Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Все новости
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Армия: задача в семь ходов

8 июля 2013, 19:30 UTC+3 Александр Садчиков (ИТАР-ТАСС, Москва)

Реформаторы вооруженных сил должны быть готовы к кибервойнам, но не забывать о зарплате офицеров

Поделиться
Материал из 1 страницы
Фото ИТАР-ТАСС

Фото ИТАР-ТАСС

Вооруженные Силы, МВД, МЧС, спецслужбы и другие воинские формирования должны быть более эффективными, отвечать всем современным требованиям – от тактики и вооружения до социальных гарантий военнослужащим. Чтобы добиться эффективности, всем силовым структурам, а в первую очередь армии, нужно решить семь задач, которые поставил президент на заседании Совета безопасности, посвященном совершенствованию военной организации РФ на период до 2020 года.

Планирование – один из приоритетов военной организации

Можно сказать, что Россия вступает в новый этап своего военного строительства. Причины для этого – появление новых угроз и вызовов современного мира. Здесь и  разработки высокоточного оружия, и милитаризация космоса, и кибернетические войны, которые уже идут (США и Китай, к примеру, регулярно обмениваются обвинениями в хакерских атаках на силовые структуры друг друга). Все это ничего общего не имеет с привычными войсковыми операциями, развертыванием частей, боевыми действиями со стрельбой и взрывами. К войне ХХI века нужно готовиться не столько на полях сражений, сколько в ситуационных и информационных центрах. 

Соответственно, и военная организация, по словам Путина, «должна обладать всеми возможностями для того, чтобы предотвратить потенциальную агрессию против нашей страны, дать решительный ответ на любые попытки силового давления и шантажа, обеспечить гарантированную защиту суверенитета России, безопасность наших граждан».

На открытой части Совбеза президент выделил семь задач, «требующих четкого, принципиального решения».

Первую стоит выделить отдельно - это организация военного планирования. Речь идет о планах строительства и развития Вооруженных Сил и других силовых структур на период 2016–2020 годов, а также о новом Плане обороны страны. Путин поставил задачу: эти документы должны быть представлены на утверждение не позднее 2015 года.

Интрига в том, что в феврале этого года министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генштаба Валерий Герасимов приносили президенту уже разработанный План обороны. После этого, в официальных сообщениях этот документ больше не упоминался. А Путин на заседании Совбеза подчеркнул, что «необходимо  повысить качество готовящихся документов».

План обороны страны – новый для России документ. Если военная доктрина государства – это декларация его политики в области безопасности, если угодно, официальный взгляд на внешние угрозы и вызовы, то План обороны – это комплекс мероприятий, которые необходимо осуществить в случае возникновения внешних угроз (в нем прописано все -начиная от мобилизации граждан до конкретных действий отдельных ведомств). В любом случае, примечательно выделение планирования в приоритеты военного строительства. Сейчас российская армия, скорее, готова реагировать на угрозы, чем упреждать их. Это очевидно, когда возникают нештатные ситуации. Так, было, к примеру, в августе 2008 года во время событий в  Южной Осетии.

 

Как ответить на вызовы и угрозы?

Вторая, поставленная президентом задача, – это дальнейшая оптимизация состава, структуры и дислокации войск и сил, входящих в военную организацию государства (в первую очередь, это касается развития системы воздушно-космической обороны). С ней связаны третья  (быть готовыми эффективно парировать угрозы в информационном пространстве, повысить уровень защиты соответствующей инфраструктуры, прежде всего информационных систем стратегических и критически важных объектов) и четвертая  (техническое переоснащение Вооруженных Сил) задачи.

Путин призвал «учитывать тенденции военного строительства, которым следуют ведущие страны мира»: сокращая численность армии, они одновременно качественно наращивают боевой потенциал, оснащают войска передовыми системами управления, разведки и связи, ударными системами.

С дислокацией – свои проблемы. Эксперты давно говорят о концентрации военных объектов в западных регионах страны при том, что на Востоке все войска и вся их инфраструктура «лежат» узенькой полоской вдоль границы. Ситуацию нужно менять, но не механическим перемещением из точки А в точку Б, а созданием как раз новых, современных  объектов, например, таких как новая радиолокационная станция «Воронеж-М», которая была введена в строй в прошлом году местечке Усолье-Сибирское под Иркутском.

