18 апреля 2018, 23:30
Дело Сергея Скрипаля

Россия не приняла заявление ОЗХО относительно роли прекурсора BZ в "деле Скрипаля"

Представитель Минпромторга назвал неясными причины использования ОЗХО прекурсора BZ для тестирования уже назначенных организацией лабораторий

ГААГА, 18 апреля. /ТАСС/. Российская сторона не приняла заявление ОЗХО относительно роли прекурсора BZ в "деле Скрипаля" и планирует продолжить взаимодействие с организацией, чтобы прояснить полную картину. Об этом заявил в среду руководитель Центра аналитических исследований по конвенциям о запрещении химического и биологического оружия Минпромторга РФ Виктор Холстов по итогам внеочередного заседания Исполнительного совета организации по инциденту в Солсбери.

"Российская делегация не приняла то заявление, которое сделали генеральный директор [ОЗХО] и руководитель лаборатории в отношении прекурсора BZ", - отметил он.

Холстов также отметил, что остается неясным, зачем ОЗХО было нужно использовать прекурсор BZ для тестирования уже назначенных организацией лабораторий. "И генеральный директор ОЗХО, и руководитель центра лабораторий техсекретариата организации подтвердили, что BZ был в пробах, и дали версию о том, что он был необходим для того, чтобы провести аттестацию вот этих выбранных назначенных лабораторий для проведения анализа, - сказал он. - Но вопрос в том, зачем было проводить тестирование лабораторий, если они уже и так имели сертификат назначенных лабораторий. Второй аспект - для чего надо было вносить в пробы именно этот химикат".

Со своей стороны постоянный представитель России при ОЗХО Александр Шульгин указал на тот факт, что клиническая картина отравления полицейского Николаса Бейли, работавшего над "делом Скрипалей", очень похожа на воздействие вещества BZ, используемого НАТО. "Британские коллеги утверждают, что все трое были отравлены и подверглись воздействию одного и того же химиката, - сказал он. - Но, по медицинским данным, складывается такое впечатление, что Бейли подвергся воздействию какого-то другого химиката. И вообще, это очень похоже на воздействие натовского химиката BZ".

Ранее в среду глава лаборатории ОЗХО и глава посетившей Великобританию группы по оказанию технической помощи Марк-Майкл Блум не подтвердил наличие вещества BZ в образцах, собранных экспертами организации в Солсбери. По его словам, данное вещество, о котором упоминается в публичных заявлениях, "находилось в контрольных образцах, подготовленных лабораторией ОЗХО в соответствии с порядком контроля качества". "Они не имели ничего общего с образцами, собранными группой экспертов ОЗХО в Солсбери", - отметил он. Вместе с тем генеральный директор ОЗХО Ахмет Узюмджю в ходе своего выступления заверил в объективности результатов экспертизы независимых лабораторий ОЗХО.

14 апреля глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что независимая экспертиза вещества, использованного в инциденте в Солсбери, обнаружила следы химоружия, стоявшего на вооружении США, Великобритании и других стран НАТО. Лавров при этом сослался на информацию из швейцарского центра радиологического и химико-бактериологического анализа в городе Шпиц, полученную на условиях конфиденциальности. По словам главы МИД РФ, по итогам экспертизы в пробах обнаружены следы токсичного химиката BZ и его прекурсоров, относящихся к химическому оружию второй категории в соответствии с Конвенцией по запрещению химического оружия.

"Дело Скрипаля"

4 марта 66-летний экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль, осужденный в России за шпионаж в пользу Великобритании, и его 33-летняя дочь Юлия подверглись в Солсбери, по версии британской стороны, воздействию нервно-паралитического вещества. Лондон выступил с утверждениями о том, что это вещество якобы разрабатывалось в России, и на этом основании, не предъявив никаких доказательств, обвинил Москву в причастности к инциденту. Российская сторона категорически отвергла все спекуляции на этот счет, указав, что программ разработки такого вещества ни в СССР, ни в России не существовало. Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) в опубликованном 12 апреля докладе подтвердила данные о характере отравляющего вещества, но не установила его происхождение.

В результате разгоревшегося дипломатического скандала ряд западных стран "в знак солидарности" с Великобританией решил выслать в общей сложности более ста российских дипломатов, на что Москва ответила зеркальными мерами на основе принципа взаимности.