19 сентября 2013, 20:39

Россия ХХI века и мир: новые рубежи. Слова Путина

Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков
Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

Владимир Путин не исключил для себя участия в президентских выборах 2018 года

Владимир Путин дал понять, что, возможно, будет участвовать в следующих президентских выборах в 2018 году. "Я не исключаю", - сказал Путин под дружеским нажимом экс-премьера Франции Франсуа Фийона на заседании международного клуба "Валдай". Другие темы дебатов - принципиально новая ситуации в России, возникшая в результате выборов 8 сентября, и каким стал мир после инициатив Москвы по сирийскому урегулированию. 

Демократии нужно развитие, власти - обновление 

То, что ситуация в России изменилась, наглядно продемонстрировали выборы 8 сентября и их результаты. С одной стороны, они показали степень открытости власти, с другой -  возможности системной и несистемной оппозиции. По сути, они дали старт новой политической реальности, в которой стране придется жить как минимум ближайшее десятилетие. 

Тенденции – очевидны. Парламентскую оппозицию все больше и больше теснит несистемная, и этот тренд будет продолжаться. Губернаторы уже не чувствуют себя независимыми от воли своих избирателей и должны перестроить свою  ориентацию и на них, не только на волю Кремля. Федеральная власть вынуждена искать новые формы диалога со всеми частями общества. Возродились политтехнологи, и они успешно конкурируют с административным ресурсом /применение которого, в свою очередь, теперь уже не просто девальвируется, но чуть ли не несет угрозу карьере чиновника любого уровня/.

В новых условиях оппозиционный политик, имеющий свою позицию и волю к борьбе, вполне может претендовать на пост мэра или пройти в депутаты регионального законодательного собрания. В частности, это подтверждает опыт Алексея Навального и Евгения Ройзмана. Новые возможности диктуют и новый стиль поведения.

Как и чем ответит на все это власть? Путин откровенно расставил акценты. "Общество развивается и вместе с ним будет развиваться политическая система" - пообещал он. Развитие – это в первую очередь обновление. "Молодежь стучится в двери Кремля", - заметил один из участников форума, и Путин дал явно понять, что он сторонник этой тенденции. "Мне бы тоже очень хотелось, и я все время об этом думаю, думаю о том, чтобы в политику России приходили умные, патриотично настроенные, молодые люди, с ясной перспективой и пониманием того, что нужно сделать для блага своей родины", - сказал он "валдайцам" и подкрепил слова обещанием того, что будет этому всячески способствовать, в том числе и через неправительственные организации.

Эксперты еще не успели проанализировать результаты 8 сентября, а уже началась подготовка к выборам в Мосгордуму в следующем году. Уже и федеральная  избирательная кампания не кажется какой-то отдаленной перспективой. Не случайно, Путина спросили будет ли он баллотироваться на выборах главы государства в 2018 году. "Я не исключаю", - ответил президент, хотя потом и дал понять, что об этом говорить рано.

В любом случае налицо симптомы того, что в обществе существует запрос на новые лица и новые идеи. На форуме присутствовали представители несистемной оппозиции, и многие из них задали вопросы президенту, причем Путин сам давал им слово. Что характерно – вопросы от "внесистемщиков" были конкретными и конструктивными. Владимир Рыжков спросил о возможности амнистии по "Болотному делу" /Путин и это не исключил/. Ксения Собчак - о возможности молодежи реализовать себя в политике. Вопрос Ильи Пономарева касался индексации зарплаты учителей. Так или иначе, но на форуме и на встрече с президентом внесистемная оппозиция выглядела вполне себе системно и конструктивно.

Не случайно прозвучал и еще очень важный тезис о том, что в российской политике было много разрушителей, теперь ей нужны созидатели. "Уверен, что так и будет", - заметил Путин. "На протестных настроениях можно добиться электорального результата, но это совсем не значит, что за этим последует период эффективного и позитивного развития региона, муниципалитета или всей страны в целом, - сказал президент. - Нужны действительно подготовленные люди, грамотные, эффективные управленцы, с ясной позицией по поводу путей развития страны".

