МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Москва считает преждевременным начинать процесс всеобщего ядерного разоружения, подходить к этому вопросу необходимо трезво и реалистично. Об этом заявил в четверг замглавы МИД РФ Сергей Рябков на конференции "50 лет со дня открытия для подписания Договора о нераспространении ядерного оружия: достижения, вызовы и перспективы".
"Считаем, что подобные инициативы как минимум преждевременны, - сказал дипломат. - Мы призываем подходить к задаче ядерного разоружения трезво и реалистично. Движение в направлении ядерного разоружения должно быть взвешенным и поэтапным".
Он отметил, что это "слишком серьезный, крайне сложный и исключительно ответственный процесс, чтобы позволить и сюда привносить эмоции".
"Достижение прекращения производства ядерного оружия, уничтожение всех существующих его запасов и исключение ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов просто по определению не может обеспечиваться в отрыве от усилий по заключению договора о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем", - подчеркнул Рябков.
По его словам, движение в направлении ядерного разоружения "должно быть взвешенным и поэтапным, с твердой опорой на укрепление международной безопасности и стабильности, на основополагающий принцип неизменного повышения уровня равной и неделимой безопасности для всех".
Сокращение ядерного потенциала
Он отметил, что Россия за 30 лет сократила свой ядерный потенциал на 85%.
"Что касается России, то мы строго выполняем все свои обязательства в сфере ядерного разоружения, - сказал Рябков. - В русле статьи 6 ДНЯО Россия за последние 30 лет внесла беспрецедентно значимый вклад в продвижении к безъядерному миру, сократив размеры своего ядерного потенциала на 85 %".А
"Мы также в четыре раза сократили количество нестратегических ядерных вооружений и перевели такое оружие в категорию неразвернутого, сосредоточив его на базах центрального хранения в пределах национальной территории, - отметил высокопоставленный дипломат. - Для дальнейшего процесса ядерного разоружения необходимо сосредоточить усилия международного сообщества прежде всего на решении актуальных проблем в области международной безопасности и стабильности".
"Среди них выход [США] из договора по ПРО, а затем ничем не ограниченное одностороннее развертывание систем глобальной ПРО США, отказ от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, разработка высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, - обратил внимание замглавы МИД РФ. Перспектива вывода ударных вооружений в космос; сохраняющийся, а кое в чем нарастающий количественный и качественный дисбаланс в сфере обычных вооружений".
По его словам, сохранение неурегулированности всех этих проблем и тенденция к дальнейшему осложнению некоторых из них "подрывает доверие между государствами и сводит на нет все разоруженческие усилия".
Рябков также заявил о необходимости проанализировать статус США в Договоре о всеобщем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и принять адекватные меры.
"Отказ США от линии на его ратификацию и создание у себя условий для ускоренного возобновления ядерных испытаний наносит серьезнейший удар по договору, - сказал он. - Необходимы объективный анализ происходящего вокруг ДВЗЯИ и принятие адекватных мер по формату участия в уже созданных структурах государства, которое ратифицировать договор не собирается".
Рябков добавил, что большинство стран закрывает глаза на эту ситуацию, ограничиваясь дежурными словами о необходимости выполнения договора и делая вид, будто отказ США от ратификации ДВЗЯИ "не настолько уж серьезное событие". "На самом деле ситуация весьма и весьма тревожная", - добавил замглавы МИД РФ.
Замминистра иностранных дел России сообщил, что Москва продолжит выполнение своих обязательств по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе, включая проект по производству стабильных изотопов на объекте в Фордо.
"Сейчас речь идет о сохранении СВПД в усеченном формате в составе КНР, "евротройки" (Великобритания, ФРГ, Франция), России и Ирана. Мы намерены продолжить выполнение своих обязательств по СВПД, включая дальнейшую реализацию проекта по налаживанию производства стабильных изотопов на иранском объекте в Фордо", - обратил внимание дипломат.
Он назвал выход США из ядерной сделки серьезным вызовом режиму ДНЯО. "Предусмотренные СВПД меры, включая верификацию и контроль, а также механизмы обмена информацией носят беспрецедентный характер, они создают надежнейшую гарантию исключительно мирного характера ядерной программы Тегерана", - отметил Рябков.
