Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

«Прыжок кита» или почему неатомные российские подводные лодки продолжают занимать ведущее место на мировом рынке военно-морской техники

18 сентября 2011, 16:15 UTC+3
В своей книге автор предпринял попытку воссоздать историю развития сложнейшей научно-технической программы БИУС «Узел»
Материал из 1 страницы

На 5-м Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге (29 июня – 3 июля, 2011 г.) получил в подарок книгу Марка Гальперина «Прыжок кита». В своей книге автор предпринял попытку воссоздать историю развития сложнейшей научно-технической программы, какой является БИУС «Узел». Эта система начала свою жизнь в составе оборудования советских подводных лодок проекта 877 (класс «Кило»).

Поскольку в качестве специального корреспондента Агентства ИТАР-ТАСС мне пришлось освещать целый ряд зарубежных военно-морских выставок, на которых велся маркетинг отечественных подводных лодок проектов 877ЭКМ, 636 и 677, было интересно узнать об истории создания боевой информационно-управляющей системы (БИУС), о которой шла речь в  этой книге. Тем более, что удалось побывать на лодке проекта 636 из состава Тихоокеанского флота, оснащенной БИУС «Узел», которая демонстрировалась в 1997 году на военно-технических выставках в Таиланде (октябрь) и Малайзии (декабрь).

Название книги состоит всего из двух слов -  «Прыжок кита». Но за этими двумя словами – гигантский прорыв, который совершили советские разработчики, создавшие в годы «холодной войны» комплекс, соответствующий высочайшему уровню научно-технического прогресса тех лет. «Прыжок кита» - так называется сложнейший манёвр экстренного всплытия, позволяющий спасти гибнущую лодку, если этой лодкой управляет опытный экипаж и бесстрашный командир. Но так можно назвать и поступок, совершаемый талантливым и бесстрашным человеком в экстремальные моменты жизни, своей собственной и коллектива, которым он руководит.

Около полувека назад история немыслимым образом сплела судьбы разных людей: бесстрашной ленинградской команды молодых "непуганых" разработчиков и их учителей и руководителей - Филиппа Георгиевича Староса и Иозефа Вениаминовича Берга, талантливых американских инженеров с невероятной и трагической судьбой. Им не раз довелось совершать свой "прыжок кита". Борьба разведок, дерзания учёных, работа с гениальными создателями лодок, самолётов и космических кораблей, рождение, взлёт и гибель отечественной микроэлектроники - всё сплетено в один узел в этой книге!БИУС «Узел» прошла апробацию и модернизацию на подводных лодках 2-го поколения проекта 641Б («класс Танго») и 3-го поколения проекта 877, 636 (класс «Кило»). Общее количество неатомных подводных лодок, на которых установлена БИУС «Узел», превысило 75 единиц.

То, что БИУС «Узел» были оснащены лодки проекта 877 и более совершенного проекта 636, определили в числе других факторов и их высокий экспортный потенциал на мировом рынке. Экспорт этих лодок начался с середины 80-х годов и их продвижение на рынок проходило в острейшей борьбе с немецкими судостроителями. Казалось, что российские кораблестроители закрепят свой успех на мировом рынке. Однако после распада СССР позиции России на рынке подводных лодок были существенно подорваны. Вновь прорваться на мировой рынок морских вооружений для нашей страны было весьма трудной задачей, на решение которой было потрачено около трех лет (1994-1996). Но только сейчас проделанная работа начинает приносить конкретные результаты, прежде всего в азиатском регионе. Если экспорт самолетов Су-27 спас российское военное авиастроение в 90-х годах, то экспорт дизель-электрических подводных лодок класса "Кило" позволил выстоять отечественному военному кораблестроению в самые трудные годы развала оборонного комплекса.

Теперь уже не секрет, что своим возвращением на рынок неатомных подводных лодок Россия обязана не только компании "Росвооружение" (сейчас «Рособоронэкспорт»), Военно-морскому флоту и судостроительным заводам, но и целому ряду вполне конкретных личностей. В их числе особое место занимает генеральный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ "Рубин" Юрий Кормилицин. Этот человек одним из немногих в те годы понял потенциал БИУС «Узел» и сделал все возможное и невозможное, чтобы эта система была внедрена на проектируемые под его руководством лодки проекта 877 (а затем и проекта 636), что в немалой степени определило их высокий экспортный потенциал.  "Варшавянка" и "Узел" и в XXI веке несут боевую службу в составе военных флотов России, Индии, Китая, Ирана, Алжира и ряда других стран.Отдаю честь Марку Гальперину, Юрию Кормилицину, а также всем другим участникам этой выдающейся эпопеи, теперь получившей несекретный шифр «Прыжок кита»!

Исполнительный директор - главный редактор агентства АРМС-ТАСС Н.Н.Новичков

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама