МОСКВА, 21 февраля. /ТАСС/. Показатели явки на выборах президента РФ планируют повышать работой среди целевых аудиторий, прежде всего молодежи, и усовершенствованием технической базы избирательной системы. Эти параметры обсуждаются на совещаниях экспертов, региональных властей с представителями кремлевской администрации, рассказал журналистам один из участников таких встреч.
По его словам, вопросам явки на президентских выборах уделяется особое внимание.
"Одним из целевых показателей успешно проведенных выборов будет считаться получение избранным президентом абсолютного числа голосов больше, чем было подано за кандидатов в предыдущих кампаниях", - пояснил собеседник, констатировав, что в этом контексте важным будет именно показатель активности избирателей. "Явка на думских выборах не так важна, на президентских же высокий процент, полученный победителем, при низкой явке - не очень хорошо", - рассуждает он.
Одним из ориентиров хорошей явки может считаться планка в 70%, считает источник. При этом он указал, что ключевым приоритетом является легитимность выборов, возможность каких-либо манипуляций на них будет сведена к минимуму, поэтому сейчас обсуждается, "как привести избирателей на выборы".
Техника поможет
В качестве фактора повышения явки рассматривается возможность достраивания государственной автоматизированной системы (ГАС) "Выборы" так, чтобы избиратель, в день голосования не имеющий возможности прийти на свой участок, мог на любом другом проголосовать по одному паспорту, не получая открепительное удостоверение. "Не каждый дойдет взять открепительное, кроме того, их использование повышает риск манипуляций, что может ставить под сомнение легитимность выборов", - полагает собеседник.
В конце 2016 года председатель ЦИК Элла Памфилова поставила перед ведомством "сверхзадачу" по созданию единой базы данных со сведениями о российских избирателях, чтобы обеспечить каждому гражданину возможность проголосовать в день выборов на любом избирательном участке в РФ и даже за рубежом. Это, отмечала она, позволит отказаться от практики досрочного голосования и использования открепительных удостоверений, что снимет вопрос о возможных нарушениях и существенно сэкономит бюджетные средства. При этом Памфилова признавала, что пока это видится ей "задачей из серии "миссия невыполнима".
Как мотивировать избирателя
Важнейшей задачей является также мобилизация отдельных крупных электоральных групп, в целом пассивно относящихся к участию в выборах. "Важны голоса не только "ядерного" электората, но и сомневающихся, молодежи, крупных городов", - пояснил источник.
По его мнению, "ответы на вопрос, что может мотивировать их прийти на выборы, будут разными". Так, для мотивирования крупнейшей электоральной группы - молодежи - предполагается как использовать традиционные агитационные приемы (объяснять, почему важно идти на выборы, что значит гражданский долг), так и прибегать к нестандартным методам. "Надо сделать модным для молодежи ходить на избирательные участки", - отметил собеседник, рассказав, что в качестве возможных вариантов популяризации выборов среди молодых людей предлагаются, например, компьютерные игры на избирательные темы, конкурсы селфи на избирательных участках.
Кроме того, курирующие вопросы внутренней политики вице- губернаторы на одном из совещаний предлагали активнее привлекать членов участковых избирательных комиссий (УИК) для популяризации выборов. "Если к вам придет член УИК, он же учитель ваших детей, напомнит вам, что будут выборы, это может подействовать", - изложил собеседник эту точку зрения.
Выборы президента РФ должны пройти в марте 2018 года.