МОСКВА, 9 января. /ТАСС/. Россия не собирается оплачивать создание в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) механизмов по установлению виновных в предполагаемых химических атаках, и вычтет долю из взноса в бюджет на 2019 год, если на эти цели будут направлены ранее выделенные Москвой средства. Об этом заявил постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин в интервью газете "Известия".
"На конференции государств-участников российская делегация сделала заявление: мы не собираемся платить деньги в так называемый специальный фонд для создания IT-инфраструктуры в целях атрибуции, который предполагается сформировать за счет остатков бюджета 2016 года, - сказал он. - Мы потребовали, чтобы нам вернули нашу долю из этих кассовых остатков. Если этого не произойдет, мы вычтем нашу долю из взноса в бюджет на 2019 год".
"Мы абсолютно не скрываем того, что за навязываемую Западом атрибуцию мы платить не будем, и надеемся, что так же поступят наши ближайшие партнеры", - подчеркнул Шульгин.
Дипломат указал, что механизм атрибуции - это не что иное как инструмент, направленный на подрыв политического процесса в Сирии, правительство которой, как утверждают в западных столицах, применяло химическое оружие во время внутреннего конфликта. "В данном контексте и надо рассматривать запуск атрибутивного механизма применительно к Сирии: западные страны хотят, чтобы авторитетная международная организация обвинила руководство САР в совершении преступлений с использованием химоружия, - продолжил он. - При таких обвинениях само мирное урегулирование с участием официального Дамаска ставится под большой вопрос".
20 ноября ОЗХО, вопреки возражениям России, приняла решение об увеличении бюджета организации на €2,4 млн (до €69,7 млн). Дополнительные средства планируется направить в том числе на создание атрибутивной группы - механизма по установлению виновных в предполагаемых химических атаках.
Российская сторона выступала категорически против превращения ОЗХО в "карающий орган", обращая внимание на то, что при наделении правом установления виновных в применении химоружия остро встанет вопрос вторжения организации в сферу исключительных прерогатив СБ ООН. Кроме того, атрибуция не предусмотрена Конвенцией о запрещении химического оружия, а само решение о создании атрибутивного механизма из-за особенностей голосования было принято в июне меньшинством (лишь 82 страны из 193 проголосовали за, однако этого оказалось достаточно, так как голоса воздержавшихся не учитывались).