15 июля 2015, 05:30,
обновлено 15 июля 2014, 06:44
Авария на синей ветке московского метро

Катастрофа на синей ветке московского метро: год спустя

15 июля 2014 года на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" сошли с рельсов три вагона поезда. Жертвами аварии стали 24 человека, более 180 пострадали

15 июля 2014 года в 08:34 мск на перегоне московского метро между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" Арбатско-Покровской линии произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории российского метрополитена. Трагедия унесла жизни 24 человек, более 180 были ранены.

В районе путевой стрелки у строящегося съезда к новому пути Калининской линии сошли с рельсов и разрушились три передних вагона электропоезда модели 81-740/741 "Русич".

На месте происшествия погибли 20 человек, еще четыре человека впоследствии скончались в больницах от полученных ранений.

В числе погибших были граждане РФ, Китая, Таджикистана, Киргизии, Молдавии и Украины. Ранения разной степени тяжести получили 188 человек, из них более 150 были госпитализированы. Последний пострадавший был выписан из больницы только 14 октября. Ущерб, причиненный ГУП "Московский метрополитен", составил 331,74 млн рублей.

16 июля был объявлен в Москве днем траура по жертвам катастрофы.

Авария в московском метро: катастрофа, унесшая жизни более 20 человек

Авария на синей ветке московского метро

В день катастрофы Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена лицом в силу выполняемой работы, повлекшее смерть двух и более лиц). Максимальное наказание по этой статье предусматривает семь лет тюрьмы.

Следствие практически сразу исключило вероятность теракта, в числе возможных причин катастрофы изначально рассматривались техногенные: неисправность вагонов, путевой стрелки, проседание полотна, резкое торможение состава из-за скачка напряжения.

По безопасности, по количеству происшествий в метро, московский метрополитен среди мировых наиболее безопасен. Ситуация является чрезвычайной и экстраординарной. Необходимо разбираться с ее причинами. <...> Почему именно такая авария? Почему именно с такими последствиями? Это выяснит следствие и ревизия всего происходящего
Сергей Собянин
в эфире радио "Коммерсантъ-FM"

В тот же день в рамках расследования уголовного дела были задержаны первые подозреваемые: старший дорожный мастер службы пути ГУП "Московский метрополитен" Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. По данным следствия, крушение произошло из-за того, что на перегоне был ненадлежащим образом - с помощью трехмиллиметровой проволоки - зафиксирован недавно врезанный стрелочный перевод. В момент проезда состава по стрелке проволока порвалась, в результате механизм перевелся, головной вагон на скорости около 70 км/ч ударился в стену камеры съездов и резко остановился, приняв на себя удар остальных вагонов.

17 июля обыски по делу о катастрофе в метро прошли в московском офисе крупного строительно-инвестиционного холдинга "Ингеоком", проводившего работы на перегоне, где произошло ЧП.

21 июля представитель СК объявил о задержании еще двух подозреваемых. Ими стали заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Алексей Трофимов и директор по производству субподрядной организации ООО "Спецтехреконструкция" Анатолий Круглов. Башкатов и Трофимов по указанию Круглова выполняли работы по устройству стрелки, Гордов же осуществлял надзор за этими работами.

22 июля был отправлен в отставку начальник московского метро Иван Беседин, который на момент ЧП находился в отпуске.

На его место был назначен Дмитрий Пегов, ранее отвечавший за организацию высокоскоростного пассажирского движения в компании РЖД.

15 декабря, по данным СМИ, сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД на метрополитене совместно с сотрудниками Главного следственного управления СК РФ провели следственные действия и повторную выемку финансовой документации в офисе "Ингеокома".

16 июня 2015 года Генпрокуратура направила дело о катастрофе в Дорогомиловский районный суд Москвы. По словам представителя СК Владимира Маркина, версия следствия о виновности Круглова, Башкатова, Трофимова и Гордова подтверждается совокупностью собранных доказательств. По версии следствия, Кругов допустил выполнение работ без соответствующих документов и согласования со службами метро; Башкатов несет ответственность за некачественный ремонт стрелки; Трофимов закрепил остряк стрелки проволокой, что строго запрещено техникой безопасности; Гордов же, зная об этом, ничего не предпринял для информирования других подразделений метрополитена и остановки поезда метро в день катастрофы.

Из заявления СК РФ также стало известно, что обвинения по ч.3 ст. 263 УК РФ были предъявлены еще шести фигурантам: начальнику службы пути метрополитена Юрию Сильянову, его заместителю Валерию Малышеву, начальнику 3-й дистанции службы пути Николаю Мельникову, его заместителю Анатолию Казанцеву, а также проводившим обход пути монтерам 3-й дистанции Юрию Шеянову и Наталии Веденеску. Таким образом, общее число обвиняемых достигло десяти человек. Представитель СК Владимир Маркин заявил, что одной из причин катастрофы стало фактическое "сращивание" ряда лиц из числа руководителей московского метро с представителями коммерческих строительных организаций "с целью извлечения личной выгоды вопреки безопасности пассажиров".

8 июля 2015 г. Дорогомиловский райсуд Москвы приступил к слушаниям по делу. Находившиеся на скамье подсудимых Анатолий Круглов, Алексей Трофимов, Валерий Башкатов, Юрий Гордов отказались признать вину. Сторона защиты ходатайствовала о привлечении в качестве свидетеля машиниста Сергея Осипова, который выжил в катастрофе, но в результате черепно-мозговой травмы не помнил обстоятельств крушения.

Крупнейшие аварии в московском метро: хронология

Аварии в московском метро за 20 лет