Человек как национальная идея

Политика не может существовать без идеологии. Демократические институты также должны опираться на идеи. С этим в России пока что большая путаница. Тему постсоветской российской идентичности обсуждают чуть ли не каждый день на всевозможных круглых столах и конференциях, но эти обсуждения носят корпоративный характер. Однако количество обсуждений не приводит к появлении качественных объединяющих идей. Над этой же темой работали и участники валдайского форума. Например, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов полагает в качестве такой идеи – человека: "Что нужно делать — это вкладывать в человека, в его образование, здоровье, в его активность, патриотизм". "Россиянин впервые за историю нашей страны должен стать центром национальной стратегии и стать национальной идеей, - сказал Караганов. - Только в этом случае через 10-20 лет мы сможем стать сильной, конкурентоспособной державой, не раньше того".

Путин также включился в дискуссию и предложил свой набор ценностей, которые он считает главными для России. "Суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловны, это те красные линии, за которые нельзя никому заходить", -подчеркнул глава российского государства. Путин считает, что "практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается, самоустранение государства и общества не срабатывает".

Что же делать? Ответ одновременно и простой, и сложный. С точки зрения президента, нужно искать синтез лучшего национального опыта. Здесь не помогут ни советский опыт, ни консерватизм царской России, ни западный  ультралиберализм реформаторов 1990-х.

Речь идет не просто об анализе исторического, культурного, государственного российского опыта, а о стратегии и ценностной основе развития страны в целом – "о том, как глобальные процессы будут влиять на нашу национальную политическую действительность, о том, каким мы хотим видеть мир в ХХI веке, и что может привнести в этот мир наша страна, Россия".

"Наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения. Иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успехов в условиях глобальной конкуренции, а сегодня мы видим новый виток этой конкуренции", - сказал Путин.

Вопрос о национальной идентичности только на первый взгляд кажется абстрактным. В современной политической реальности он может обернуться серьезными проблемами для стран и континентов. "Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации, - заметил Путин. - Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога или веру в сатану".

Такой вариант – не для России. Путину ближе подход русского философа Константина Леонтьева, который говорил, что Россия  всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России.

При этом Путин назвал и необходимые условия сохранения единства страны: "Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями".

Конечно, дискуссии о концепции национального развития будут продолжаться. Однако президент убежден в том, что "в сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое". Это важный момент, поскольку в российской традиции долгое время считалось, что главный приоритет – это интересы государства, а личность и ее права – вторичны.

Сирийский вопрос и новая геополитическая реальность

Сейчас в зарубежной прессе очень популярен тезис: Россия на международной арене стремится вернуть - а в некоторых интерпретациях, уже вернула - степень влияния Советского Союза. С похожими тезисами выступали и некоторые участники валдайского форума.

В любом случае, мирные инициативы по Сирии вывели нашу страну в принципиально иную ситуацию, чем раньше. Москва укрепила свои позиции не только на Ближнем Востоке, но и во всем остальном мире. Политический вес России-2013 серьезно отличается от того, что представляла собой страна, скажем, 20 или 10 лет назад.

Мир признает внешнеполитические достижения России. Бывший премьер-министр  Франции Франсуа Фийон назвал договоренность Лаврова и Керри чрезвычайно важным и позитивным. Но в сирийском вопросе еще рано ставить точку. Миротворческий процесс даже не стартовал. Есть только хрупкие договоренности по поводу химического оружия, которое контролируется официальным Дамаском /это важно оговорить, поскольку никто не знает, какими арсеналами обладают боевики и как их собираются использовать/.

В этом вопросе Путин также счел необходимым расставить акценты. "У нас есть равные права и равные обязанности со всеми нашими коллегами, вовлеченными в дискуссию по Сирии", - заявил глава государства, отвечая на вопрос, не чувствует ли Россия свою особую ответственность за успех в реализации договоренностей по мирному урегулированию ситуации в Сирии. "На нас на всех лежит особая ответственность, в равной степени лежит на всех", - подчеркнул Путин.