Если же говорить о других структурах, то более широкие возможности действий в любой точке страны должны появиться у МЧС. Это касается создания региональных аэромобильных группировок, пожарно-спасательных отрядов.  «Считаю, что нужно серьезно укрепить подразделения МЧС в Сибири и на Дальнем Востоке» - заметил Путин. Вероятно, здесь нужно извлечь уроки и из многочисленных лесных пожаров прошлых лет, когда у МЧС оказалось недостаточно возможностей противостоять стихии, и из недавней истории с катастрофой вертолета Ми-8 в Якутии, который спасители так и не смогли обнаружить самостоятельно (вертолет нашелся только после того, как командир экипажа вышел на связь по спутниковому телефону).

 

Социалка, наука, допризывная подготовка

Другие задачи, скорее, «гуманитарного» плана. Пятая – продолжить работу по укреплению социальных гарантий военнослужащих. Это очень важный для военных пункт, поскольку в подготовленных Минфином «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» ничего не говорится об индексации зарплаты военнослужащих. Теперь президент дал понять, что «нужно предусмотреть в бюджете соответствующую индексацию уровня доходов военнослужащих и военных пенсионеров».

Шестая - касается будущего военной науки. В ближайшие два года должна быть проведена оптимизация военно-научного комплекса Минобороны, создана система перспективных военных исследований, найдены новые стимулы для привлечения и закрепления в военно-научных центрах молодых специалистов.

Наконец, седьмая задача – повышение качества допризывной подготовки. Здесь предлагается взять все лучшее, что было в прежней системе (например, ДОСААФ) и одновременно использовать новые методики и программы, помогающие молодежи адаптироваться к срочной службе. Это могу быть технические кружки и клубы.  

Долгое время все три направления воспринимались как периферийные. Вроде бы что-то на них выделяется – особенно на социалку - но все это где-то там, за горизонтом перевооружения, боевой подготовки и т.п. Теперь можно сделать вывод, что они становятся равными среди равных и выбора - урезать расходы на ракеты или на зарплаты офицеров - больше не будет. 

 

Содержать или оснащать? 

На заседании Совбеза Владимир Путин подчеркнул, что «оборонные программы должны быть разумными и не ложиться тяжким бременем на экономику и социальную сферу страны».  В последнее время много говорилось, что программа перевооружения до 2020 года может быть скорректирована, а то и вовсе свернута. В свою очередь, военные четко обозначили рубеж, за который не намерены «отступать»: за пределы 2016 года может быть перенесен лишь незначительный объемов финансирования – не более 100 млрд. рублей. Судя по всему, этим дело и ограничится, если, разумеется, не будет глобальных экономических потрясений.

По крайней мере, позиция президента по программе перевооружений, высказанная на Совбезе, однозначная: «все  намеченное должно быть выполнено». «Если есть необходимость сдвинуть сроки по каким-то позициям, такое решение должно быть обосновано и согласовано», - сказал Путин.

Примечательно, что накануне Минфин согласился увеличить расходы федерального бюджета России по разделу «национальная оборона» в 2016 году на 63% по сравнению с 2013 годом, что составят 3,418 трлн. рублей. Вообще, оборонный бюджет не должен пострадать в ближайшие годы. В 2013 году на национальную оборону в нем запланировано 2,098 трлн. рублей (15,7% в общей структуре расходов). В 2014 году эту статью планируется увеличить к уровню предыдущего года на 21,9% - до 2,558 трлн. рублей (18,6% расходов), в 2015 году - на 22,5% - до 3,134 трлн. рублей (21,2% расходов), а в 2016 году - еще на 9,1% - до 3,418 трлн. рублей (22% от общего объема расходов бюджета).

Такой темп финансирования позволит закупать новые образцы вооружений и военной техники. Как сказал Сергей Шойгу после заседания Совбеза, Россия планирует увеличить за три года количество крылатых ракет от сегодняшнего объема в пять раз, а к 2020 году - в 30 раз. Другая новость пришла с шестого международного военно-морского салона МВМС-2013 из Санкт-Петербурга. В 2013 году в году в состав военно-морского флота России будут приняты 36 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. «Такого еще не было», - сказал ИТАР-ТАСС заместитель главнокомандующего ВМФ, вице-адмирал Александр Федотенков. По его словам, это свидетельствует о возрождении ВМФ.

Сейчас страна вышла на формулу «50 на 50» - половина бюджетных средств выделяется на содержание Вооружённых Сил, половина – на переоснащение. Совсем недавно такое соотношение было «30 на 70» (30% - на развитие, 70% – на содержание).  К 2020 году доля современных вооружений российской армии должна составить от 70 до 100%. Пока что нет оснований говорить о несостоятельности таких планов.

Показать еще
Поделиться
Новости smi2.ru
В других СМИ
Реклама
Загрузка...
Реклама