европой и в рамках НАТО", - сказал ученый.
"В Европе политики прекрасно понимают, что Трамп должен будет сформировать консенсус внутри США, ему нужно будет сформировать не только новую администрацию, но и обеспечить новый социальный договор внутри страны между обществом и властью и договориться о многих вещах с конгрессом, - отметил эксперт. - И здесь ЕС демонстрирует Трампу не просто свою гипотетическую самостоятельность, а то, что в случае резких поворотов в американской политике Европа вряд ли будет поддерживать нового американского президента, но вынуждена будет, наоборот, ориентироваться на тех, кто будет сдерживать эти возможно резкие повороты".
Отношения с Россией
"Странно говорить о каком-то возможном взаимодействии по российско-европейской линии вне американского контекста, - считает Данилов. - Вряд ли возможны какие-то серьезные подвижки и сближение России с ЕС по каким-то отдельным вопросам без одновременных подвижек по другим внешнеполитическим направлениям в треугольнике Россия-ЕС- США. Полагаю, что Россия ни в коем случае не заинтересована в том, чтобы какие-то гипотетические соглашения с ЕС разменивались на будущие отношения с США".
"Хотя мы видим, что Трамп занимает другую позицию в отношении Ирана, довольно сложно представить себе, что ЕС вместе с Россией будут ожесточенно бороться против Трампа, - полагает Тэвдой-Бурмули. - И на Ближнем Востоке сложно сейчас говорить о сближении позиций России и ЕС, если смотреть, что происходит в Сирии".
"Слова Могерини звучат удивительно, потому что Европа сейчас слаба и говорить там не с кем, - полагает профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Максим Братерский. - Не факт, что Москве там с кем-то интересно разговаривать на какие-то темы. Не верю, что Европа скажет Вашингтону: такого не может быть никогда. Попробовать получить немного больше самостоятельности - наверное, да. Но стать независимым центром силы - европейцы давно разучились это делать".
В то же время, при всей противоречивости заявлений Могерини, не стоит считать, что сделаны они лишь ради красного словца, убежден Тэвдой-Бурмули: "Я бы не стал говорить, что заявление пустое, наоборот, оно достаточно знаковое. Если из уст Могерини исходит такая формула, то она заслуживает того, чтобы ее услышали, в том числе и в Москве".