МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Позиция России относительно параметров миссии ООН в Донбассе изложена в проекте резолюции ООН, которая она передала в Совет Безопасности 5 сентября, и пересматривать эту позицию Россия не готова. Об этом в интервью ТАСС заявил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Отвечая на вопрос о разногласиях по данному вопросу на переговорах между помощником президента РФ Владиславом Сурковым и спецпредставителем Госдепартамента США по Украине Куртом Волкером, он сообщил, что на встрече в Белграде 7 октября, где шла дискуссия как раз о параметрах этой миссии, российская сторона заявила: "Переговоры имеет смысл продолжать только в том случае, если в целом российская концепция поддерживается".
Чеснаков напомнил, что концепция эта заключается в том, что силы ООН должны обеспечить вооруженную охрану Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ.
"Украина не раз призывала вооружить наблюдателей СММ ОБСЕ. Россия никогда не возражала против этого, - сказал российский эксперт. - Еще в 2015 году в Париже были достигнуты соответствующие договоренности "нормандской четверки". Однако сама ОБСЕ вооружаться отказалась, аргументируя это отсутствием опыта и средств". "Именно поэтому 5 сентября президент Владимир Путин выступил с инициативой привлечь силы ООН для вооруженной охраны СММ ОБСЕ, - пояснил Чеснаков - Хотел бы напомнить, что это предложение возникло на серьезной основе. Возможность сотрудничества СММ ОБСЕ и ООН закреплена пунктами 2 и 3 решения Постоянного совета ОБСЕ № 1117 от 21 марта 2014 года".
По его словам, концепция, предложенная Россией, проста. "Силы сторон должны быть разведены по всей линии соприкосновения. Между ними должны находиться наблюдатели СММ ОБСЕ, охраняемые силами ООН. Кроме того, наблюдатели СММ ОБСЕ инспектируют всю территорию конфликта по обе стороны от линии соприкосновения. В этих инспекционных рейдах их также должны сопровождать представители вооруженной охраны ООН".
Чеснаков отметил, что американская сторона изначально выразила готовность обсуждать параметры этой базовой концепции. "Конечно, российская сторона далека от догматизма, всегда прислушивается к партнерам и готова редактировать резолюции по их просьбе, но, разумеется, не в ущерб основополагающим принципам, - подчеркнул российский эксперт. - Мне известно, что американская сторона с таким подходом была согласна. Именно поэтому была назначена встреча Суркова и Волкера в Белграде 13 ноября. Но, вопреки этим договоренностям, на саму встречу Волкер привез предложения, несовместимые с российской концепцией".
Чеснаков подтвердил, что речь идет о тех самых 29 абзацах, о которых после встречи сообщил сам Волкер. Однако раскрывать их содержание он не стал, хотя признался, что видел эти бумаги. "Позиция американской стороны широко известна из многочисленных интервью господина Волкера, - заметил эксперт. - Известно, что прежде всего она заключается в том, чтобы миссия ООН была полномасштабной и первым делом взяла под контроль российско-украинскую границу".
Что же касается тех трех абзацев, которые российская делегация сочла приемлемыми, то, по словам Чеснакова, в них подтверждается "приверженность минским соглашениям".