Да, позиция президента России по урегулированию ситуации в Сирии была воспринята президентом США. Однако Путин не согласен, что российское предложение по части сирийского химоружия помогло Обаме "спасти свое лицо": "Такой цели не ставилось", - заверил Путин.

При этом стороны продолжают по-разному интерпретировать происходящее. К примеру, Путину до сих пор не понятно, что есть "зло" в Сирии. "А что там зло? То, что семья президента Асада 40 лет у власти? Это не зло. Нет там демократии? В понимании американского истеблишмента - нет... Вот в Саудовской Аравии, говорят, тоже нет. И с этим трудно не согласиться. Но ее бомбить никто не собирается", - заметил во время дискуссии российский президент.

Получается, что ситуация в мире меняется, но вот двойные стандарты никто не отменял. То, что позволено одним – запрещено другим. Внешние силы как и раньше продолжают вмешиваться в сирийский конфликт. "Откуда там взялась террористическая группировка "Ан- Нусра"? И госдеп это признает, что там воюют подразделения "Аль-Каиды", - заметил президент России.

Российский подход и к сирийской проблеме, и другим конфликтам не меняется. Его формула проста: угроза применения силы - это не панацея решения спорных вопросов. Все должно быть в рамках международного права, а принципиальные решения – прерогатива Совета Безопасности ООН. Только так возможно добиться мирного урегулирования.

Путин дал понять, что Москва будет демонстрировать жесткий подход и к переговорам с Украиной и Евросоюзом. "Сейчас мы видим привлекательное предложение, которое Европа делает Украине. С другой стороны, есть Таможенный союз, в который входят Россия, Казахстан и Белоруссия. Эти предложения, я считаю, несовместимы", - заметил экс-глава Еврокомиссии  Романо Проди. Позиция России формулируется Путиным недвусмысленно: "Мы говорим — это ваш выбор, мы все понимаем, но имейте в виду, мы вынуждены будем защищать свой рынок, вводить инструменты защиты. Мы об этом прямо и честно вам говорим".

Что касается отношений России с Европой, то Проди сравнил их с отношениями икры и водки, давая тем самым понять, что и тот, и другой продукт дополняют друг друга. В последнее время еврочиновник разочарован – "отношения стали не такие уж крепкие". На это Путин ответил: "Смотри, что он /Романо Проди/ сказал: отношение России и Европы — это как отношение икры и водки. Но ведь и икра, и водка — это российские продукты, это продукты российского происхождения. Они привыкли в Европе как? По известному принципу: сначала давайте съедим твое, а потом — каждый свое». Такой подход не устраивает Москву. Куда лучше – "шведский стол": справедливое партнерство в торговле и в политике.  

Второй-четвертый срок

Слова президента России о том, что он "не исключает" для себя возможности участия в президентских выборов 2018 года прозвучали  в полемике с экс-премьером Франции Франсуа Фийоном. Сам Фийон после этого был также вынужден "не исключить" и своего участия в выборах президента Франции, которые пройдут в 2017 году.

Это первое заявление Путина, которое касается будущих федеральных выборов. Вероятно, после того, как оно прозвучало, политологи и эксперты начнут строить прогнозы о перспективах такого шага со стороны Путина. Первые комментарии говорят, скорее, о неожиданности самого заявления. "Я еще об этом подумаю, как к этому отнестись. Он действующий политик и для него это естественно /думать о будущих выборах/", - передает ИТАР-ТАСС заявление бывшего министра финансов Алексея Кудрина.

В любом случае, Путин внес в политическую повестку дня тему следующей президентской гонки, вскоре мы неизбежно увидим, как другие потенциальные ее участники будут также пытаться обозначить свое отношение к этому вопросу.

Хотя до выборов еще 5 лет.