МОСКВА, 26 апреля. /ТАСС/ Президент России Владимир Путин утвердил Основы государственной пограничной политики. Соответствующий указ главы государства размещен на официальном портале правовой информации.
В документе правительству РФ поручается "обеспечить реализацию Основ государственной пограничной политики".
Текущее состояние
В тексте Основ отмечается, что "для повышения эффективности пограничной деятельности осуществляется наращивание оперативного и технического потенциала пограничных органов" во взаимодействии с другими органами ФСБ, а также МВД, Росгвардии и органами, осуществляющими санитарный, ветеринарный, транспортный и иные виды контроля. Также в документе отмечается возможность создания "межведомственных группировок сил и средств для совместных действий, направленных на локализацию кризисных ситуаций на государственной границе". "Практика применения таких группировок, в том числе на море, показала эффективность их работы", - говорится в документе.
Ежегодно обновляется от 5 до 10% вооружения и техники, используемых для охраны государственной границы, развивается пограничное сотрудничеств с 48 странами.
Вместе с тем, отмечается в документе, "под воздействием преимущественно внешних факторов изменились характер вызовов и угроз в пограничном пространстве и уровень их проявления на отдельных участках государственной границы". В частности, продолжается наращивание инфраструктуры НАТО на северо-западном и западном направлениях, сохраняются предпосылки к возникновению очагов напряженности на отдельных участках внешних и внутренних границ СНГ, увеличиваются риски распространения терроризма и экстремизма, транснациональной преступности.
Основные угрозы
В числе основных угроз национальной безопасности в пограничном пространстве названы "территориальные претензии некоторых сопредельных государств и связанная с этим возможность конфликтов и инцидентов на государственной границе", "притязания иностранных государств и транснациональных корпораций на стратегические ресурсы Арктики и Дальнего Востока", "разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств по дестабилизации общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах", "попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований", трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой наркотиков, оружия, а также незаконной добычей водных биоресурсов и ряд других.
Обустройство границы
Среди механизмов обустройства государственной границы с учетом характера угроз национальной безопасности названы "создание современной пограничной инфраструктуры на юго-западном направлении, включая развертывание многофункциональных пограничных комплексов и систем", "строительство объектов социальной и пограничной инфраструктуры в Арктике и Дальневосточном регионе", "совершенствование пограничной инфраструктуры на российско-казахстанской государственной границе", а также "обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска, на которых существует тенденция роста интенсивности пассажирского и транспортного потоков".
Для создания условий, способствующих развитию приграничных территорий, в документе предполагается "поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев, родственных и дружественных связей населения в приграничных районах РФ и сопредельных государств", "противодействие попыткам продвижения отдельными государствами и международным организациями идеи "интернационализации" Северного морского пути, российской части вод пограничных рек, озер" и еще ряд мер.
Пограничное сотрудничество
"Международное пограничное сотрудничество осуществляется в интересах поддержания добрососедских отношений между РФ и сопредельными государствами и направлено на обеспечение бесконфликтного решения пограничных вопросов", - отмечается в документе.
В числе механизмов совершенствования межгосударственного пограничного сотрудничества - выработка согласованных подходов к обеспечению коллективной безопасности на пространстве СНГ, подготовка сил и средств для действий в кризисных ситуациях, участие в разработке и реализации межгосударственных целевых программ развития системы обеспечения безопасности на внешних границах Союзного государства и государств - участников СНГ, унификация визовой политики в интересах совместного противодействия незаконной миграции.
Также в документе говорится о проведении совместных учений и заходах кораблей береговой охраны в порты РФ и иностранных государств, поэтапном сокращении сил и средств, задействованных в защите и охране российско-абхазского и российско-югоосетинского участков государственной границы.
Обеспечение координации деятельности субъектов государственной пограничной политики документом возлагается на Государственную пограничную комиссию, по инициативе которой в федеральных округах могут создаваться пограничные комиссии.
Документ принят на смену прежним Основам государственной пограничной политики РФ, действовавшим с 5 октября 1996 года.