Закрыть фоторежим
Закрыть фоторежим
Ваш регион:
^
Лента новостей
Новости Поиск Темы
ОК
Применить фильтр
Вы можете фильтровать ленту,
выбирая только интересные
вам разделы.
Идёт загрузка

Зачем регионам использовать политические технологии мэра Москвы

16 июля 2013, 12:00 UTC+3 Алексей Чеснаков
Власти решили остановиться на повсеместном введении централизованного сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку неимущих (голосов)кандидатов
Материал из 1 страницы
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС

Новая волна критики т.н. «муниципального фильтра» заставила власти пойти на некоторые малоприятные демонстративные шаги, с целью хоть какой-то компенсации его очевидного вреда.

Поскольку ничего нового, интересного и эффективного в целях пропаганды полезности этого «оригинального» изобретения властям за целый год найти не удалось, вместо стратегического наступления логично была выбрана тактическая оборона. Чтобы технологическими маневрами компенсировать явные недостатки процедуры.

Нужно признать, что вариантов такой компенсации было немного. И у всех - свои минусы. Взвесив за и против, власти в итоге решили остановиться на повсеместном введении централизованного сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку неимущих (голосов) кандидатов.

Довольно странная, но, пожалуй, единственная возможность хоть как-то сохранить лицо и выполнить трудновыполнимую норму закона. Возможность не идеальная и по своей сути даже унизительная для обеих сторон. Но, видимо, именно "равновредность" и явилась последним аргументом в ее пользу.

Конечно, эти инновации появляются не от хорошей жизни и нисколько не решают проблемы с наличием фильтра как искусственного ограничителя политической активности. Скорее наоборот. И осенью, после единого дня голосования, который завершится с предсказуемым результатом, и в следующем году перед выборами будут новые волны критики. Властям придется что-то делать, чтобы их минимизировать.

При этом вопрос о ликвидации фильтра вряд ли будет решен. Отказ от него принесет властям серьезные имиджевые потери – ведь большинство из тех, кто соответствующие нормы инициировал и принимал, все еще во власти. И придется объяснить провал инициативы, с момента которой прошло всего ничего. Так что надежд на отмену мало. Если только кому-то не удастся убедить нынешнего президента в тренде последнего времени ликвидировать изобретения президента предыдущего. Так что скорее всего очередной раз придумают что-то «технологически» безопасное.

Сейчас же самое время порассуждать о тех шагах, которые могут быть сделаны в рамках существующего подхода. А у него явно есть возможности для улучшения.

Можно попытаться использовать некоторые технологические и стилистические наработки мэра Москвы и попытаться их продвинуть в регионы. Ничего зазорного и необычного в этом нет. Ведь за Собяниным особая роль – ему фактически приходится выступать в роли лидера демократического процесса. Формулировка несколько пафосная, но что делать. Ни в одном другом регионе, да и в стране в целом, нет либеральной силы (или, если кому-то очень хочется - «тусовки»), способной так же серьезно давить на власть и делать ее более открытой и гуманной.

Первое. По примеру Москвы необходимо разрешить самовыдвижение при выборах глав во всех регионах. Это позволит избавиться от серьезного законодательного ограничения, к которому много претензий.

Второе. Желательно, не откладывая в долгий ящик (чтобы нормы сработали уже в следующем году), снизить процент необходимых для регистрации подписей муниципальных депутатов. Сейчас федеральным нормативом установлен диапазон 5-10%. Москва выбрала 6%, хотя могла бы и 5%. Но безболезненно можно установить и 2-4%.

Третье. Обеспечить участие в выборах новых лиц. Не стоит преувеличивать опасность того, что представители несистемной оппозиции получат доступ к СМИ. Московский пример показывает – даже самый радикальный из критиков вполне встраивается в процедуру.

Четвертое. Нужно менять стилистику выборных кампаний и перестать ориентироваться на т.н. «сушку» явки, обеспечивающей победу властному кандидату при снижении количества проголосовавших избирателей. Нужно вести параллельную кампанию по приглашению избирателей на участки. Это сильнее сработает на легитимацию процедуры, чем участие в ней любых оппозиционеров.

Наконец, пятое. Не следует опасаться политических кампаний. Сейчас большинство губернаторов и представителей власти идут на выборы со стратегией административной. От нее нужно избавляться. Это позволит сделать выборы более яркими и избавит власть от части обвинений в использовании админресурса. Да, у многих глав регионов нет опыта персональных политических кампаний и им еще очень страшно их проводить. Но нужно признать, что хозяйственники из них тоже не очень.  

Разумеется, этими пятью пунктами ограничиваться не стоит. Кому-то они могут показаться даже наивными, ввиду невозможности подобными призывами изменить поведение губернаторов. Главы регионов даже на однозначные «сигналы» из самого Кремля реагируют по-своему. Однако у них начинает формироваться понимание, что можно и по-другому. Превратится ли это понимание в то, что и нужно по-другому, мы увидим уже в ближайшее время. 

 

ЧеснаковАлексей Чеснаков - руководитель Научного совета Центра политической конъюнктуры.

Показать еще
В других СМИ
Реклама
Реклама