МОСКВА, 13 апреля. /ТАСС/. Материалы России по катастрофе малайзийского Boeing над Донбассом учитываются либо поверхностно, либо избирательно, либо не учитываются вовсе. Об этом заявил в пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров по итогам переговоров с главой МИД Нидерландов Стефом Блоком.
"Наши факты, наши замечания, наши комментарии не вполне принимаются в расчет Совместной следственной группой (ССГ), а передаваемые нами материалы учитываются либо поверхностно, либо избирательно, либо просто не учитываются", - отметил он.
При этом, как подчеркнул Лавров, Россия отвечает и отвечала на все без исключения вопросы голландской прокуратуры по этой катастрофе. "Мы действительно оказывали содействие расследованию и в ходе его технического этапа. Продолжаем оказывать содействие сейчас, когда идет уголовное расследование, - указал глава МИД. - Мы отвечаем и отвечали на все без исключения запросы голландской прокуратуры в рамках предоставления правовой помощи".
Как пояснил министр, российская сторона передала "очень значительный объем информации", в том числе первичные необработанные данные радиолокационного наблюдения за воздушной обстановкой в момент катастрофы. "Эти данные четко говорят о том, с каких направлениях ракета могла подлететь, а с каких нет", - отметил он.
По его словам, эти данные "нельзя подделать, их нельзя видоизменить", и они "четко показали отсутствие ракеты с того направления, откуда, по мнению этой группы, она была запущена". "В ответ, а ответ поступил через очень продолжительный период времени, нам сказали, что это не так, и что есть некие два эксперта независимые, имена их не назвали нам, которые, рассмотрев данные нашего объективного радиолокационного контроля, заявили, что наши радары просто не увидели ракету и не могли ее увидеть, потому что она быстро летела, - продолжил он. - Для специалистов вся абсурдность этого заявления очевидна".
Поэтому, по словам Лаврова, когда российская сторона получает от независимого прокурора, который ведет расследование, в ответ на "научно выверенные объективные данные" анонимные опровержения такого свойства, это вызывает вопросы. "Особенно на фоне постоянных обвинений в наш адрес, что мы пытаемся увести следствие по ложному следу", - добавил министр.
Вопросы к Украине
При этом глава МИД обратил внимание, что у ССГ "никаких вопросов не возникает, например, к Украине и по поводу ее вклада в расследование". "Хотя, до сих пор ни один из украинских диспетчеров, который в тот день дежурил, не был допрошен, украинские данные радиолокационного наблюдения не получены следователями, - пояснил он. - И также вызывает вопрос то, что голландские власти официально заявили, что вопрос о том, почему Украина не закрыла свое воздушное пространство, а этот вопрос многие задавали, что этот вопрос не является предметом ведущегося расследования по линии Совместной следственной группы".
В заключении Лавров подчеркнул, что говорит об этом не для того, чтобы "потребовать дипломатических шагов в отношении Украины, которая не сотрудничает со следствием", а просто "упоминает об этом как о факте".
"Еще раз хочу призвать не отметать никакие версии и не пытаться подогнать все имеющиеся данные под известную и уже неоднократно озвученную в СМИ еще до завершения расследования версию, - указал он. - Нужно, как сказал мой коллега, обязательно добиваться правды, и это касается не только катастрофы с малайзийским Boeing, это касается всех тех тем, которые мы сегодня обсуждали, прежде всего, темы связанной с применением химического оружия будь то в Сирии, будь то в Солсбери".
Продолжение диалога
Лавров заявил, что независимая структура, занимающаяся расследованием обстоятельств катастрофы, не должна игнорировать конкретных фактов, которые имеются у следствия и на которые следствие пока не обращает внимания.
"Необходимо в полной мере выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН 2166, которая требует периодического информирования СБ ООН о том, что происходит в расследовании, - отметил он. - Условились этот разговор продолжать при полном уважении того, что нам сказали нидерландские коллеги о независимости той структуры, которая этим расследованием занимается. Мы независимость уважаем и исходим из того, что это не означает игнорирование каких-либо конкретных фактов, которые имеются у следствия, равно как это не означает игнорирования тех фактов, на которые пока следствие внимания не обращает".
Глава МИД РФ сообщил также, что в ходе переговоров подробно изложил "те шаги, которые многократно предпринимала российская сторона и по линии правительства, и по линии компании "Алмаз-Антей", с тем чтобы предоставить всю информацию, которая у нас имеется, для проведения объективного и беспристрастного следствия".