26 апреля 2017, 11:19,
обновлено 26 апреля 2017, 12:21
Кризис в Сирии

Лавров: Запад не делится с РФ данными о химатаке в Сирии якобы по соображениям секретности

Глава МИД РФ также заявил, что у Москвы есть вопрос к Лондону и Парижу в отношении того, кто предоставил им пробы с места инцидента

МОСКВА, 26 апреля. /ТАСС/. Утверждения противников проведения расследования инцидента с химическим веществом в Хан-Шейхуне о невозможности направления экспертов в этот район являются лживыми. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с руководителем внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром.

"Еще один аспект, который касается утверждений противников объективного расследования о том, что невозможно направить группу экспертов в район применения химического вещества по соображениям безопасности - и это якобы опирается на оценки соответствующего департамента ООН, - сказал министр. - Мы не поленились проверить эти утверждения, и они оказались лживыми. Соответствующий департамент секретариата ООН изложил нам позицию, которая означает, что препятствий для организации поездок инспекторов и в район применения химического вещества в Хан-Шейхуне и на соответствующий аэродром, откуда якобы взлетали самолеты с химическими боеприпасами, не существует".

Лавров обратил внимание, что безопасность проведения расследования гарантировали как представители сирийского правительства, так и оппозиции. "Кроме того, сирийское правительство уже официально гарантировало безопасность тех, кто приедет на аэродром для того, чтобы провести там инспекцию, - напомнил министр. - Что касается Хан-Шейхуна, то ведь кто-то взял те пробы, о которых известно в Лондоне и Париже. И в Лондоне, и в Париже знают людей, которые могут посещать Хан-Шейхун, поэтому и здесь можно вопрос с безопасностью решить, тем более что лидер Высшего комитета по переговорам (ВКП) Рияд Хиджаб сразу же после инцидента 4 апреля публично заявил, что он и его структура готовы поддержать независимое расследование с выездом на место".

"Мы знаем о позиции Саудовской Аравии, о тех подозрениях, которые в Эр-Рияде испытывают в адрес Дамаска в том, что касается инцидента с применением химических веществ, но то, что сейчас глава внешнеполитического ведомства королевства Адель аль-Джубейр подтвердил поддержку объективного расследования, полностью совпадает с нашим подходом", - сказал российский министр.

Соображения секретности

Лавров также обратил внимание на то, что страны Запада утаивают факты, прикрываясь соображениями секретности.

"Нам сказали доверительно о том, что у американских коллег есть неопровержимые данные - чуть ли не поименный список тех сирийских официальных лиц, военных, кто принимал решение о применении химического оружия, и все другие факты, которые касаются инцидента 4 апреля, - сказал Лавров. - Естественно, этими фактами они не могут делиться с нами "по соображениям секретности, конфиденциальности". Но мы не можем действовать по принципу, который герой Арнольда Шварценеггера обозначил словами: "Trust me!", мы предпочтем принцип, который сформулировал (президент США) Рональд Рейган и который требует "доверять, но проверять".

Британские "подводные камни"

Глава российского внешнеполитического ведомства напомнил, что Россия предложила "соответствующий проект решения в ОЗХО, который призывал к проведению расследования в строгом соответствии с мандатом действующей при этой организации миссией по установлению фактов". "Этот мандат предусматривает обеспечение широкого географического представительства в составе экспертов, которые работают в рамках этой миссии, - сказал Лавров. - У нас вызывает большой вопрос, что два подразделения миссии по установлению фактов - их всего два, и оба возглавляются подданными британской короны".

"Это расходится с тем принципом, который заключен в мандате этой миссии, - подчеркнул он. - Когда идет речь о применениях химических веществ оппозицией, эта миссия тянет с расследованием многие месяцы, а когда идет речь об обвинениях правительства (Сирии), они гораздо более шустро себя ведут".

"Нас пытались обвинить, что, выдвигая проект решения о необходимости объективного, беспристрастного и транспарентного расследования, мы как бы отходим от своей собственной позиции, когда мы голосовали за создание этой миссии по установлению фактов, - сказал министр. - Но мы голосовали за механизм, который будет сбалансированным, а не за механизм, который будет возглавляться двумя британцами - при всем уважении к их профессиональным качествам".

Москву интересует происхождение проб

"Официальные представители Лондона и Парижа заявляют о том, что ничего не надо делать и не надо принимать никаких решений, потому что, оказывается, уже взяты пробы на месте инцидента, и эти пробы уже анализируются и скоро будут представлены результаты, - сказал министр. - Возникает вопрос: почему, если об этом знают в Великобритании и во Франции, то почему другие члены международного сообщества не в курсе?"

"Мы задавали не раз и вслух, и в приватных контактах, вопросы о том, кто брал эти пробы, когда, в каком конкретно районе, как была обеспечена доставка этих проб в соответствующую лабораторию таким образом, чтобы исключить возможность манипуляций с ними, что за лаборатория имеется в виду, сертифицирована ли она ОЗХО и многие другие детали, - сообщил Лавров. - Мы адресовали их руководителю технического секретариата ОЗХО, но никакого ответа пока не получили, равно как не получили соответствующих ответов от англичан и французов, которые выступали с утверждениями, что все в порядке, и нам не надо ни о чем беспокоиться".