Год назад в России появилась Росгвардия

Сергей Савостьянов/ ТАСС

В результате реформы МВД были ликвидированы Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Одна из самых масштабных в истории современной России реформ правоохранительных органов, начатая в прошлом году, не привела к потере оперативного управления и позволила сохранить непрерывность выполнения вновь возложенных полномочий. 5 апреля 2016 года президент РФ Владимир Путин своими указами ликвидировал Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС), передав их функции МВД. Также год назад глава государства объявил о создании в России Национальной гвардии на базе Внутренних войск МВД (Росгвардии).

Как сообщил президент России Владимир Путин на прошедшем 9 марта расширенном заседании коллегии МВД России, посвященном подведению итогов работы в 2016 году, преобразования внутри ведомства прошли практически безболезненно для соответствующих направлений работы, в этом большая заслуга и личного состава подразделений, и министерства в целом.

Создание Росгвардии

Росгвардию возглавил генерал армии Виктор Золотов, который с 2014 года был первым заместителем министра внутренних дел - главнокомандующим Внутренними войсками МВД России. Помимо собственно Внутренних войск, в состав нового ведомства вошли отряды ОМОН, СОБР, подразделения вневедомственной охраны, ФГУП "Охрана", Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД. В задачи Росгвардии входит борьба с терроризмом, охрана общественного порядка и важных государственных объектов. В состав новой службы перешли практически 160 тысяч сотрудников и служащих МВД России, Росгвардии уже переданы материально-технические средства, объекты движимого и недвижимого имущества, образованы территориальные органы во всех регионах страны.

В настоящее продолжается второй этап создания Росгвардии, завершающим станет третий, полностью Росгвардия будет сформирована к началу 2018 года. Как сообщил в интервью ТАСС первый заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии генерал-полковник Сергей Меликов, в связи с переходом ОМОН и СОБР из МВД в Росгвардию, их структура и состав практически не изменились. В их основные задачи входит обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, оказание силовой поддержки правоохранительным органам при задержании опасных преступников, а также работа по предотвращению преступлений экстремистского и террористического характера.

Первые итоги работы Росгвардии, согласно сообщениям ее руководства, свидетельствуют: в прошлом году сотрудники Росгвардии ликвидировали более 700 взрывоопасных предметов на Северном Кавказе, проведено свыше 10 тыс. спецопераций в разных регионах страны, задержаны при этом более 3,3 тыс. подозреваемых в преступлениях, изъято 95 единиц огнестрельного оружия, более 16 тыс. боеприпасов, одну тонну взрывчатых веществ, около 25 кг наркотических средств.

Ликвидация ФСКН, ФМС и новые главки МВД

Функции ФСКН и ФМС были переданы МВД России вместе со штатной численностью этих служб, при этом численность ФМС сократилась на треть.

В структуре МВД были созданы Главное управление по вопросам миграции, главой которого стала Ольга Кириллова, ранее занимавшая должность начальника столичного управления ФМС, и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков, руководителем этого главка был назначен Андрей Храпов - бывший заместителем начальника Главного управления уголовного розыска МВД.

Некоторые эксперты высказывали мнение, что ликвидация ФСКН может привести к росту наркобизнеса и потока наркотических веществ, а упразднение ФМС - к проблемам в миграционной сфере, в том числе контроля за мигрантами. Но, как заметил министр внутренних дел Владимир Колокольцев, в новых подразделениях большинство должностей были замещены сотрудниками упраздненных ведомств. "Это позволило не только минимизировать социальные риски, но и сохранить непрерывность выполнения вновь возложенных полномочий", - сказал он.

В подразделениях по борьбе с преступностью в сфере оборота наркотиков и вовсе на треть увеличилось количество сотрудников, занимающихся оперативной работой, по сравнению с общим числом работавших ранее и в МВД, и в ФСКН вместе взятых.

Руководитель главного управления по вопросам миграции Ольга Кириллова в недавнем интервью сообщила ТАСС, что все возлагаемые ранее на ФМС функции и задачи остались прежними и осуществляются в соответствии с действующим миграционным законодательством. По ее словам, одним из приоритетов реформы была задача сохранения кадрового потенциала упраздненной ФМС России.

"Численность ликвидированного ведомства составляла 40,5 тыс. единиц. С учетом тридцатипроцентного сокращения, штатная численность сотрудников подразделений по вопросам миграции составляет 27,5 тыс. единиц. Кроме того, была проведена большая работа по подбору руководителей подразделений по вопросам миграции, в результате чего своевременно укомплектованы все должности и 97% сотрудников вновь созданных подразделений по вопросам миграции составляют сотрудники упраздненной ФМС России", - рассказала Кириллова.

Что касается Главного управления по контролю за оборотом наркотиков, то по словам руководителя главка Андрея Храпова, 80% из всех сотрудников - это бывшие работники упраздненного ФСКН, остальные 20% - сотрудники МВД. Молодой структуре министерства удалось провести и одну громкую спецоперацию, оперативники ликвидировали крупный наркосиндикат "Химпром", производивший до полутонны синтетических наркотиков, его годовой оборот составлял более 2 млрд рублей.

В феврале глава МВД сообщил, что доля наркопреступлений в общем числе преступлений в 2016 году, когда и был ликвидирован ФСКН, осталась на том же уровне, что и в 2015 году, и составила 9,4%. При этом количество расследованных наркопреступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, возросло на 3,6%, преступным сообществом - на 4,5%.

Однако Колокольцев признал, что по сравнению с 2015 годом в 2016 году количество изъятых наркотиков сократилось на 13 тонн - с 34 тонн до 21 тонны. Он объяснил это процессом реформирования ведомства. При этом, по его словам, при подсчете изъятых наркотических средств не проводилось никаких манипуляций с весом и качеством наркотиков. "Позиция министерства внутренних дел в этом вопросе предельна проста и объективна: никаких манипуляций с весом изъятых наркотических веществ, никаких манипуляций с качеством этих веществ", - подчеркнул Колокольцев.

"Я вынужден отметить, что всего наши подразделения в реформированном состоянии работают в полноценном режиме семь месяцев, потому что с апреля до сентября прошлого года происходили оргштатные изменения, согласования наших нормативно-правовых актов... Для сведения могу сказать, что эти согласования по некоторым нашим основополагающим приказам закончены были в октябре", - пояснил министр.