Без ДНЯО таким оружием могли бы обладать на сегодняшний день до 50 стран, отметил замминистра иностранных дел.
"По экспертным оценкам, не будь ДНЯО, ядерным оружием к настоящему моменту теоретически могли бы обзавестись до 50 стран. И хотя мы не можем полностью исключить появление новых государств с военным ядерным потенциалом, тем не менее, без договора ситуация была бы гораздо хуже", - сказал он.
"Очевидно, что ДНЯО существенным образом ограничивает политические и экономические возможности для создания или приобретения ядерного оружия", - добавил Рябков.
Воздержание от провокаций
Рябков также призвал США и КНДР воздержаться от провокационных действий и выдвижения ультимативных, невыполнимых требований с учетом итогов саммита в Сингапуре.
По его словам, обстановка вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе "может иметь негативную проекцию на появившиеся перспективы урегулирования ситуации на Корейском полуострове".
"Мы считаем, что двигаться к задаче денуклеаризации Корейского полуострова нужно пошагово, соответствующие предложения нами делались в двустороннем формате с китайскими коллегами и в других форматах, они остаются с силе, - отметил Рябков. - Сейчас важно воздерживаться от провокационных действий, от выдвижения ультимативных и невыполнимых требований. Было бы большой ошибкой в очередной раз упустить появившуюся в том числе благодаря конструктивному настрою КНДР и Республики Корея возможность наладить регулярный предметный диалог по ядерной проблеме Корейского полуострова".
В Москве исходят из того что денуклеаризация Корейского полуострова "может быть надежно обеспечена лишь при организации комплексного решения всех вопросов обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии, а среди этих проблем видят и наращивание потенциала системы ПРО США", заявил заместитель главы МИД РФ.
Рябков отметил, что РФ ведет контакты с США и КНДР по итогам саммита в Сингапуре. "Разумеется, контакты есть. Сегодня в Москве находится один из высших руководителей КНДР. Мы получаем информацию из различных источников, недостатка в ней не испытываем", - сказал он, отметив, что потребуется какое-то время, чтобы составить собственное представление об итогах саммита в Сингапуре.
"Я думаю, сейчас многие в мире именно на этом сфокусированы. Мы будем обмениваться оценками, будем, несомненно, ориентироваться на дальнейшее, очень активное, проактивное наше участие в решении всех проблем, связанных и с денуклеаризацией Корейского полуострова, с созданием коллективной системы обеспечения безопасности и стабильности в Северо-Восточной Азии, - обратил внимание Рябков. - Это наш регион, мы в нем находимся, живем. Поэтому без нас движение в этом направлении просто невозможно".
Консультации с Ираном и "евротройкой"
Россия проведет в ближайшие дни консультации с Ираном и европейскими странами - участниками ядерной сделки (Великобритания, Германия, Франция) по выполнению соглашения, акцент будет сделан на обеспечении экономических интересов государств.
"Мы продолжим соответствующие консультации в ближайшие дни как с европейцами, так и с иранцами, - сказал он. - Данный вопрос (о работе компаний стран - участников сделки с Ираном - прим. ТАСС) будет в числе ключевых".
Рябков отметил, что защита интересов экономических операторов в Иране стала сейчас задачей номер один. "Очевидно желание администрации США подмять под себя бизнес, выстроить под свои экономические нужды поведение экономоператоров, занимающихся разного рода проектами в Иране, - продолжил он. - Но сейчас воля и политическая решимость участников Совместного всеобъемлющего плана действий проходят испытание. Мы воодушевлены тем, что солидарность, проявляемая в этом кругу, очень впечатляет".
Как отметил замглавы МИД РФ, "евротройка" и Иран вырабатывают механизмы, которые смогут в максимальной степени обеспечить экономические интересы сторон. "Мы такую постановку вопроса разделяем, но добиваемся также нашего собственного встраивания во все те модели и схемы работы в новых условиях, которые могут быть сделаны в ЕС", - добавил он.